Комментарии к законам

Статья 18. Состояние войны. 1. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.



2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Комментарий к статье 18
1. Закрепленная в данной статье необходимость объявления состояния войны соответствует положениям III Гаагской Конвенции об открытии военных действий от 18 октября 1907 г. Согласно этой Конвенции военные действия между странами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. О состоянии войны должны быть без промедления оповещены нейтральные государства, и оно будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.
2. Объявление состояния войны осуществляется федеральным законом. В соответствии со ст. 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон по вопросу о войне, принятый Государственной Думой, подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Содержание данного Закона в законодательстве не определено. С учетом исторически - правовых традиций (например: Именной Указ. О войне, предпринятой против Швеции (ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 4. N 1811 от 19.08.1700 г. С. 74 - 75)) и международных норм представляется, что в подобных актах должны указываться обстоятельства, послужившие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права, комментируемым Законом основанием для объявления войны, содержаться обращение к народу, в котором мотивируется принятие подобного решения, указываться государство (государства) - агрессор, определяться первоочередные организационные мероприятия, содержаться призыв к сплочению, воззвание к патриотическим чувствам народа и т.д.
Объявление состояния войны, как правило, незамедлительно публикуется в средствах массовой информации.
3. Основанием для объявления войны является вооруженное нападение другого государства. Однако каких-либо объективных и общепризнанных критериев определения понятия "вооруженное нападение" не существует. Раскрывается данный термин в некоторых международных договорах. В качестве примера можно привести ст. 6 Североатлантического пакта (Вашингтон, 4 апреля 1949 г.) (Действующее международное право: Сборник: В 3-х т. М., 1977. Т. 2), согласно которой вооруженным нападением на одну или несколько договаривающихся сторон считается вооруженное нападение на территорию любой из них в Европе или Северной Америке, на алжирские департаменты Франции, на оккупационные войска любой договаривающейся стороны в Европе, на острова, находящиеся под юрисдикцией любой договаривающейся стороны в Североатлантическом районе к северу от тропика Рака, или на корабли или воздушные суда любой из договаривающихся сторон в этом районе. Здесь основными критериями вооруженного нападения являются:
- вооруженное нападение на территорию государства - участника пакта либо его колонию;
- вооруженное нападение на оккупационные войска договаривающейся стороны в определенном районе;
- вооруженное нападение на корабли или воздушные суда в определенном районе.
В ст. 2 Резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии", от 14 декабря 1974 г. (текст резолюции опубликован в Сборнике "Действующее международное право", т. 2) указывается, что применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии. Учитывая это, а также то, что вышеназванные критерии вооруженного нападения совпадают с основными критериями вооруженной агрессии, содержащимися в ст. 3 Резолюции, можно сделать вывод о тождественности данных понятий. В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 (СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852), понятия "вооруженное нападение" и "агрессия" также употребляются в одном значении (подробнее об агрессии см. комментарий ст. 19).
4. При объявлении войны реализуется право государства на индивидуальную самооборону, предусмотренную в ст. 51 Устава ООН. Согласно данной норме государство имеет право на индивидуальную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности.
Под индивидуальной самообороной следует понимать ответные вооруженные действия государства, предпринимаемые им для защиты или восстановления своей политической независимости и территориальной неприкосновенности, нарушенных другим государством путем вооруженного нападения (Дипломатический словарь. М., 1986. Т. 3. С. 10 - 11).
5. Состояние войны объявляется также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. В международных договорах с участием Российской Федерации не предусмотрены прямые обязательства Российской Федерации объявлять войну. Очевидно, что в комментируемой статье речь идет о возможности реализации Российской Федерацией права на коллективную самооборону, предусмотренную ст. 51 Устава ООН.
Коллективную самооборону нельзя рассматривать как совместные действия государств, одновременно подвергшихся нападению, так как в таком случае каждое из обороняющихся государств использует свое право на индивидуальную самооборону. Коллективная самооборона отличается от индивидуальной тем, что при коллективной самообороне право на нее возникает для государства не из факта нападения на него, а из факта нападения на другое государство.
Поскольку право на индивидуальную самооборону и коллективную оборону поставлено ст. 51 Устава ООН в зависимость от предварительного совершения "вооруженного нападения", обладателем этого права следует считать в первую очередь государство, ставшее жертвой вооруженного нападения. Право на коллективную оборону означает в этом случае, что каждое государство вправе, прежде всего не только индивидуально, но и с помощью других государств, отразить совершенное против него вооруженное нападение (Жданов Ю.Н. Международно - правовые основы самообороны государств: Дис. ... канд. юр. наук. М., 1990).
Коллективная оборона, являясь правом государства на оказание помощи другому государству, подвергшемуся вооруженному нападению, в отличие от индивидуальной самообороны требует соответствующего организационного оформления.
В науке международного права различают договорную и внедоговорную формы реализации права на коллективную оборону, которые оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений обороняющихся государств как между собой, так и с государством - агрессором (Жданов Ю.Н. Указ. соч. С. 17).
Как установлено в комментируемой статье, состояние войны объявляется в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерацией. Согласно ст. 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757).
Таким образом, можно прийти к выводу, что законодательством Российской Федерации не предусматривается имеющая место в Международных отношениях "внедоговорная" форма реализации права на коллективную оборону.
Для Российской Федерации типичной формой реализации права на коллективную оборону являются действия на основе двухсторонних международных договоров о взаимной помощи, предварительно заключаемых государствами на случай вооруженного нападения.
В соответствии с положениями Военной доктрины Российская Федерация исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга, проводит совместную с Республикой Белоруссия оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооруженных сил государств - участников Союзного государства, придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности. В 1999 г. действие данного Договора продлено на 5 лет.
Договором о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 г.) (РГ. 1992. 23 мая) предусмотрено следующее: "Если одно из государств - участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников Договора.
В случае совершения акта агрессии против любого из государств - участников все остальные государства - участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
О принятых мерах государства - участники незамедлительно извещают Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер государства - участники будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН" (ст. 4).
Ратифицировали данный договор: Республика Армения, Республика Таджикистан, Российская Федерация, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Грузия.
6. Объявление войны либо фактическое начало боевых действий означает начало военного времени, юридического состояния войны, которое влечет за собой последствия как внешнего, так и внутреннего свойства.
Внешние последствия связаны с прекращением мирных отношений между воюющими государствами, разрывом дипломатических и консульских отношений. Дипломатический и консульский персонал отзывается с территории неприятельского государства, которое в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. (ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г.) и о консульских сношениях 1963 г. (текст Конвенции опубликован в Сборнике международных договоров СССР. М., 1991. Вып. XLV. С. 124) обязано оказать им и их семьям содействие для скорейшего выезда. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества.
С началом войны приостанавливается либо прекращается действие политических, экономических и иных договоров, рассчитанных на мирные отношения. С указанного момента начинается применение международных норм, регламентирующих правила ведения войны.
Для граждан неприятельского государства устанавливается особый режим, который может предусматривать ограничение некоторых прав. В соответствии со ст. ст. 35, 41, 42 IV Женевской конвенции (Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.) указанные граждане могут покинуть территорию воюющего государства в том случае, если их выезд не противоречит интересам этого государства. Эти лица могут быть принуждены к проживанию в определенном месте или интернированы.
Имущество, непосредственно принадлежащее неприятельскому государству, конфискуется. Имущество, принадлежащее неприятельским гражданам, конфискации не подлежит. Морским судам определяется срок для оставления портов и территориальных вод, по истечении которого суда подлежат конфискации.
Представление интересов одного воюющего государства и его граждан в другом поручается нейтральному государству, которое поддерживает дипломатические отношения с обоими воюющими государствами.
7. Так как законодательством Российской Федерации не определено конкретное юридическое содержание понятия режима военного времени, внутренние последствия объявления войны могут проявляться в следующем:
- применение Вооруженных Сил по приказу Верховного Главнокомандующего в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии;
- перевод Вооруженных Сил РФ на организацию и состав военного времени;
- создание специальных формирований военного времени;
- объявление военного положения;
- проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций на работу в условиях военного времени;
- проведение мобилизационных мероприятий по переводу экономики на режим военного времени;
- реализация военно - транспортной обязанности;
- осуществление призыва граждан на военную службу;
- установление особенностей прохождения военной службы;
- действие законодательства, рассчитанного на применение в военное время;
- усиление юридической ответственности;
- осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
- приостановление действия некоторых законов, рассчитанных только на мирное время, и т.д.
8. Военное время истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. Объявление о прекращении военных действий и прекращение юридического состояния войны представляют собой акты, отличающиеся друг от друга как по правовым последствиям, по временным рамкам, так и по способам оформления. Следует обратить внимание на то, что в ходе войны формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.) определено, что перемирие приостанавливает военные действия по взаимному соглашению воюющих сторон. Перемирие может быть общим или местным. Общее перемирие приостанавливает повсюду военные действия между воюющими государствами. Местное перемирие приостанавливает военные действия только между отдельными частями и подразделениями воюющих армий и на определенном пространстве. Местное перемирие используется в основном для подбора раненых, оставшихся на поле боя, их транспортировки, а также для производства обмена, погребения павших, переговоров, эвакуации гражданского населения и т.д.
Общее перемирие или договоренность о прекращении огня приостанавливают боевые действия на всем театре военных действий. Местное и общее перемирие призваны приостанавливать военные действия, решают военные вопросы между сторонами, но не решают политических вопросов между государствами.
Общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их дальнейшему прекращению. В таком случае общее перемирие, как акт не только военный, но имеющий и политическое значение, оформляется воюющими сторонами соглашениями в договорно - правовом порядке со всеми вытекающими международно - правовыми последствиями. В качестве примера таких соглашений можно привести Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашения содержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных.
Другим видом соглашений о перемирии являются такие, которые не приостанавливают, а прекращают военные действия в ожидании заключения мирных договоров. Такие договоры иначе называют прелиминарными (предварительными) мирными договорами, т.е. предварительными мирными договорами (Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. 2-е изд. М., 2001).
В конце Второй мировой войны были заключены соглашения о перемирии с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Данные соглашения зафиксировали прекращение военных действий, устанавливали временный режим побежденных стран и содержали ряд основных положений будущих мирных договоров.
Сравнительно новой формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте сторонами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о "временных мерах", которые могут включать, в частности, прекращение огня, освобождение определенных территорий, отвод войск на заранее занятые позиции.
9. Другой формой прекращения военных действий является капитуляция. Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. При капитуляции происходит разоружение войск противника, все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к победителю. При капитуляции капитулирующая сторона лишается права формального равенства с победителем. Победитель, как правило, диктует побежденному условия. На основе безоговорочной капитуляции Германии и Японии были прекращены военные действия во Второй мировой войне.
Вышеупомянутые случаи фактического прекращения военных действий в результате достигнутого соглашения, а также капитуляции противника служат основанием для прекращения действия режима военного времени. Однако подобные перемирия и капитуляция еще не прекращают состояния войны. После прекращения боевых действий необходимо мирное урегулирование.
10. Основным международно - правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение между ними мирного договора. Мирные договоры в своей основе призваны решать возникшие в результате конфликта проблемы и охватывают достаточно широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем.
Так, Версальской системой мирных договоров 1919 - 1920 гг. юридически оформлено окончание Первой мировой войны. После Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали в 1947 г. выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Финляндией, Румынией, Италией, Болгарией и Венгрией.
Истории известны другие способы прекращения состояния войны, когда восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны. Так, Советский Союз в свое время прекратил состояние войны с Германией путем издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г.
Состояние войны может быть прекращено принятием двухсторонней декларации. Например, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении состояния войны.
Прекращение состояния войны восстанавливает мирные правоотношения между бывшими противниками в полном объеме. Оно имеет значение и для третьих стран. Прекращается действие норм, относящихся к нейтральным государствам.




Вернутся в раздел Комментарии к законам