Комментарии к законам

Статья 17. Другие войска, воинские формирования и органы. 1. Создание, управление и деятельность других войск, воинских формирований и органов осуществляются на основе федеральных законов.



2. Другие войска, воинские формирования и органы:
1) участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных государственных программ вооружения, развития оборонного промышленного комплекса и оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
2) участвуют совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации в отражении агрессии против Российской Федерации в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации;
3) организуют подготовку к совместным действиям с Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обороны;
4) участвуют в подготовке граждан Российской Федерации к военной службе;
5) обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории Российской Федерации и по подготовке коммуникаций в целях обороны;
6) осуществляют взаимодействие с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам организации обороны и предоставляют ему информацию, необходимую для организации обороны;
7) привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке;
8) осуществляют иные полномочия в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Комплектование других войск, воинских формирований и органов осуществляется на принципах и в порядке, которые установлены для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Комментарий к статье 17
Комментарий к пункту 1 статьи 17
1. В комментируемом Законе указываются правовая основа создания, управления и деятельности других войск, воинских формирований и органов, некоторые их полномочия, а также принципы и порядок комплектования.
Ряд других войск, воинских формирований и органов относятся к силам и средствам обеспечения безопасности (ст. 12 Закона РФ "О безопасности").
2. В п. 1 ст. 17 комментируемого Закона устанавливается, что в основе создания, управления и деятельности других войск, воинских формирований и органов должны находиться такие нормативные правовые акты, которые имеют юридическую силу закона. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещается и преследуется по закону (п. 9 ст. 1 комментируемого Закона). Данные положения способствует обеспечению законности при создании других войск, воинских формирований и органов, осуществлении управления ими, а также в их деятельности.
Следует отметить, что в отличие от правовой основы деятельности Вооруженных Сил, определенной в п. 5 ст. 10 комментируемого Закона, в п. 1 его ст. 17 не упоминаются подзаконные акты, указанные в п. 5 ст. 10 этого Закона. Однако, очевидно, основополагающее значение федеральных законов для создания, управления и деятельности других войск, воинских формирований и органов не исключает возможности регулирования соответствующих отношений некоторыми подзаконными нормативными правовыми актами.
В настоящее время имеется определенная правовая основа деятельности других войск, воинских формирований и органов, а также управления ими.
Так, основные задачи и функции (полномочия) органов и войск Пограничной службы Российской Федерации определяются в ст. 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", а также в ст. ст. 8 и 9 Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации".
В частности, органы Пограничной службы осуществляют:
государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленные режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;
пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами.
Органы Пограничной службы привлекаются в соответствии с федеральным законодательством к выполнению отдельных задач в области обороны и в них согласно ст. 11 Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации", а также ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривается военная служба.
Войска Пограничной службы (пограничные войска) осуществляют защиту и охрану Государственной границы, а также выявляют, предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения в сфере защиты и охраны Государственной границы, участвуют в выполнении возложенных на органы Пограничной службы задач. В соответствии с федеральным законодательством войска Пограничной службы совместно с Вооруженными Силами участвуют в отражении агрессии против Российской Федерации, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" управление Пограничной службой осуществляет руководитель специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе и его территориальные органы. Таким органом является Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России), Положение о которой утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 г. N 232 (СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 863). ФПС России возглавляет директор в ранге федерального министра. Директор ФПС России является главнокомандующим пограничными войсками ФПС России. Должности директора ФПС России соответствует воинское звание генерала армии.
Директор ФПС России назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и выполнение ими задач основываются на Федеральном законе "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", в том числе его ст. ст. 2, 7, 8, 18 - 23, а также иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи:
участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
участие в территориальной обороне Российской Федерации;
оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации;
участие в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, а также иные задачи, которые возложены на внутренние войска федеральными законами.
Управление внутренними войсками осуществляет главнокомандующий внутренними войсками, который является одновременно заместителем министра внутренних дел Российской Федерации. Главнокомандующий внутренними войсками назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации. Полномочия главнокомандующего внутренними войсками по управлению внутренними войсками определяются Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 1999 г. N 281, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 32 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации").
Предназначение, основные задачи, правовая основа, функции и полномочия Железнодорожных войск Российской Федерации определяются в Федеральном законе "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" от 5 августа 1995 г. N 126-ФЗ, в том числе в его ст. 1, 2, 9 и 10 (СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3202), а также в Положении о Железнодорожных войсках Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1302. Правовую основу деятельности Железнодорожных войск составляют также иные нормативные правовые акты.
Железнодорожные войска являются составной частью сил, привлекаемых к обороне. Железнодорожные войска предназначаются для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, для строительства как в военное, так и в мирное время новых и повышения живучести и пропускной способности действующих железных дорог, для восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Федерального закона "О Железнодорожных войсках Российской Федерации).
Железнодорожные войска осуществляют свои функции в мирное и военное время. В мирное время они обеспечивают в части, касающейся Железнодорожных войск, осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории Российской Федерации и подготовке коммуникаций в целях обороны; ведут подготовку к осуществлению мероприятий по техническому прикрытию порученных им объектов железных дорог Российской Федерации и непосредственно участвуют в этих мероприятиях; привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке.
В военное время Железнодорожные войска участвуют совместно с Вооруженными Силами в отражении агрессии против Российской Федерации в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил; осуществляют техническое прикрытие железных дорог и восстановление порученных им участков и объектов железных дорог; производят разминирование и заграждение порученных им объектов железных дорог в границах ответственности стратегических (оперативно - стратегических) объединений. Железнодорожные войска в соответствии с Федеральном законом "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" и Положением о Железнодорожных войсках Российской Федерации в мирное и военное время осуществляют также иные функции.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области деятельности Железнодорожных войск, является Федеральная служба Железнодорожных войск Российской Федерации (ФСЖВ России).
ФСЖВ России возглавляет директор Федеральной службы Железнодорожных войск Российской Федерации - командующий Железнодорожными войсками Российской Федерации (далее - директор ФСЖВ России). Директор ФСЖВ России назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Директор ФСЖВ России осуществляет управление Железнодорожными войсками через ФСЖВ России и штаб Железнодорожных войск. Штаб Железнодорожных войск является основным органом оперативного управления Железнодорожными войсками.
Полномочия директора ФСЖВ России, а также полномочия ФСЖВ России определяются Положением о Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1302.
Правовая основа, назначение, основные направления деятельности и система федеральных органов правительственной связи и информации определяются в Законе РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19 февраля 1993 г. N 4524-1 (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 423). Правовую основу деятельности федеральных органов правительственной связи и информации составляют также иные нормативные правовые акты.
Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее - Федеральное агентство), органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно - аналитические органы) в субъектах Российской Федерации, войска, учебные заведения, научно - исследовательские организации и предприятия.
Федеральное агентство организует работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, руководит ею и непосредственно ее проводит, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации.
Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.
Согласно ст. 12 Закона РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" и ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в федеральных органах правительственной связи и информации предусматривается военная служба.
Войска Федерального агентства включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно - строительные части, которые создаются, содержатся и используются, в том числе за пределами Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действующий в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 143).
Командующим войсками Федерального агентства является генеральный директор.
Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:
организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;
обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов; организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;
организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
обеспечение высших федеральных органов государственной власти Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления экономикой в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально - экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.
Основы деятельности войск гражданской обороны и управления ими устанавливаются Федеральным законом "О гражданской обороне", в частности его ст. 16. Кроме того, деятельность войск гражданской обороны и управление ими регулируются Положением о войсках гражданской обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. N 784, а также иными нормативными правовыми актами.
Войска гражданской обороны являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
Войска гражданской обороны могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.
Управление войсками гражданской обороны осуществляет министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, дислоцированными на территориях регионов Российской Федерации, - через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны центрального подчинения - непосредственно.
Полномочия министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части управления войсками гражданской обороны определяются Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 953 (СЗ РФ. 1999. N 32. Ст. 4042).
Инженерно - техническими воинскими формированиями и дорожно - строительными воинскими формированиями, упомянутыми в п. 6 ст. 1 комментируемого Закона, являются инженерно - технические воинские формирования и дорожно - строительные воинские формирования при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации (Спецстрое России) (далее - воинские формирования), которые входят в ее состав (п. 1 Указа Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы специального строительства Российской Федерации" от 1 августа 2000 г. N 1418).
Таким образом, воинские формирования предусмотрены комментируемым Законом. Однако правовая основа их деятельности и управления ими включает в качестве важных элементов подзаконные нормативные правовые акты, которыми являются, в частности, Положение о Федеральной службе специального строительства Российской Федерации и Положение об инженерно - технических воинских формированиях и дорожно - строительных воинских формированиях при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2000 г. N 1418.
Воинские формирования являются составной частью сил, привлекаемых к обороне.
К инженерно - техническим воинским формированиям относятся:
военно - инженерные технические формирования специального строительства - управления специального строительства по территориям, военно - инженерные технические управления, управления строительства, инженерно - технические полки и другие инженерно - технические воинские части (подразделения), строительные и специализированные управления, ремонтные, ремонтно - механические и механические заводы, заводы по производству строительной продукции, специализированные комбинаты промышленных и производственных предприятий, проектно - конструкторские и технологические институты, медицинские, научные и другие организации;
военно - инженерные технические формирования связи - военное эксплуатационно - восстановительное управление связи (орган управления), инженерно - технические узлы, центры, группы и отделения связи, мобилизационные группы, другие воинские части и организации.
К дорожно - строительным воинским формированиям относятся военные управления дорожного строительства, территориальные и линейные дорожно - строительные управления, управления дорожно - строительных работ, базы по ремонту и хранению техники, материально - технические базы, дорожно - строительные бригады, отдельные дорожно - строительные роты и другие дорожно - строительные воинские части, медицинские, научные, учебные и другие организации.
Воинские формирования предназначены для:
строительства объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок; обустройства войск; жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, объектов мобилизационного назначения федеральных органов государственной власти, а также специальных объектов оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, в том числе предусмотренных федеральными целевыми программами и инвестиционными программами субъектов Российской Федерации;
технического прикрытия и строительства, восстановления, ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе автомобильных дорог общего пользования в качестве подрядчика, на территории Российской Федерации, временной эксплуатации головных участков восстанавливаемых ими автомобильных направлений в интересах обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов, которые выполняют задачи в области обороны;
строительства и реконструкции предприятий и организаций ядерного комплекса;
строительства, как в мирное, так и в военное время, новых и повышения пропускной способности действующих автомобильных дорог, в том числе автомобильных дорог общего пользования в качестве подрядчика;
прикрытия, повышения живучести и восстановления взаимоувязанной сети связи Российской Федерации для обеспечения управления, обороны и безопасности государства, правопорядка, а также для эксплуатации и инженерно - технического обслуживания тропосферной радиорелейной и спутниковой линий связи;
участия в восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также в мероприятиях по ликвидации последствий повреждений на объектах и линиях связи при чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
осуществления иных функций в области обороны в соответствии с федеральным законодательством.
Воинские формирования осуществляют возложенные на них задачи в мирное и военное время.
Основными задачами воинских формирований являются:
- в мирное время:
осуществление мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности воинских частей и организаций к выполнению возложенных на них задач;
обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территории Российской Федерации и подготовке коммуникаций в целях обороны;
участие совместно с Вооруженными Силами в оперативной и мобилизационной подготовке;
участие по решению Правительства Российской Федерации в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
создание, содержание и развитие мобилизационных мощностей для производства специальной техники и продукции, необходимых для обеспечения обороны и безопасности государства, правопорядка;
поддержание военно - инженерных технических формирований связи в готовности к проведению восстановительных работ на объектах взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и проведение этих работ;
организация работ по прикрытию, восстановлению взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и инженерно - техническому обслуживанию линий связи;
- в военное время:
участие совместно с Вооруженными Силами в обороне страны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил;
осуществление технического прикрытия и восстановления объектов специального назначения, обеспечение производства специальных техники и продукции для выполнения строительных, восстановительных и других работ;
выпуск, ремонт и восстановление специальной техники военно - инженерных технических формирований специального строительства;
проведение работ по восстановлению объектов обеспечения обороны и безопасности государства, правопорядка, жизнеобеспечения населения, а также выполнение работ по восстановлению специальных объектов оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
подготовка военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований;
обеспечение прикрытия, повышения живучести и пропускной способности действующих, строительство новых автомобильных дорог, в том числе автомобильных дорог общего пользования в качестве подрядчика, на территориях стратегических (оперативно - стратегических) объединений и в тылу страны.
В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на воинские формирования возлагается (может быть возложено) также выполнение иных задач.
Управление воинскими формированиями осуществляет начальник Спецстроя России, являющийся по должности начальником инженерно - технических воинских формирований и дорожно - строительных воинских формирований при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации.
Начальник Спецстроя России назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Начальник Спецстроя России осуществляет управление:
военно - инженерными техническими формированиями специального строительства - через управления специального строительства по территориям;
военно - инженерными техническими формированиями связи - через военное эксплуатационно - восстановительное управление связи;
дорожно - строительными воинскими формированиями - через военные управления дорожного строительства;
инженерно - техническими воинскими формированиями и дорожно - строительными воинскими формированиями, организациями центрального подчинения - непосредственно.
Полномочия начальника Спецстроя России в части, касающейся управления воинскими формированиями, определяются Положением о Федеральной службе специального строительства Российской Федерации.
Служба внешней разведки Российской Федерации (далее - СВР) в качестве одного из органов внешней разведки Российской Федерации является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и осуществляет разведывательную деятельность в пределах своих полномочий.
Деятельность СВР и руководство ею осуществляются на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О внешней разведке", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, касающихся внешней разведки Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О внешней разведке" и ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в СВР предусматривается военная служба.
СВР осуществляет разведывательную деятельность, в частности, в военно - стратегической сфере (ст. 11 Федерального закона "О внешней разведке"). С учетом этого СВР привлекается для выполнения отдельных задач в области обороны.
Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации.
Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:
Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).
Федеральную службу безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ) возглавляет директор ФСБ на правах федерального министра. Директор ФСБ назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Должности директора ФСБ соответствует воинское звание генерала армии.
Правовую основу деятельности органов ФСБ и руководства (управления) ими составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269), другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806 (СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3320).
Деятельность органов ФСБ осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в органах ФСБ предусматривается военная служба.
Основными направлениями деятельности органов ФСБ являются: контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.
Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 318.
Управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках) входят в единую централизованную систему органов ФСБ и находятся в прямом подчинении ФСБ. Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.
Задачами органов безопасности в войсках являются:
выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ;
предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения;
обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;
организация и осуществление в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;
участие в обеспечении Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты Государственной границы Российской Федерации.
При решении указанных задач органы безопасности в войсках оказывают содействие органам военного управления и должностным лицам Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в обеспечении боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
Таким образом, органы ФСБ выполняют отдельные задачи и осуществляют полномочия в области обороны.
Федеральные органы государственной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.
Федеральным органом государственной охраны является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), обеспечивающая в пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" (далее - объекты государственной охраны).
Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от 2 августа 1996 г. N 1136 (СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3901).
В ФСО России предусматривается военная служба.
Основными задачами ФСО России являются:
- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
- обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
- обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;
- участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
- защита охраняемых объектов;
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.
ФСО России возглавляет руководитель в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации, который подчиняется Президенту Российской Федерации.
Руководитель ФСО России назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Федеральным органом обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" является Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации (далее - Служба).
Таким образом, Служба предусмотрена федеральными законами.
Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1998 г. N 1025с, приказами, указаниями и распоряжениями начальника Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСПа), а также Положением о Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. N 350 (СЗ РФ. 1999. N 12. Ст. 1453).
Служба находится в непосредственном подчинении ГУСПа.
Служба входит в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации и привлекается для выполнения отдельных задач в области обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в Службе предусматривается военная служба.
Основными задачами Службы являются:
разработка предложений по нормативному правовому и научному обеспечению мероприятий по мобилизационной подготовке федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации, в том числе по условиям их функционирования при размещении на пунктах управления государством и Вооруженными Силами и на иных специальных объектах мобилизационного назначения (далее - специальные объекты) при проведении мобилизации, в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени;
реализация в пределах своей компетенции мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации;
разработка и реализация мобилизационных планов обеспечения функционирования специальных объектов по предназначению, согласованных с мобилизационными планами федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении мобилизационной, оперативно - технической готовности и функционирования специальных объектов в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени;
обеспечение жизнедеятельности, функционирования и безопасности на специальных объектах должностных лиц федеральных органов государственной власти и аппаратов этих органов, а также оперативных групп соответствующих федеральных органов исполнительной власти при проведении мобилизации, в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени;
содержание и эксплуатация в мирное время технических средств специальных объектов, специальных транспортных средств, а также их надежное функционирование в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени;
разработка и проведение научно - технических мероприятий по перевооружению, реконструкции и совершенствованию специальных объектов в целях обеспечения их живучести, повышения защитных характеристик, мобилизационных и иных возможностей;
создание и хранение неприкосновенных запасов материально - технических средств и ресурсов;
участие в осуществлении контроля за мобилизационной готовностью, техническим состоянием и эксплуатацией запасных пунктов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;
организация и проведение мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну.
Службу возглавляет начальник Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению начальника ГУСПа.
Начальник Службы подчиняется непосредственно начальнику ГУСПа.
Комментарий к пункту 2 статьи 17
3. В целях обороны создаются и составляют ее основу Вооруженные Силы (п. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 10 комментируемого Закона). Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к обороне или выполнению отдельных задач в области обороны. Наряду с задачами и полномочиями в области обороны на другие войска, воинские формирования и органы возлагаются также иные задачи, функции и полномочия, не связанные непосредственно с обороной. Поэтому значение комментируемого Закона, в частности его п. 2 ст. 17, состоит в том, что в нем определяется круг таких полномочий других войск, воинских формирований и органов, которые в той или иной мере подлежат осуществлению в связи с привлечением их к обороне либо для выполнения отдельных задач в области обороны, т.е. полномочия в области обороны.
Комментарий к пункту 3 статьи 17
4. При формулировании данного пункта применен отсылочный способ изложения правовой нормы. Для уяснения смысла п. 3 ст. 17 комментируемого Закона необходимо обратиться к п. 2 ст. 12 этого Закона, в котором устанавливаются принцип комплектования Вооруженных Сил военнослужащими (экстерриториальный) и способы их комплектования личным составом (см. комментарий к п. 2 ст. 12).
В п. 3 ст. 17 упоминается порядок комплектования, а не способы комплектования. Однако, как отмечалось, под способом комплектования Вооруженных Сил военнослужащими понимается установленный порядок привлечения граждан Российской Федерации на военную службу, т.е. порядок комплектования, упоминаемый в п. 3 ст. 17 комментируемого Закона, допустимо рассматривать как способы комплектования, урегулированные правовыми нормами.
Положения п. 3 ст. 17 комментируемого Закона взаимосвязаны с соответствующими нормами законов Российской Федерации, регулирующих деятельность других войск, воинских формирований и органов, а также управление ими. Так, согласно п. 2 ст. 12 Закона РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" комплектование войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации военнослужащими осуществляется в добровольном порядке - по контрактам, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом задач и значения для обороны Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в законодательстве определяется очередность их комплектования путем призыва граждан на военную службу. Так, из абз. 1 и 2 п. 3 ст. 36 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" следует, что граждане направляются для прохождения военной службы по призыву в первую очередь в Вооруженные Силы, органы и пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожные войска Российской Федерации и войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах, других войсках и органах, упомянутых в абз. 1 п. 3 ст. 36 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Приведенные нормы отражены, в частности, в п. 21 Положения об инженерно - технических воинских формированиях и дорожно - строительных воинских формированиях при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации, согласно которому выделение призывных ресурсов для этих воинских формирований осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации о призыве граждан Российской Федерации на военную службу.
С учетом задач, состава и структуры других войск, воинских формирований и органов в нормативных правовых актах предусматриваются некоторые особенности их комплектования. Так, Положением об особенностях поступления на военную службу по контракту в войска гражданской обороны граждан Российской Федерации и прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) войск гражданской обороны, утвержденным Приказом МЧС России 2001 г. N 510, устанавливаются особенности заключения контрактов о прохождении военной службы гражданами Российской Федерации, офицерами и прапорщиками (мичманами) войск гражданской обороны с МЧС России (РГ. 2002. 12 января).
Раздел V. СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
МОБИЛИЗАЦИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ
ОБОРОНА




Вернутся в раздел Комментарии к законам