Комментарии к законам

Статья 174 УК 1996 г., предусматривающая в первоначальной редакции ответственность за отмывание денежных средств или имущества, приобретенных заведомо незаконным путем, была первым российским законодательным опытом борьбы с отмыванием денег. Несколько лет действия нормы на практике показали, что она далеко не совершенна, на что неоднократно указывалось в уголовно - правовой науке. Кроме того, правоохранительные органы имели ограниченные возможности для применения ст. 174 УК, поскольку не был принят закон о борьбе с легализацией денежных средств или иного имущества. Соответственно, не существовала система контроля за операциями с крупными денежными средствами и с имуществом в крупном размере, хотя отдельные сделки контролировались и ранее.. Сейчас, с принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", отмеченная проблема решена. Редакция ст. 174 УК изменена; ныне она предусматривает ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. Введена новая уголовно - правовая норма, предусмотренная ст. 174.1 УК: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. Законодатель, таким образом, разделил понятие уголовно наказуемой легализации в зависимости от субъекта преступления. Однако многие понятия для этих близких составов общие.



Международно - правовая база составов, предусмотренных ст. ст. 174 и 174.1 УК, - Базельское заявление по принципам от 12 декабря 1988 г.; Венская конвенция ООН от 20 декабря 1988 г., регламентирующая борьбу с "отмыванием" денег от наркобизнеса; Страсбургская конвенция Европейского Совета 1990 г. по этому же вопросу; Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая также в Страсбурге в 1990 г. государствами - членами Совета Европы; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и др.
Следует принимать во внимание и заключенные Россией межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля с Белоруссией, Грузией, Арменией, Киргизией, Молдавией, Узбекистаном, Казахстаном; соглашения между Российской Федерацией и другими странами, например Итальянской Республикой, о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля и в сфере выявления и предотвращения финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.
Основные понятия составов о борьбе с легализацией преступно полученных доходов определены, как указывалось, в базовом Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Он регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и постоянно проживающих в России лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем (ст. 2). К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации и иные меры (ст. 4).
Обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 руб., а сама операция входит в число следующих.
1) Операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставной (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.
2) Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) есть сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон - лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством РФ и подлежит опубликованию.
3) Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одна из сторон - лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию.
4) Операции по банковским счетам (вкладам): размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца; зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия.
5) Иные сделки с движимым имуществом: помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денег, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.
Сведения об указанных операциях представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (ст. 6 Закона). При этом под уполномоченным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; а в число организаций включены кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, ломбарды.
В Федеральном законе подробно указаны обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Они обязаны:
1) идентифицировать личность, которая совершает операции, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад), по предъявляемым документам;
2) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, такие сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции и сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;
3) представлять в уполномоченный орган по его письменному запросу информацию, указанную в подпункте 2, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, по которым в результате осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, независимо от того, относятся ли эти операции к операциям, в отношении которых осуществляется обязательный контроль.
Правила внутреннего контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом, а также программы по их реализации разрабатываются в обязательном порядке организациями, осуществляющими такие операции. При этом правила должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Организации обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основание полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (ст. 7).
В Законе специально установлен запрет кредитным организациям открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации (ч. 5 ст. 7).
Уполномоченный на принятие мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, федеральный орган при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией, направляет соответствующую информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией (ст. 8 Закона). Последние, в свою очередь, при наличии достаточных оснований возбуждают уголовное дело по признакам ст. 174 или ст. 174.1 УК.
Предмет преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 УК, - денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем.
Денежные средства здесь включают в себя как наличные, так и безналичные деньги в любой национальной валюте, в том числе в рублях.
Иное имущество трактуется соответственно нормам гражданского права. К нему относятся ценные бумаги, драгоценные камни и драгоценные металлы, другие движимые, а равно недвижимые вещи (строения, автотранспорт, сырье, материалы, товар, земельные участки и т.д.).
И денежные средства, и иное имущество выступают предметом легализации при условии, что они приобретены преступным путем. Это означает, что денежные средства или иное имущество появились в результате совершения любых преступлений, за исключением невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194), уклонения физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198) и уклонения от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199). К таким преступлениям относятся, например, корыстные или заказные убийства, хищения, вымогательство, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, незаконное использование товарного знака, злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии), фальшивомонетничество, коммерческий подкуп, незаконный оборот оружия, наркотических средств или психотропных веществ, взяточничество и т.д. В результате перечисленных и других преступлений лицо, его совершившее, получает преступный доход, т.е. увеличивает свое имущество, приобретая преступно то, чего ранее у него не было. Что касается преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198 и 199 УК, исключенных законодателем из преступлений, в отношении которых возможна легализация, они не приносят совершившему их преступного дохода в обозначенном выше смысле. В результате их совершения происходит преступное неуменьшение, сохранение прежних размеров своего имущества или имущества организации, в которой это лицо работает.
Принципиально важно в данном случае, что субъект преступления, предусмотренного ст. 174 УК, не участвовал в совершении преступлений, доходы от которых легализуются. Они совершены другими лицами, при этом не имеет значения, какую конкретную роль эти лица играли - были исполнителями, соисполнителями, организаторами, пособниками или подстрекателями, и где - на территории России или за ее пределами - были совершены преступления. Закон, однако, подчеркивает, что субъекту легализации должно быть известно о преступном происхождении денежных средств или иного имущества ("заведомо приобретенные другими лицами преступным путем").
Совершенно иное в этом смысле - преступление, предусмотренное ст. 174.1. Здесь первичное преступление совершено субъектом легализации. При этом преступления, в результате которых были приобретены денежные средства или иное имущество, требуют самостоятельной квалификации.
Объективная сторона рассматриваемых преступлений состоит в легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
Понятие легализации дано в Федеральном законе от 7 августа 2001 г.: под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, следует понимать придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198 и 199 УК (ст. 3).
Объем преступных действий по ст. 174 и ст. 174.1 УК не совпадает - по ст. 174.1 УК он шире. Легализация по ст. 174 УК заключается по объективной стороне в совершении в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Легализация по ст. 174.1 имеет две формы: 1) совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом и 2) использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Понятие первой формы легализации, таким образом, совпадает для обоих преступлений.
К финансовым относятся операции по движению капитала: зачисление денежных средств на счет, рассредоточение их на вкладах в различных банках, перевод в другую валюту, приобретение на незаконно полученные деньги ценных бумаг, перевод денежных средств за границу физическим или юридическим лицам или на вклады в банках с последующим их возвращением оттуда и т.д.
Сделки, посредством которых совершается легализация, понимаются так же, как в гражданском праве (например, купля - продажа, залог, аренда, мена, дарение). Примерный перечень сделок - в базовом Федеральном законе.
Как правило, для отмывания преступно приобретенных денежных средств или другого имущества используют не одну, а несколько последовательных и часто разных сделок и операций, в результате которых теряются следы происхождения полученных средств, например покупка акций, недвижимости и т.п., затем продажа их, перевод денежных средств на счета в зарубежных банках и т.д. Излюбленными местами, в которые переводятся "грязные" деньги, являются так называемые оффшорные зоны (Андорра, Джерси, Бахрейн, Дубай, Кувейт, Сейшельские острова и т.д.).
Обязательный признак составов - крупный размер осуществляемых финансовых операций и других сделок. Его понятие дано в примечании к ст. 174 и в точно таком же по содержанию примечании к ст. 174.1: "Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую две тысячи минимальных размеров оплаты труда".
Использование денежных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности как форма легализации по ст. 174.1 УК предполагает, что денежные средства или иное имущество вкладываются в законный бизнес: в предпринимательскую, банковскую, иную экономическую деятельность. На это имущество под прикрытием законных или фиктивных сделок может, например, арендоваться другое имущество, помещения, строения; может приобретаться товар или сырье для производства; денежные средства или имущество могут быть внесены в уставной капитал какого-либо предприятия и т.д. Инструментами для отмывания денег с целью их возвращения в оборот служат все виды хозяйственных предприятий, имеющих дело с большими объемами наличности.
Легализация, в какой бы форме она ни осуществлялась, считается оконченным преступлением с момента совершения действий, входящих в объективную сторону составов.
Субъективная сторона легализации и по ст. 174, и по ст. 174.1 УК характеризуется только прямым умыслом.
Виновный в легализации, предусмотренной ст. 174, обязательно должен осознавать, что денежные средства или иное имущество приобретено другими лицами преступным путем. Обязательным признаком этого преступления выступает специальная цель - придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом.
Законодатель не включает в число обязательных признаков субъективной стороны легализации по ст. 174.1 специальную цель. Это означает, что наличие любой цели, преследуемой виновным, свидетельствует о легализации. Такое широкое понимание цели обусловлено, очевидно, фактом совершения виновным первичного преступления.
Субъекты легализации по ст. 174 УК и ст. 174.1 - разные. Субъектом преступления по ст. 174 УК является любое лицо, достигшее 16 лет, за исключением лиц, которые сами приобрели денежные средства или имущество преступным путем. Это может быть лицо, действующее от имени или по поручению владельца преступно нажитого имущества; любое другое лицо, сознающее, что совершает финансовую операцию или сделку в крупном размере, направленную на легализацию (отмывание) денег или имущества, полученных заведомо преступным путем.
Субъект преступления по ст. 174.1 - лицо, достигшее 16 лет, которое само приобрело денежные средства или имущество преступным путем.
Квалифицирующие признаки легализации, предусмотренной анализируемыми статьями, полностью совпадают.
Уголовная ответственность ужесточается, если легализация совершена: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) лицом с использованием своего служебного положения.
Специфика совершения преступления группой лиц по предварительному сговору определяется спецификой ее субъекта. В группу по ст. 174 могут входить только лица, которые сами не совершали преступление, в результате которого появились денежные средства или иное имущество. В группу по ст. 174.1, напротив, должны входить именно эти лица и не могут входить лица, не участвовавшие в совершении основного преступления. Разумеется, и те, и другие вполне способны выполнять роль пособников, подстрекателей или организаторов тех преступлений, в которых не могут быть исполнителями или соисполнителями. В этом случае их действия квалифицируются по ст. 33, ст. 174 или ст. 174.1 (соответствующей их части). При этом не исключается и возможность одновременной квалификации их действий по тому виду легализации, субъектом которого они могут быть.
Неоднократность в легализации понимается в соответствии с положениями ст. 16 УК. Легализация по ст. 174 признается неоднократной, если лицо ранее совершало преступление, предусмотренное этой статьей, и вновь его совершило. Точно так же легализация по ст. 174.1 совершается неоднократно, если лицо ранее совершало преступление, подпадающее под эту статью, и вновь его совершило. Не имеет значения, было ли лицо ранее судимо по этим статьям, совершило оно оконченное или неоконченное преступление, выступало в роли пособника, организатора, подстрекателя или исполнителя преступления. Принципиально важно лишь то, чтобы не прошли сроки давности привлечения к уголовной ответственности или чтобы судимость за ранее совершенное преступление не была снята или погашена.
Таким образом, неоднократность по легализации, предусмотренной ст. 174, не может составить совершение ранее преступления, предусмотренного ст. 174.1. И наоборот. Думаю в связи с этим, что следовало бы расширить понятие неоднократности для легализации, включив в него совершение преступлений и по ст. 174, и по ст. 174.1. Преступления, предусмотренные названными статьями, близкие как по характеру действий, так и по степени общественной опасности. Логично было бы поэтому предусмотреть в примечании к статьям предложенное расширенное понятие неоднократности легализации.
Формулировка такого квалифицирующего признака, как совершение легализации лицом с использованием своего служебного положения, позволяет сделать вывод, что ее субъектами могут быть: 1) должностное лицо; 2) государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц; 3) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации; 4) служащий коммерческой или иной организации, управленческих функций не выполняющий. Это, например, работники правоохранительных, налоговых органов, нотариата, управляющие фирмами, руководители государственных, муниципальных предприятий, учреждений, организаций. Необходимо, чтобы легализация совершалась этими лицами с использованием своего служебного положения, т.е. стала возможной лишь благодаря правам и полномочиям, предоставленным в связи с занятием определенной должности.
В ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 предусмотрено одно особо квалифицирующее обстоятельство: совершение преступлений, указанных в ч. 1 и ч. 2 статей, организованной группой. Ее понятие традиционно для уголовного права (ст. 35 УК).
Преступление, предусмотренное ст. 174.1, является более тяжким преступлением, чем преступление, предусмотренное ст. 174.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, имеет некоторую схожесть с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем. Однако между ними есть принципиальные различия: при приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, виновный не стремится придать его происхождению официальный, законный характер (что обязательно для легализации, предусмотренной ст. 174 УК), и само лицо не участвовало в совершении первичного преступления (что обязательно для легализации, предусмотренной ст. 174.1).
В случае легализации имущества или денежных средств, полученных в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 175, ответственность наступает сразу по двум статьям: ст. 175 и ст. 174 или ст. 174.1 УК.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 115-ФЗ
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"
(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
"КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ О БОРЬБЕ ПРОТИВ
НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ"
(Заключена в г. Вене 20.12.1988)
"КОНВЕНЦИЯ ОБ ОТМЫВАНИИ, ВЫЯВЛЕНИИ, ИЗЪЯТИИ И КОНФИСКАЦИИ ДОХОДОВ
ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (ETS N 141) [рус., англ.]
(Заключена в г. Страсбурге 08.11.1990)
Законность, N 1, 2002




Вернутся в раздел Комментарии к законам