Комментарии к законам

Статья 3. Участники финансово - промышленной группы. 1. Участниками финансово - промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово - промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово - промышленной группы (статья 11 настоящего Федерального закона) либо основное и дочерние общества, образующие финансово - промышленную группу.



2. В состав финансово - промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово - промышленной группе не допускается.
3. Среди участников финансово - промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово - промышленной группы в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.
5. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово - промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием - учредителем).
6. В состав участников финансово - промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово - промышленной группе.
Комментарий к статье 3
Комментируемый Закон в качестве участников финансово - промышленной группы признает только юридических лиц. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах. К их числу относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также учреждения, финансируемые их собственниками, некоммерческие организации. Не могут входить в состав участников финансово - промышленной группы физические лица (граждане), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, даже в том случае, если их предпринимательская деятельность осуществляется в сфере производства товаров и услуг.
Среди участников финансово - промышленной группы Закон выделяет специфического участника - центральную компанию ФПГ. И поскольку Закон предусматривает двоякую возможность образования финансово - промышленной группы, то соответственно и двоякий статус центральной компании. Возникает ли она в виде основного общества или создается на основе договора, заключаемого равноправными участниками финансово - промышленной группы.
По гражданскому законодательству хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. При этом возможность влиять иным образом реализуется путем предоставления займа, установления залога на имущество дочернего общества, направления своих представителей в совет директоров (правление) дочернего общества и т.п.
Основное хозяйственное общество (товарищество) может определять решения дочернего общества двумя способами: либо задавать общее направление его деятельности, не вмешиваясь в конкретные сделки, либо давать обязательные указания по конкретным сделкам. Во втором случае основное хозяйственное общество (товарищество) несет солидарную ответственность по сделкам, заключенным дочерним обществом.
Когда финансово - промышленная группа создается на основе договора, заключаемого ее участниками как равноправными партнерами, тогда и ее центральная компания учреждается как юридическое лицо всеми участниками группы на договорной основе. В этом случае правовой статус, а значит, и компетенция центральной компании определяются по согласованию между всеми участниками финансово - промышленной группы.
Закон предусматривает, что в состав финансово - промышленной группы могут входить как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные. К числу коммерческих организаций, т.е. таких, деятельность которых направлена прежде всего на извлечение прибыли и ее распределение между участниками (членами) организации, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Деятельность некоммерческих организаций направлена, как правило, на решение социальных задач. Если такие организации и ведут какую-либо предпринимательскую деятельность, то прибыль от нее не распределяется между участниками (членами) организации, а используется для решения социальных и иных общественно значимых задач. Некоммерческие организации могут создаваться в предусмотренных законодательством формах, например как потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), инвестируемые собственниками учреждений, как благотворительные и иные фонды, государственные корпорации. К числу некоммерческих организаций относятся также ассоциации и союзы.
Ассоциации (союзы) представляют собой объединения как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций создается по договору между ними в целях координации коммерческой деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов.
Из достаточно широкого круга юридических лиц, которым предоставлено право участия в составе финансово - промышленных групп, комментируемый Закон исключает такую возможность лишь для общественных и религиозных организаций (объединений). Это связано с их специфическим предназначением для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Все прочие некоммерческие организации вправе заниматься коммерческой деятельностью в целях обеспечения тех видов деятельности, для осуществления которых они созданы, создавать хозяйственные общества и участвовать в них. Таким образом, участие некоммерческих организаций в составе и деятельности финансово - промышленных групп является для них способом обеспечения их основной деятельности. Особое место среди некоммерческих организаций отводится фондам, осуществляющим инвестиционную деятельность, таким, как пенсионные фонды, разнообразные фонды содействия предпринимательству. Негосударственные пенсионные фонды могут, например, осуществлять инвестирование аккумулируемых ими средств (взносов) в промышленность, в том числе и в рамках финансово - промышленных групп.
Закон устанавливает, что каждый участник какой-либо одной финансово - промышленной группы не вправе быть участником других аналогичных групп. Такое ограничение не в последнюю очередь связано со следующим обстоятельством. Закон предусматривает различные виды государственной поддержки финансово - промышленных групп (см. комментарий к ст. 15). Именно поэтому, являясь участником нескольких финансово - промышленных групп, то или иное юридическое лицо могло бы получать необоснованные преимущества по сравнению с теми, кто входит в состав лишь одной финансово - промышленной группы. Кроме того, для участника нескольких финансово - промышленных групп вполне реальна опасность оказаться в составе конкурирующих между собой групп.
Широкий круг юридических лиц, которые могут быть участниками финансово - промышленных групп, предполагает соответственно и широкий спектр направлений деятельности этих групп.
Вместе с тем комментируемый Закон предусматривает две категории участников, наличие которых обязательно в составе финансово - промышленной группы. Во-первых, это организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие в сфере производства товаров и услуг. Во-вторых, - банки и иные кредитные организации. Такая обязательность диктуется самой природой финансово - промышленной группы - совокупности юридических лиц, деятельность которых направлена на осуществление материального производства, с тем чтобы его финансирование осуществлялось преимущественно на основе консолидации ресурсов в рамках самой финансово - промышленной группы. Прочие категории участников группы могут осуществлять различные виды деятельности - прикладную, научно - исследовательскую, опытно - конструкторскую, патентно - экспертную, страховую и т.д. Однако все эти виды деятельности в рамках финансово - промышленной группы рассматриваются как вспомогательные, обеспечивающие основную производственно - финансовую деятельность.
Законом допускается участие в составе финансово - промышленной группы государственных и муниципальных унитарных предприятий в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.
В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отличие от хозяйственных обществ или товариществ, а также производственных кооперативов, которые основаны на имуществе, принадлежащем им на праве собственности, унитарные предприятия осуществляют свою коммерческую деятельность на базе чужой собственности (государственной или муниципальной). При создании унитарного предприятия ему выделяется имущество - уставной фонд - из соответствующего государственного бюджета или бюджета муниципального образования. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе предприятия. В уставе же определяются предмет и цели деятельности унитарного предприятия, ограничивающие правоспособность унитарного предприятия по сравнению с правоспособностью других коммерческих организаций. Устав государственного или муниципального предприятия утверждает учредитель. Он же назначает руководителя предприятия.
Унитарные предприятия бывают двух видов - основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает устав этого предприятия. Данный вид унитарного предприятия может создать в качестве юридического лица любое другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).
Правовое положение такого дочернего предприятия существенно отличается от правового положения дочернего хозяйственного общества в сторону ограничения его правоспособности.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, может быть образовано по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие называется федеральным казенным предприятием.
Учредительным документом федерального казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ.
Казенные предприятия создаются на базе тех заводов, фабрик, сельскохозяйственных предприятий, которые входят в перечень федеральных государственных предприятий, исключительным или преобладающим (более 50%) потребителем продукции, работ, услуг которых является государство или приватизация которых запрещена.
Правительство вправе изымать у казенного предприятия (казенного завода, фабрики или сельхозпредприятия) имущество, используемое им не по назначению либо не используемое вовсе.
Таким образом, унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), может быть участником финансово - промышленной группы исключительно в порядке и на условиях, определяемых федеральным Правительством.
Условия и порядок участия в финансово - промышленной группе государственного и муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, а также их дочерних предприятий определяются уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Вхождение в состав участников финансово - промышленной группы инвестиционных институтов, негосударственных пенсионных и иных фондов страховых организаций обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в такой группе.
Инвестиционные институты - достаточно широкое обобщающее понятие, включающее в себя все те организации, для которых осуществление инвестиционной деятельности является основным видом предпринимательской деятельности. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. В свою очередь, инвестиции представляют собой денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения иного полезного эффекта.
К числу инвестиционных институтов можно относить паевые инвестиционные фонды.
Паевые инвестиционные фонды являются имущественными комплексами без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компании этих фондов в целях прироста их имущества.
Физические и юридические лица вправе приобретать инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, а управляющие компании - инвестировать образуемое таким образом имущество паевых инвестиционных фондов, находящееся у них в доверительном управлении, в ценные бумаги, недвижимость, банковские депозиты и иное имущество в целях увеличения имущества этих фондов.
Инвестиционную деятельность осуществляют также негосударственные пенсионные фонды, аккумулирующие денежные средства вкладчиков для последующей выплаты им накопительных пенсий. Для обеспечения прироста пенсионных накоплений негосударственные пенсионные фонды инвестируют аккумулируемые ими денежные средства в инвестиционные проекты, предполагающие надежный устойчивый и достаточно высокий доход.
Страховые организации (страховщики) любой организационно - правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности, вправе для обеспечения своей платежеспособности или иным образом размещать страховые резервы и другие средства. В составе финансово - промышленных групп страховые организации вправе также заниматься и собственно страхованием, в частности страхованием имущественных интересов юридических лиц, являющихся участниками соответствующих финансово - промышленных групп.




Вернутся в раздел Комментарии к законам