2. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Комментарий к статье 20
1. В соответствии со статьей 61 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по решению его учредителей (учредителя) или принудительно - по решению суда. Порядок принятия учредителями (участниками) решения о ликвидации юридического лица определен Гражданским кодексом и специальными законами применительно к отдельным организационно - правовым формам юридических лиц - Законом от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" (СЗ РФ 1996, N 1,. ст. 1, с изменениями по Закону от 7 августа 2001 г.), Законом от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" (СЗ РФ 1998, N 7, ст. 765), Законом от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах" (СЗ РФ 1996, N 20, ст. 2321), Законом от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" (СЗ РФ 1996, N 3, ст. 145) и др.
При ликвидации в добровольном порядке о решении, принятом соответствующим органом юридического лица (общим собранием в акционерном обществе, участниками полного товарищества, собственником - учредителем учреждения и т.д.), должно быть в трехдневный срок (здесь Закон конкретизирует норму ст. 62 ГК, предписывающую "незамедлительно" направить письменное сообщение) письменно сообщено регистрирующему органу с приложением текста самого решения. Закон не содержит специальных требований к оформлению указанного решения. Однако из представленного текста должно быть ясно, что соблюдены предусмотренные специальными законами предписания относительно порядка принятия решения.
Решение о ликвидации акционерного общества может быть принято только общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 49 Федерального закона "Об акционерных обществах"). В регистрирующий орган должна быть представлена выписка из протокола общего собрания акционеров, из которой было бы видно соблюдение предусмотренного Законом порядка принятия решения, и само решение, оформленное в соответствии с правилами Федерального закона "Об акционерных обществах". В отношении общества с ограниченной ответственностью Закон устанавливает аналогичные требования с некоторыми особенностями. Решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью принимается всеми участниками общества единогласно (п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Это обстоятельство должно быть отражено в документах, представляемых в регистрирующий орган.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа - съезда. Решение съезда политической партии о ликвидации политической партии принимается в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 25 Федерального закона "О политических партиях" и уставом политической партии. В регистрирующий орган должно быть представлено решение съезда вместе с протоколом заседания съезда, свидетельствующим о соблюдении порядка принятия этого решения.
Принудительная ликвидация юридического лица производится по решению суда в соответствии с основаниями, предусмотренными в п. 2 ст. 61 ГК: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных нормативных актов. Ни один государственный орган, кроме суда, не вправе принять решение о ликвидации юридического лица.
В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" (Вестник ВАС. 2000. N 3) разъяснено, что невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью на том основании, что его участники, приняв решение о ликвидации, не назначили ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации.
Суд правомерно отказал в удовлетворении иска, признав, что обстоятельства, послужившие основанием для предъявления исковых требований, нельзя отнести к случаям, предусмотренным п. 2 ст. 61 Кодекса. Доказательств осуществления обществом деятельности с нарушением требований законодательства не было.
Согласно п. 3 ст. 61 ГК государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица (если такое право им предоставлено законом) только по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК. Принятие учредителями или органом юридического лица решения о добровольной его ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка проведения ликвидации не может быть отнесено к этим основаниям.
Кто обязан сообщить регистрационному органу о решении ликвидировать юридическое лицо в принудительном порядке? Ответ на этот вопрос содержится в приведенном выше информационном письме ВАС РФ. В практике арбитражных судов возник вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке. Указания, содержащиеся в п. 1 ст. 62 Кодекса, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.
Распространенным основанием для ликвидации юридического лица, являющегося коммерческой организацией либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, следует признать его несостоятельность (банкротство). В соответствии с п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК указанные юридические лица могут быть ликвидированы по решению суда вследствие признания их несостоятельными (банкротами). На основании п. 2 ст. 65 ГК допустимо принятие совместно с кредиторами решения о своем банкротстве и о добровольной (помимо суда) ликвидации. При этом необходимо соблюдение требований ст. 62 ГК об извещении регистрирующего органа о решении объявить себя банкротом. Без письменного сообщения в регистрационный орган арбитражный суд не сможет рассмотреть соответствующее заявление. Федеральный арбитражный суд Московского округа в качестве кассационной инстанции принял 27 апреля 2001 г. Постановление по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Д - н", которое просило отменить ранее принятое постановление апелляционной инстанции и определение арбитражного суда первой инстанции, отказавших в принятии к рассмотрению заявления ООО "Д - н" о признании его банкротом в порядке п. 4 ст. 61 и ст. 65 ГК (дело N КГ-А40/1880-01). Определением от 12 января 2001 г. суд возвратил заявление без рассмотрения в связи с непредставлением заявителем доказательств письменного сообщения о решении ликвидировать юридическое лицо органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц в соответствии со ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, и доказательств помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица в порядке ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению кассационной инстанции, судом правильно установлено, что до подачи в суд заявления должника о признании его банкротом должник в лице своих органов должен письменно сообщить о предполагаемой ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, и поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации, публикацию о ликвидации. Эти требования предусмотрены ст. 62 и 63 ГК. Из материалов дела следует, что заявитель (должник) письменные доказательства проведения вышеназванных действий в подлиннике или в копии, заверенной в установленном порядке, не представил ни в одной стадии арбитражного процесса, в связи с чем у суда отсутствовали основания для принятия к рассмотрению заявления должника о признании его банкротом.
Процедура банкротства юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), некоммерческими организациями, действующими в форме потребительских кооперативов, благотворительных или иных фондов, предусмотрена Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (СЗ РФ 1998, N 2, ст. 222). В соответствии со статьей 119 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. В течение десяти дней с момента вынесения определения конкурсный управляющий должен его представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С этого момента должник считается ликвидированным. Приведенное правило относится к последней стадии завершения процедуры банкротства, тогда как требование комментируемой статьи о представлении в трехдневный срок регистрирующему органу уведомления органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, имеет в виду официальное объявление о том, что юридическое лицо вступило в процесс ликвидации, открыто конкурсное производство.
В специальных законах об отдельных видах юридических лиц содержится конкретизация перечня нарушений закона, которые могут явиться основанием для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда. Так, политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случае невыполнения ряда требований Федерального закона "О политических партиях": число региональных отделений оказалось менее чем в половине субъектов Российской Федерации, число членов снизилось до уровня менее десяти тысяч, структурные подразделения созданы не только по территориальному признаку (например, на предприятиях), создаются подразделения в органах власти или органах местного самоуправления, деятельность партии направлена против основ конституционного строя Российской Федерации, направлена на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни, партия не принимала участия в выборах в течение пяти лет подряд. Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд РФ федеральным регистрирующим органом, т.е. Министерством юстиции РФ. Таким образом, Федеральный закон "О политических партиях" уполномочивает регистрирующий орган не только на осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица, но и на инициирование соответствующей процедуры.
При ликвидации юридического лица судом в принудительном порядке уведомление регистрирующего органа о принятом решении производится судом. В регистрирующий орган должна быть направлена копия решения суда. Настоящий Закон требует направления решения о ликвидации юридического лица органом, принявшим решение, в трехдневный срок со дня его принятия. Однако решение суда может быть обжаловано заинтересованными лицами или опротестовано прокурором в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме (ст. 284 ГПК).
При рассмотрении дела в арбитражном суде решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия (ст. 135 АПК). Если решение о ликвидации юридического лица было обжаловано в апелляционную инстанцию, но не отменено, то постановление апелляционной инстанции вступает в силу с момента его вынесения (ст. 135 АПК). Поэтому трехдневный срок, в течение которого суд должен направить уведомление регистрирующему органу, следует исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.
2. На основании полученного уведомления в государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента деятельность юридического лица должна ограничиваться сделками и другими юридическими действиями, обеспечивающими проведение ликвидации. В учредительные документы юридического лица "в ликвидации" не могут быть внесены какие-либо изменения, и регистрирующему органу не разрешено осуществлять государственную регистрацию таких изменений. Ликвидируемое юридическое лицо не вправе выступать учредителем других юридических лиц или участвовать в реорганизации. Однако возможны случаи, когда еще до принятия решения о ликвидации юридическое лицо выступило в роли учредителя другого юридического лица или приняло участие в реорганизации, но указанные действия еще не получили завершения в виде государственной регистрации. Пункт 2 комментируемой статьи запрещает государственную регистрацию юридических лиц, которые могли бы быть созданы, если бы речь не шла о юридическом лице "в ликвидации".
3. Регистрирующий орган должен быть уведомлен о формировании ликвидационной комиссии или о назначении единоличного ликвидатора. Пункт 2 ст. 62 ГК говорит о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) "по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц". Такое же требование содержится в п. 2 ст. 57 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Комментируемый Закон согласования не требует, ограничиваясь указанием на необходимость уведомления регистрирующего органа. Сказано также о том, что регистрирующий орган должен быть уведомлен о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Очевидно, потребуется два уведомления, отстоящих друг от друга во времени, - ведь промежуточный баланс составляется ликвидационной комиссией и уведомление о формировании комиссии должно быть представлено в регистрирующий орган до уведомления о составлении промежуточного баланса. Согласно п. 2 ст. 63 ГК промежуточный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Такое же требование о согласовании промежуточного баланса с регистрирующим органом содержится в п. 4 ст. 22 Федерального закона "Об акционерных обществах". Следовательно, на регистрирующий орган и по этому вопросу возложены контрольные функции.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица. 1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Вернутся в раздел Комментарии к законам