Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Комментарий к статье 216
1. Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства Федерации, определенными Конституцией РФ. Федеративное устройство основано на государственной целостности России, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ).
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 110) возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти РФ. Часть вторая ст. 77 Конституции РФ закрепляет положение, по которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством РФ, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти, и др.).
К числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление охраной труда, относится прежде всего Министерство труда и социального развития РФ, в структуре которого образованы Департамент условий и охраны труда и Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Правомочия, задачи и функции Минтруда России определены в Положении о Минтруде России, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.97 N 480 (СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 2019).
В соответствии с указанным Положением одной из основных задач Минтруда России является разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социальной политики, в т.ч. по улучшению условий и охраны труда. В соответствии с возложенными задачами Минтруд России выполняет следующие основные функции в области условий и охраны труда:
осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;
разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;
представляет в Правительство РФ ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
разрабатывает межотраслевые правила и организационно - методические документы по охране труда;
разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
осуществляет организационно - методическое руководство государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;
организует и проводит работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов РФ сертификацию работ по охране труда в организациях;
разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
проводит работу по совершенствованию системы предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
представляет по согласованию с Министерством здравоохранения РФ предложения в Правительство РФ о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста;
организует обучение по охране труда работников организаций и проверку знания ими требований охраны труда. Устанавливает совместно с Министерством образования РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, а также устанавливает совместно с Фондом социального страхования РФ порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий работников за счет средств Фонда;
разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников.
Минтруду России для осуществления возложенных на него задач и функций предоставлено право:
утверждать типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
определять порядок предоставления работникам льгот в связи с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, а также порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
устанавливать в пределах своей компетенции порядок разработки правил и норм по охране труда, утверждать правила и нормы по охране труда, а также организационно - методические и общетехнические требования к проведению работ по охране труда.
Отдельные функции управления охраной труда выполняют органы прокуратуры, органы надзора и контроля, Фонда социального страхования РФ.
Управление охраной труда в отраслях экономики или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и другие органы управления совместно с соответствующими общественными организациями.
Положения о федеральных органах исполнительной власти (министерствах, ведомствах), определяющие их задачи и функции в области управления условиями и охраной труда, утверждаются постановлениями Правительства РФ.
2. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление охраной труда по определенным видам деятельности, по мнению авторов Комментария, выполняют (в ряде случаев должны выполнять) следующие функции.
Минэкономразвития России осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ и включает их в установленном порядке в перечень федеральных целевых программ, предусматриваемых к финансированию из федерального бюджета, подготавливает прогнозы социально - экономического развития страны и соответствующие разделы в них по охране труда.
Минфин России участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Минпромнауки России участвует в организации, проведении и координации научно - исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда в рамках приоритетных направлений развития науки и техники и прогрессивных технологий федерального уровня, участвует в разработке и контролирует выполнение мероприятий, утверждаемых федеральными целевыми программами улучшения условий и охраны труда.
Минобразования России:
организует обучение по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
осуществляет методическое руководство по вопросам расследования несчастных случаев с учащимися в процессе обучения.
Минкультуры России (Госкино) организует совместно с Минтрудом России работу Координационного совета по кинопропаганде вопросов безопасности и охраны труда, а также производство видеофильмов по вопросам охраны труда.
Госкомстат России организует федеральное государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, за профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией.
Фонд социального страхования РФ:
осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
совместно с Минтрудом России разрабатывает предложения по установлению дифференцированных базовых страховых тарифов для отраслей (подотраслей) экономики на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
устанавливает для конкретных страхователей персональные скидки и надбавки к базовому страховому тарифу в зависимости от состояния условий и безопасности труда в организации с учетом заключения органов исполнительной власти по труду субъектов РФ и органов государственного надзора и контроля;
участвует в расследовании страховых случаев.
3. Отказ от централизованного административно - командного метода руководства отраслями экономики изменил функции отраслевых министерств и ведомств (федеральных органов исполнительной власти).
Создание организаций различных организационно - правовых форм вывело из прямого административного подчинения большинство однопрофильных предприятий отрасли.
В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных органов исполнительной власти, которые в большей мере играют роль координирующего центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны труда организации.
Обобщая функции отраслевых федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, исходя из положений этих органов, утвержденных Правительством РФ, сформированных в составе структуры министерства (ведомства) соответствующего подразделения по охране труда, можно сделать следующие выводы, что отраслевые министерства и ведомства:
реализуют государственную политику в области охраны труда в отрасли или определенной сфере деятельности;
создают службы охраны труда для координации деятельности в области охраны труда. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда, ее подчиненность определяет руководитель федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ;
осуществляют организационно - методическое руководство службами охраны труда в организациях отрасли или определенной сферы деятельности;
организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда;
принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
на основе законов и межотраслевых нормативных правовых актов об охране труда разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты об охране труда; участвуют в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
определяют совместно с отраслевыми профсоюзами круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;
организуют совместно с органами государственной власти субъектов РФ проведение аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях отрасли или определенной сферы деятельности в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социального развития РФ, разрабатывают, при необходимости, нормативные и методические документы по проведению этих работ с учетом специфики отрасли;
участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;
организуют в организациях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны труда работников, в т.ч. руководителей;
изучают состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Министерству труда и социального развития РФ информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;
определяют тематику исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разрабатывают пакет заказов по данной тематике для отраслевых научно - исследовательских организаций;
принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране труда;
организуют распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
обеспечивают взаимодействие по вопросам охраны труда в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;
участвуют в формировании банка данных Российской информационной системы по охране труда (РИСОТ).
4. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Министерством труда и социального развития РФ.
Указанная норма, установленная п. 3 ст. 11 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702), закреплена Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда", которым утверждается перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также федеральные органы исполнительной власти, утверждающие нормативный документ.
К ним относятся: Минтруд России, Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России, Госстандарт России, Госстрой России и Минздрав России, а также другие федеральные органы исполнительной власти, которые разрабатывают и утверждают отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда.
Кроме данной функции указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют ряд других функций государственного управления охраной труда.
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России):
осуществляет нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588) в пределах компетенции, установленной Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.01 N 841;
взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения промышленной безопасности и создания безопасных условий труда на поднадзорных объектах;
вносит предложения в федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда;
подготавливает материалы в ежегодный Национальный доклад по охране труда;
расследует причины аварий и несчастных случаев на производстве на объектах, находящихся под контролем Госгортехнадзора России.
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ и соответствующим Положением о нем, утв. распоряжением Президента РФ от 05.06.92 N 283-рп.
Министерство здравоохранения РФ, в составе которого Департамент государственного санитарно - эпидемиологического надзора:
осуществляет государственный санитарно - эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда в соответствии с Федеральным законом "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";
организует разработку и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда;
организует разработку и утверждает нормативные правовые акты по организации и проведению медицинских осмотров работников;
разрабатывает и утверждает схему определения тяжести несчастных случаев на производстве, обеспечивает выдачу медицинских заключений о тяжести производственных травм;
организует изучение профессиональной патологии, ее причин, методов диагностики, лечения и профилактики;
осуществляет надзор за соблюдением действующих санитарных правил и гигиенических нормативов;
осуществляет методическое руководство в вопросах участия подведомственных организаций в расследовании профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
Министерство внутренних дел РФ, в системе которого:
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД):
контролирует соблюдение Правил дорожного движения, а также нормативно - правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
ведет анализ дорожно - транспортных происшествий, выявляет причины и условия, способствующие совершению дорожно - транспортных происшествий, нарушению Правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принимает меры по их устранению;
разрабатывает предложения по повышению безопасности дорожного движения, в т.ч. совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями;
осуществляет государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;
участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит в установленном порядке предложения по их совершенствованию;
участвует совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляет в установленном порядке их реализацию, а также участвует во внедрении в практическую деятельность ГИБДД научных разработок;
в установленном порядке предоставляет в федеральную инспекцию труда информацию, необходимую для объективного рассмотрения причин и условий конкретных дорожно - транспортных происшествий.
Государственный комитет РФ по строительству и жилищно - коммунальному комплексу обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности труда в области строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, жилищно - коммунального хозяйства. Формирует нормативы затрат на проведение мероприятий по безопасности труда в сметно - нормативной базе ценообразования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве.
Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии:
организует разработку, принимает и вводит в действие государственные стандарты в области охраны труда, ведет их реестр;
организует работу (экспертизу документов) по сертификации техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты;
осуществляет регистрацию системы сертификации работ по охране труда в организациях;
осуществляет организационно - методическое руководство и координацию работ по метрологическому обеспечению, поверке оборудования и приборов промышленно - санитарных и других лабораторий по охране труда;
аккредитует органы по сертификации и испытательные лаборатории.
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):
осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию федеральных целевых программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;
осуществляет методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку концепций и предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях;
организует проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и разработку методик оценки последствий чрезвычайных ситуаций, участвует в разработке требований по защите населения от опасностей, возникающих от чрезвычайных ситуаций;
участвует в установленном порядке в организации экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства;
организует разработку и осуществляет государственные меры, нормативное регулирование в области пожарной безопасности;
организует и осуществляет государственный пожарный надзор в Российской Федерации;
рассматривает и согласовывает проекты стандартов, норм, правил, других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности или в которых эти требования должны быть установлены;
организует проведение единой научно - технической политики в области пожарной безопасности.
Министерство энергетики РФ, Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор):
осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и тепловых установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, за соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, тепловых установок и требований безопасности при их эксплуатации, а также правил использования электрической, тепловой энергии и газа;
организует работу по проверке знаний персоналом, обслуживающим электрические и тепловые установки, правил технической эксплуатации этих установок и требований безопасности при их эксплуатации;
обеспечивает участие органов Госэнергонадзора в расследовании причин аварий и несчастных случаев на производстве, связанных с эксплуатацией электрических и тепловых установок;
организует проверку соответствия проектов новых и реконструируемых электрических и тепловых установок действующим правилам безопасности, требованиям рационального использования топливно - энергетических ресурсов;
разрабатывает и издает нормативно - техническую документацию, осуществляет научно - техническую и информационную деятельность в области охраны труда;
участвует в сертификации электрической энергии, электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг.
Российское агентство по боеприпасам осуществляет функции нормативно - правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности при производстве и утилизации порохов, ракетного твердого топлива, взрывчатых веществ, пиротехнических составов и изделий на их основе, испытании боеприпасов и ракет на опасных производственных объектах, использующих взрывоопасные технологии, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.03.94 N 223 "О сертификации безопасности промышленных и опытно - экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии".
Генеральная прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, участвует в проведении расследований причин аварий (катастроф), несчастных случаев со смертельным исходом и принимает соответствующие решения в пределах своей компетенции.
5. Рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области охраны труда, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляет Межведомственная комиссия по охране труда во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также организациями РФ.
Межведомственная комиссия по охране труда, образованная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.94 N 238 (с изм. и доп. от 11.06.97 N 698 и от 17.09.99 N 1050), координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда для организаций всех организационно - правовых форм, а также:
разрабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда, обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
определяет приоритетные направления федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
рассматривает проекты законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
рассматривает методические и организационные вопросы по охране труда, предложения по охране труда органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей;
рассматривает ежегодные государственные доклады и тематические обзоры по охране труда;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда;
координирует разработку межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.
6. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области охраны труда определены в ст. 5 и 6 Федерального закона "Об основах охраны труда".
Органы исполнительной власти субъектов РФ принимают законы "Об охране труда", создают собственные системы управления охраной труда на территории, рабочие органы управления: органы по труду, координационные советы по условиям и охране труда или межведомственные комиссии по охране труда, подразделения государственной экспертизы условий труда, соответствующие центры охраны труда.
Функции субъектов управления охраной труда на территории утверждаются соответствующим законом или решением администрации органа исполнительной власти субъекта РФ.
Наряду с координационной деятельностью по охране труда на территории субъекта РФ орган исполнительной власти субъекта РФ, ведающий вопросами охраны труда:
разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ об охране труда;
организует доведение до организаций нормативных правовых актов об охране труда, утвержденных Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти;
поддерживает на региональном уровне функционирование Российской информационной системы по охране труда (РИСОТ);
организует разработку и реализацию территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
принимает участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывает совместно с заинтересованными организациями меры по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организует обучение и проверку знаний требований охраны труда специалистов и руководителей;
оказывает информационную помощь организациям в размещении заказов на приобретение средств индивидуальной защиты;
проводит государственную экспертизу условий труда работников, сертификацию работ по охране труда в организациях;
контролирует отражение требований охраны труда в учредительных документах юридических лиц при их регистрации;
участвует в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
ежегодно направляет Министерству труда и социального развития РФ информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в субъекте РФ, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;
готовит заключения к рассмотрению в суде вопросов о ликвидации организаций или их подразделений при выявлении нарушений требований охраны труда;
обеспечивает взаимодействие по вопросам охраны труда на территории субъекта РФ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, государственной инспекции труда в субъекте РФ, других органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов местного самоуправления;
оказывает методическую помощь организациям в совершенствовании работы служб охраны труда;
осуществляет контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также готовит предложения об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;
организует и проводит экспертизу условий труда по проектам строительства новых и реконструируемых производственных объектов в части соответствия запроектированных в них условий труда требованиям охраны труда;
выдает разрешения образовательным учреждениям на обучение и проверку знаний требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей;
организует и осуществляет подготовку и выдачу заключений организациям о состоянии условий и охраны труда при лицензировании отдельных видов деятельности; направляет предложения лицензионным органам о приостановке или отзыве лицензий организациям, не выполняющим требования охраны труда;
разрабатывает совместно с заинтересованными организациями мероприятия по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда, организует смотры - конкурсы, дни охраны труда и т.п.;
рассматривает разногласия между работодателями и работниками организаций по предоставлению компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда и выдает заключения;
организует проведение работ, связанных с подготовкой заключения о характере и условиях труда для решения вопроса о правильности установления скидок и надбавок к базовому страховому тарифу в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
организует работу территориальных межведомственных комиссий или координационных советов по охране труда.
В большинстве субъектов РФ, в которых приняты федеральные законы об охране труда, переданы органам местного самоуправления отдельные полномочия на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 216. Государственное управление охраной труда. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
Вернутся в раздел Комментарии к законам