2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
Комментарий к статье 48
Основания прекращения как публичного, так и частного сервитута в целом едины: это либо минование потребности в нем, либо невозможность для собственника (землевладельца, землепользователя) осуществлять использование обремененного сервитутом земельного участка в соответствии с его назначением. Но частный сервитут по первому из приведенных оснований просто прекращается по требованию собственника, владельца, пользователя земельного участка, а для отмены публичного сервитута необходимо принятие соответствующего акта - поскольку публичный сервитут в силу п. 2 ст. 23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом.
В отношении оснований прекращения частного сервитута (так же, как и порядка его установления - см. ст. 23 ЗК РФ) Земельный кодекс отсылает к нормам гражданского законодательства. Однако ст. 276 ГК РФ, посвященная прекращению сервитута, упоминает только о собственниках земельного участка, обремененного сервитутом. Между тем по земельному законодательству сервитут может быть установлен для земельного участка, используемого на любом праве. Исходя из этого, можно сделать вывод, что основания прекращения частного сервитута одинаковы, независимо от того, на каком праве используется земельный участок.
Согласно ст. 276 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться по назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Такая ситуация может сложиться, когда, например, сельскохозяйственная организация пользуется правом прогона скота через соседний участок, принадлежащий фермеру (частный сервитут), и в связи с постоянной потравой посевов фермер не может выращивать на своем участке необходимые ему сельскохозяйственные культуры.
Если же к невозможности использования земельного участка привело установление публичного сервитута, действует п. 7 ст. 23 ЗК РФ, в силу которого собственник, землевладелец и землепользователь вправе требовать изъятия (выкупа) у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В комментируемой статье не указано такое основание прекращения сервитута, как истечение срока, на который он устанавливался. Но поскольку в п. 4 ст. 23 ЗК РФ предусмотрена возможность установления срочных сервитутов, такие сервитуты, естественно, по окончании соответствующего срока прекращаются.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 48. Основания прекращения сервитута. 1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Вернутся в раздел Комментарии к законам