Комментарии к законам

Статья 23. Отказ в государственной регистрации. 1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:



а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для государственной регистрации.
4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.
5. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Комментарий к статье 23
1. Основания для отказа в государственной регистрации фактов и обстоятельств, связанных с учреждением, деятельностью и ликвидацией юридических лиц, определены императивно и ограничены указанием на несоблюдение формальных требований, относящихся к документальному оформлению государственной регистрации. В действительности же отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации, может свидетельствовать о том, что нет объективных юридически значимых обстоятельств, которые должны были бы подтвердить соответствующие документы.
Часть 2 п. 1 ст. 51 ГК основаниями отказа в государственной регистрации юридического лица называет 1) нарушение установленного законом порядка образования юридического лица и 2) несоответствие его учредительных документов закону. Целесообразность создания юридического лица не может быть предметом внимания регистрирующего органа. Предметом правил государственной регистрации юридических лиц, содержащихся в комментируемом Законе, являются отношения, предусмотренные п. 1 ст. 2 ГК, в котором сказано: "гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота", в том числе юридических лиц. Согласно части 2 п. 2 ст. 3 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Правила представления документов для регистрации юридических лиц, сформулированные в гл. IV, V, VI и VII настоящего Закона, не противоречат требованиям ГК, и то обстоятельство, что заявитель, обращающийся в регистрирующий орган, своей нотариально удостоверенной подписью подтверждает достоверность сведений, содержащихся в документах, не освобождает регистратора от оценки этих документов. "Непредставление" документов включает также представление документов, которые не могут быть приняты в связи с тем, что их содержание не соответствует требованиям Закона. ГК говорит о нарушении установленного порядка образования юридического лица как об основании для отказа в государственной регистрации организации в качестве юридического лица (п. 1 ст. 51 ГК). Совершенно очевидно, что и нарушение порядка образования, и нарушение порядка реорганизации юридического лица, и нарушение порядка внесения изменений в учредительные документы находят отражение в документах, представляемых для государственной регистрации соответствующих юридических фактов. Указанные документы не могут служить основанием для совершения регистрирующим органом действий по государственной регистрации, т.е. такие документы с юридической точки зрения нельзя считать "представленными" в регистрирующий орган.
Закон обязывает заявителя представить одновременно все документы, необходимые для совершения регистрационных действий. При обнаружении в представленных документах устранимых недостатков регистрирующий орган вправе предложить заявителю устранить их в срок, не превышающий срока, отведенного ст. 8 настоящего Закона для регистрации. При нарушении установленного регистрирующим органом срока повторное представление документов следует рассматривать как представление документов впервые.
Вторым основанием для отказа в государственный регистрации Закон называет представление документов в ненадлежащий регистрационный орган. В связи с тем что государственная регистрация юридического лица происходит по месту нахождения органов, указанных в п. 2 ст. 8 комментируемого Закона, ненадлежащим признается любой регистрирующий орган, не обслуживающий соответствующую территорию. Регистрирующий орган не обязан пересылать представленные не по адресу для государственной регистрации документы другому регистрирующему органу.
2. В содержании решения об отказе в государственной регистрации должно быть указано основание отказа. Обязательна ссылка на нарушения, явившиеся основанием отказа в соответствии с п. 1 комментируемой статьи. Если речь идет о непредставлении необходимых документов, эти документы должны быть перечислены в решении об отказе в государственной регистрации. Форма, в которой должно быть выражено решение регистрирующего органа, в Законе не определена. Но так как все делопроизводство по государственной регистрации юридических лиц предусмотрено вести в письменной форме на бумажных носителях и также на электронных носителях, решение об отказе в регистрации должно быть зафиксировано в виде документа, исходящего от регистрирующего органа.
3. Решение о государственной регистрации юридического лица или об отказе в государственной регистрации должны последовать в срок, установленный ст. 8 настоящего Закона, т.е. в течение пяти дней со дня подачи заявления с необходимыми документами в регистрирующий орган. Пропуск срока принятия решения не дает основания заявителю считать, что государственная регистрация состоялась.
4. Если решение об отказе в государственной регистрации юридического лица должно быть принято в течение пяти дней с момента подачи заявления и представления документов, то по поводу срока направления этого решения заявителю Закон ничего не говорит. Указано лишь, что решение направляется "с уведомлением о вручении такого решения". "Уведомление о вручении" возможно в том случае, если принятое решение об отказе в государственной регистрации зафиксировано в письменном виде и отправлено заявителю почтой с предусмотренным почтовыми правилами уведомлением о вручении почтового отправления адресату. С другой стороны, не исключено, что заявитель или его представитель лично получат решение в регистрирующем органе. В таком случае оформленное письменно решение должно быть вручено под расписку заявителя или его надлежащим образом уполномоченного представителя. Если решение об отказе сообщается по факсимильной связи или по электронной почте, доказательством отправки решения будут служить соответствующие записи факсимильного аппарата или зарегистрированного компьютера регистрирующего органа.
5. Согласно п. 1 ст. 51 ГК отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Пункт 2 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса рассмотрение дел об обжаловании отказа в государственной регистрации юридического лица либо уклонении от государственной регистрации относит к подведомственности арбитражного суда. Не имеет принципиального значения терминологическое различие между п. 1 ст. 51 ГК и п. 5 комментируемой статьи: обжалуется ли отказ в государственной регистрации или решение об отказе. В любом понимании речь идет о проверке в судебном порядке обоснованности действий регистрирующего органа. Срок на обжалование в настоящем Законе не определен.
Обращение в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации, по существу, является требованием о признании недействительными ненормативных актов государственного органа.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации суд признает недействительным ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Если отказ в государственной регистрации затрагивает интересы заявителя, процессуальным документом является жалоба, рассматриваемая судом в порядке неискового производства. В случаях, когда в государственной регистрации отказано в связи с возражениями третьего лица, заявитель, считающий отказ необоснованным, должен обратиться в суд с иском. Для признания недействительным ненормативного акта государственного органа требуется наличие в совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемых регистрационных актов недействительными:
- несоответствие этих актов закону или иным правовым актам;
- нарушение этими актами гражданских прав и законных интересов истца.
Следует иметь в виду, что решение об отказе в государственной регистрации не может быть обжаловано в административном порядке.




Вернутся в раздел Комментарии к законам