Комментарии к законам

Статья 356. Основные полномочия органов федеральной инспекции труда. В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:



осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;
анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Комментарий к статье 356
1. Закрепленные в комментируемой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда базируются на положениях Конвенции МОТ N 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11.04.98 N 58-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698).
2. Полномочия органов федеральной инспекции труда, порядок и особенности их реализации в ходе осуществления ими государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, наряду с указанной Конвенцией МОТ (и Протоколом 1995 к ней) и настоящим Кодексом, устанавливаются, в частности, соответствующими нормами КоАП РСФСР (Ведомости РСФСР. 1984. N 27. Ст. 909) и вводимого в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ от 30.12.01 N 195-ФЗ (РГ. 31 декабря 2001 г. N 256 (2868)), Федеральным законом от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702) и принятыми в установленном им порядке (п. 2 ст. 20 и абз. 15 п. 2 ст. 14 соответственно) Положением о федеральной инспекции труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 N 78 (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760), и Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.99 N 279 (СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1595), а также требованиями Федерального закона от 08.08.01 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (РГ. 11 августа 2001 г.).
Так, в соответствии с вышеназванным Положением о федеральной инспекции труда (п. 6) государственные инспекции труда (в субъектах РФ и межрегиональные) в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:
1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;
2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
3) рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об административных правонарушениях;
4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства РФ о труде и охране труда;
5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства РФ о труде и охране труда;
6) обобщают опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда;
7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;
8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.
Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России наряду с функциями, возложенными на государственные инспекции труда, выполняет следующие функции (п. 8 Положения о федеральной инспекции труда):
1) руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда;
2) обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;
3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике;
5) готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.
3. Полномочия органов федеральной инспекции труда конкретизированы в Положении о государственной инспекции труда в субъекте РФ, утв. в соответствии с п. 7 Положения о федеральной инспекции труда Приказом Минтруда России от 29.02.2000 N 65 (БНА РФ. 2000. N 15. Стр. 65), а также в Положении о Департаменте государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России, утв. Приказом Минтруда России от 24.11.2000 N 268.
4. Органы федеральной инспекции труда при рассмотрении заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников и иных граждан о нарушениях их трудовых прав руководствуются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости РСФСР. 1968. N 18. Ст. б/н), который применяется в части, не противоречащей Конституции РФ.
5. По вопросам, являющимся предметом регулирования комментируемой статьи, см. также ч. 4 и 5 ст. 372, ч. 3 ст. 373 настоящего Кодекса.




Вернутся в раздел Комментарии к законам