Комментарии к законам

Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом. 1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.



2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;
2) гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.
3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, - министром обороны Российской Федерации.
4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов.
Комментарий к статье 12
Комментарий к пункту 1 статьи 12
1. В ст. 12 комментируемого Закона содержится ряд правовых норм, устанавливающих основы комплектования Вооруженных Сил личным составом. Предмет ее правового регулирования конкретизируется указанием на то, что понимается под личным составом Вооруженных Сил, которое имеется в п. 1 ст. 12 комментируемого Закона.
2. Основной частью личного состава Вооруженных Сил являются военнослужащие. Военнослужащими являются граждане Российской Федерации, проходящие военную службу, в частности, в Вооруженных Силах. Военнослужащие проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (Федеральный закон "О статусе военнослужащих", п. 1 ст. 2).
Граждане, проходящие военную службу, имеют статус военнослужащих. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Начало и окончание военной службы, а также срок военной службы определены в ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы.
3. В п. 1 ст. 12 комментируемого Закона к личному составу Вооруженных Сил отнесены наряду с военнослужащими также лица гражданского персонала.
Лица гражданского персонала участвуют во всестороннем обеспечении жизни и деятельности Вооруженных Сил, в управлении ими и в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы.
Гражданский персонал по своему субъектному составу весьма неоднороден. Конкретные лица гражданского персонала по своему правовому положению могут значительно отличаться от других лиц, относящихся к нему. В связи с этим необходимо учитывать, в частности, следующее.
В органах военного управления, воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, предприятиях и организациях (далее - воинские части) Вооруженных Сил работают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Труд иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируется по общему правилу ее законодательством (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, ст. 13 // РГ. 2001. 31 декабря).
Воинские части Вооруженных Сил дислоцируются не только на территории Российской Федерации, но также в некоторых случаях на территориях иностранных государств. Трудовые отношения, социальные льготы и гарантии гражданскому персоналу устанавливаются в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
К гражданскому персоналу относятся граждане, занимающие в Вооруженных Силах государственные должности Российской Федерации, в том числе государственную должность, установленную Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (государственная должность категории "А"). Государственной должностью категории "А" является, в частности, должность министра обороны. Государственная служба гражданского персонала предусмотрена в центральных органах военного управления. В Вооруженных Силах проводится работа по введению института государственной службы для гражданского персонала управлений военных округов, флотов и им равных объединений, а также в военных комиссариатах.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными названным Федеральным законом (СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990). В связи с этим следует отметить, что не все лица, занимающие должности в государственных организациях, в том числе не все лица гражданского персонала, считаются государственными служащими. Так, указанным Федеральным законом лица, замещающие государственные должности категории "А", не отнесены к государственным служащим. На них не распространяется действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В отношении лиц гражданского персонала, не занимающих государственные должности, не действует законодательство о государственной службе.
К гражданскому персоналу принято относить лиц, выполняющих работу как на основании трудового договора, т.е. на условиях найма, так и по гражданско - правовому договору. При этом отношения, возникающие на основании трудового договора, регулируются нормами трудового права, а в некоторых случаях также законодательства о государственной службе и именуются трудовыми. В связи с выполнением работы по гражданско - правовому договору возникают гражданско - правовые отношения, которые регулируются нормами гражданского права.
Комментарий к пункту 2 статьи 12
4. П. 2 ст. 12 комментируемого Закона допустимо рассматривать с точки зрения целей комплектования Вооруженных Сил. Ими следует считать: а) комплектование Вооруженных Сил военнослужащими и б) комплектование Вооруженных Сил гражданским персоналом.
5. В нормативных правовых актах и юридической литературе раскрываются понятие и содержание (основания) комплектования Вооруженных Сил военнослужащими. При этом под комплектованием Вооруженных Сил понимается установленная государством и регулируемая законодательством система мероприятий по обеспечению кадра и запаса Вооруженных Сил личным составом. В содержание комплектования включаются такие основные элементы, как источники, способы, принципы комплектования Вооруженных Сил и т.д. В частности, в качестве источников комплектования рассматриваются граждане Российской Федерации, соответствующие определенным требованиям. Следует отметить, что между упомянутыми элементами имеется тесная взаимосвязь (Кузнецов Н.И., Старов Б.Ф. Военная администрация: Учебник. М., 1998. С. 75 - 78). В п. 3 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (утверждено Приказом министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 30. Далее - Руководство по комплектованию) указывается, что система комплектования Вооруженных Сил строится на основании принятых в государстве принципа комплектования войск (сил) и способов привлечения граждан на военную службу.
С учетом изложенного основное значение п. 2 ст. 12 комментируемого Закона заключается в том, что в нем указываются один из признаков источников комплектования Вооруженных Сил военнослужащими (наличие гражданства Российской Федерации) и принцип комплектования Вооруженных Сил военнослужащими, а также способы комплектования Вооруженных Сил личным составом.
6. Согласно п. 2 ст. 12 комментируемого Закона контингент людских ресурсов, из которого может осуществляться комплектование Вооруженных Сил военнослужащими, ограничен гражданами Российской Федерации, т.е. непосредственно в п. 2 ст. 12 комментируемого Закона предусматривается лишь одно условие (признак), при наличии которого определенные группы лиц относятся к источникам комплектования Вооруженных Сил военнослужащими. Однако такое условие не является единственным.
Комплектование Вооруженных Сил личным составом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под законодательством Российской Федерации следует понимать систему законодательных актов, т.е. имеющих юридическую силу законов. На основании указанных законодательных актов издаются подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие комплектование Вооруженных Сил личным составом (см. комментарий к п. 4 ст. 10). Законодательные акты, на основании которых осуществляется комплектование Вооруженных Сил личным составом, включают прежде всего Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1014), а гражданским персоналом - также Трудовой кодекс и Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации".
К подзаконным нормативным правовым актам, регулирующим комплектование Вооруженных Сил личным составом, относятся: Положение о порядке прохождения военной службы; Положение о военно - врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390) (СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1758); Инструкция о порядке проведения военно - врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 315); Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587) (СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2857), Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, и Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (утверждены Приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 400); Положение об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. N 222) (СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1239), Руководство по комплектованию; Положение о призыве на военную службу по мобилизации, а также иные нормативные правовые акты.
В законодательстве к источникам комплектования Вооруженных Сил военнослужащими предъявляется ряд требований, в том числе требования к возрасту, состоянию здоровья и т.д. Так, согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане определенного пола (мужского) и возраста (от 18 до 27 лет). Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключить граждане как мужского, так и женского пола в возрасте от 18 до 40 лет (п. 1 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
7. Под способом комплектования Вооруженных Сил военнослужащими следует понимать установленный порядок привлечения граждан Российской Федерации на военную службу.
В п. 2 ст. 12 комментируемого Закона устанавливаются два способа комплектования Вооруженных Сил военнослужащими: а) обязательный призыв граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и б) добровольное поступление граждан на военную службу.
8. Призыв на военную службу остается основным способом комплектования Вооруженных Сил в мирное время солдатами, матросами, сержантами и старшинами. В настоящее время соотношение численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, с численностью военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, составляет примерно 3 к 1. В Вооруженных Силах военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, занимают 25% должностей солдат и сержантов, а военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - 75%. В Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 г., утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1998 г., предусматривается постепенное увеличение доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Однако в действительности происходит обратный процесс: численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, снижается ежегодно на 1,5 - 2%. Президент Российской Федерации 16 ноября 2001 г. одобрил предложения о разработке государственной (федеральной) целевой программы поэтапного перевода Вооруженных Сил на комплектование преимущественно по контракту. В Министерстве обороны предполагается разработать такую государственную программу до 2004 г. и при условии финансирования в полном объеме осуществлять поэтапный перевод основной части армии и флота на комплектование по контракту до 2010 г. с переходным периодом в 3 - 4 года (Три призывника на одного контрактника // РГ. 2001. 2 февраля; На военную службу - по призванию // Красная звезда. 2001. 29 ноября).
Призыв на военную службу имеет также целью повышение степени укомплектованности воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания младших офицеров. В связи с этим в подп. "б" п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривается призыв на военную службу граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончивших упомянутые в нем образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.
Призыв на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
9. Призыв на военную службу осуществляется по мобилизации, в период военного положения и в военное время. В частности, призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в целях комплектования воинских должностей, предусмотренных штатами военного времени (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; Положение о призыве на военную службу по мобилизации).
Под призывом граждан на военную службу в Вооруженные Силы по мобилизации понимаются следующие мероприятия:
а) объявление Президентом Российской Федерации общей или частичной мобилизации;
б) оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации;
в) явка (доставка) граждан в пункты предварительного сбора военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно - территориальных) образований, пункты сбора субъектов Российской Федерации или непосредственно в воинские части, учреждения, военно - учебные заведения, на предприятия, в организации Вооруженных Сил;
г) доставка граждан из пунктов предварительного сбора (пунктов сбора) в воинские части, учреждения, военно - учебные заведения, на предприятия, в организации Вооруженных Сил;
д) документальное оформление факта призыва граждан на военную службу.
Призыв на военную службу по мобилизации осуществляется на основании указа Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации.
Приказы об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации, района, города без районного деления, иного муниципального (административно - территориального) образования издаются военными комиссарами во исполнение указа Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации и на основании соответствующего приказа министра обороны, директивы начальника Генерального штаба (п. п. 1 и 3 Положения о призыве на военную службу по мобилизации).
Военное положение вводится Президентом Российской Федерации на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации (Федеральный конституционный закон "О военном положении"; подп. 4 п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 19 комментируемого Закона).
Согласно ст. 18 комментируемого Закона военное время наступает с момента объявления состояния войны федеральным законом или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
На сегодняшний день призыв на военную службу в период военного положения и в военное время не имеет необходимой правовой основы. Существуют лишь отдельные правовые нормы, регулирующие призыв на военную службу в военное время. Так, согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" граждане, подлежащие бронированию в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций освобождаются, в частности, от призывов на военную службу в военное время на время предоставленной отсрочки по данному основанию.
10. Комплектование Вооруженных Сил военнослужащими путем призыва граждан основывается на экстерриториальном принципе (п. 2 ст. 12 комментируемого Закона). Аналогичная норма содержится в п. 4 Руководства по комплектованию. Экстерриториальный принцип предполагает укомплектование воинских частей гражданами, проживающими вне места их дислокации (Кузнецов Н.И., Старов Б.Ф. Указ. соч. С. 78). Причем, как следует из п. 3 Руководства по комплектованию, экстерриториальный принцип является общим для обоих способов комплектования. В настоящее время комплектование Вооруженных Сил военнослужащими осуществляется, как правило, на основе экстерриториального принципа. Однако из данного правила нормативными правовыми актами допускаются исключения. Так, в соответствии с п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающие в запасе призывники, имеющие детей, а также больных и пенсионного возраста родителей, при наличии возможности направляются для прохождения военной службы в воинские части Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные вблизи места их проживания, в соответствии с имеющимся заданием на призыв граждан на военную службу.
11. Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане добровольно поступают на военную службу в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Порядок добровольного поступления граждан на военную службу (комплектования Вооруженных Сил военнослужащими) установлен в соответствующих нормах разд. 5 указанного Федерального закона "Поступление граждан на военную службу по контракту", ст. ст. 4 - 8 Положения о порядке прохождения военной службы и п. п. 16 - 58 Руководства по комплектованию. Добровольность поступления гражданина на военную службу закрепляется в контракте о прохождении военной службы (п. 2 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; п. 4 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы).
Разд. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" включает ст. 35, регулирующую поступление граждан в военно - учебные заведения и заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в них.
Граждане добровольно поступают в военно - учебные заведения. Курсанты военно - учебных заведений проходят военную службу, относятся к военнослужащим и имеют соответствующий статус. Однако не для всех из них заключение контракта о прохождении военной службы является обязательным условием зачисления в военно - учебные заведения. Так, при зачислении в военно - учебные заведения не заключают контракт о прохождении военной службы граждане, не проходившие военную службу. В этом случае они приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают первый контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения и до окончания второго курса обучения (п. 2 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; п. п. 1 и 2 ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы). Заключение указанными военнослужащими в последующем контракта о прохождении военной службы допустимо рассматривать как подтверждение ими добровольности поступления на военную службу.
Таким образом, по существу, граждане поступают в военно - учебные заведения добровольно, независимо от того, заключают ли они при этом контракт о прохождении военной службы. Ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" является составной частью разд. 5 этого Закона, который содержит нормы, регулирующие поступление граждан на военную службу в добровольном порядке (по контракту). Поэтому имеются основания рассматривать поступление граждан в военно - учебные заведения в качестве формы добровольного поступления граждан на военную службу.
В связи с изложенным следует отметить некоторые особенности статуса военнослужащих, обучающихся в военно - учебных заведениях. Такие особенности обусловлены, в частности, содержанием должностных обязанностей указанных военнослужащих. Служебно - правовое положение слушателей и курсантов военно - учебных заведений предопределяется характерными обстоятельствами, в том числе переводом на следующий курс. Подобные обстоятельства тесно связаны с контролем успеваемости и качества подготовки слушателей и курсантов, его результатами. Важной проблемой является установление соотношения между реализацией военнослужащими конституционного права на образование посредством обучения в военно - учебных заведениях, правом на труд и общегражданской и специальной (военно - служебной) составными частями их статуса. В правоприменительной практике возникают вопросы, относящиеся к основаниям увольнения с военной службы слушателей и курсантов, а также применяемым к ним мерам воздействия. Отмеченные проблемы и вопросы требуют детального исследования. Их исследование тем более актуально с учетом того, что в настоящее время в науке обосновывается существование в качестве самостоятельной отрасли права образовательного права (см., например: Сырых В.М. Метод правового регулирования образовательного права // Право и образование. 2001. N 5. С. 48 - 66).
12. Комплектование Вооруженных Сил военнослужащими может осуществляться при переводе военнослужащих согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" для дальнейшего прохождения военной службы из федерального органа исполнительной власти, в котором названным Федеральным законом предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы. Порядок такого перевода определяется в ст. 17 Положения о порядке прохождения военной службы и в некоторых иных нормативных правовых актах.
В соответствии с указанными пунктом и статьей осуществляется перевод военнослужащих, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву, всех составов, т.е. по существу, комплектование Вооруженных Сил военнослужащими при их переводе из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, производится на основании способов комплектования, предусмотренных в п. 2 ст. 12 комментируемого Закона.
Однако при этом в отличие от порядка комплектования, установленного п. 2 ст. 12 комментируемого Закона, комплектование Вооруженных Сил осуществляется во всех случаях только военнослужащими, т.е. гражданами, имеющими на день перевода в Вооруженные Силы соответствующий статус.
Перевод военнослужащих из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы производится при выполнении требований нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, а также по согласованию между руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и министром обороны.
Указанный перевод военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, производится в персональном порядке, с их согласия или по их просьбе.
Перевод военнослужащих из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы оформляется:
а) офицеров и прапорщиков (мичманов) - приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу;
б) сержантов, старшин, солдат и матросов - приказами (распоряжениями) уполномоченных должностных лиц, которым руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти предоставлено такое право, по согласованию с Генеральным штабом (подп. "е" п. 83 Руководства по комплектованию).
13. В п. 2 ст. 12 комментируемого Закона контингент людских ресурсов, из которого может осуществляться комплектование Вооруженных Сил гражданским персоналом, не ограничен гражданами Российской Федерации.
Комплектование Вооруженных Сил гражданским персоналом осуществляется путем добровольного поступления на работу. Ранее отмечалось, что к гражданскому персоналу принято относить лиц, выполняющих работу как на основании трудового договора, т.е. на условиях найма, так и по гражданско - правовому договору (см. комментарий к п. 1 ст. 12). Однако следует учитывать, что применение словосочетания "поступление на работу" характерно для тех случаев, когда предполагается заключение трудового договора (см., например: Трудовое право России: Учебник для вузов. М., 1998. С. 97 и 100). С учетом этого можно сделать вывод, что в п. 2 ст. 12 комментируемого Закона в качестве основного способа комплектования Вооруженных Сил гражданским персоналом предусматривается добровольное поступление на работу по трудовому договору.
14. Заключение трудового договора признается главным юридическим фактом, с которым связывается возникновение трудовых отношений.
В ряде случаев основанием возникновения трудовых отношений выступает сложный юридический (фактический) состав, образуемый трудовым договором и иными юридическими фактами (ст. ст. 16 - 19 Трудового кодекса). Так, замещение должностей преподавательского состава высшего военно - учебного заведения гражданским персоналом производится на конкурсной основе. Поступление на государственную службу включает, в частности, подбор кандидатур или конкурс на замещение должности и назначение на должность (см., например: п. 7 ст. 21 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"; Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 (РГ. 2000. 29 марта)).
15. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником (ст. 56 Трудового кодекса). При заключении трудового договора его стороны равноправны. Работник добровольно заключает трудовой договор, что является проявлением конституционного принципа свободы труда (ст. 37 Конституции Российской Федерации), принципа свободы трудового договора и одного из принципов социального партнерства в сфере труда (ст. 24 Трудового кодекса). Добровольность заключения трудового договора отражена в п. 2 ст. 12 комментируемого Закона. Однако следует отметить, что в законодательстве предусматривается исключение из правила, согласно которому комплектование Вооруженных Сил гражданским персоналом осуществляется путем добровольного поступления на работу. В исключительных случаях трудовой договор не имеет значения основного юридического факта, с которым связано возникновение трудовых отношений. Таким случаем является направление граждан при объявлении мобилизации для работы на должностях гражданского персонала (п. 2 ст. 10 и п. 3 ст. 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; Положение о призыве на военную службу по мобилизации).
16. Сторонами трудового договора, заключаемого в Вооруженных Силах, являются:
- в качестве работодателя - воинские части в лице их командиров (начальников, руководителей);
- в качестве работника - лица, достигшие возраста, определенного в законодательстве. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, указывается в ст. 63 Трудового кодекса. Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет.
Кроме того, к лицам, поступающим на работу (государственную службу), могут предъявляться правомерные требования к их деловым и иным качествам, в том числе к уровню образования и профессиональной подготовки, наличию гражданства Российской Федерации (для лиц, поступающих на государственную службу), состоянию здоровья. На некоторых работах ограничивается и запрещается применение труда женщин и лиц в возрасте до 18 лет (ст. ст. 253 и 265 Трудового кодекса; Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162 (СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1130)). В соответствии с законом отдельные лица не могут быть приняты на работу также в иных случаях (ст. 84 Трудового кодекса; п. 4 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 892; п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров" от 22 декабря 1992 г. N 16 (БВС РФ. 1993. N 3)).
Необходимые данные о лицах, поступающих на работу (государственную службу), содержатся в документах, которые они обязаны предъявить, а также устанавливаются в порядке, предусмотренном законом (ст. ст. 65 и 86 Трудового кодекса).
17. Содержание трудового договора, включая его существенные и иные условия, определяется в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса. Существенными условиями трудового договора являются, в частности, место работы (с указанием структурного подразделения); дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации или конкретной трудовой функции; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), о совмещении профессий (должностей), а также иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Определенную часть иных условий трудового договора составляют такие, относительно которых в целях реализации прав и интересов одной из его сторон по ее заявлению должно быть достигнуто соглашение.
В трудовом договоре лиц, допущенных к государственной тайне, отражаются взаимные обязательства командира (начальника) воинской части (организации) и указанных лиц в связи с допуском к государственной тайне, а также иные условия в связи с этим (ст. ст. 21 и 23 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1). В трудовой договор гражданина, поступающего на государственную службу, включается обязательство обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации (п. 6 ст. 21 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации").
Как существенные, так и иные условия трудового договора в равной мере обязательны для его сторон.
В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами (например, п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации").
Место работы определяется путем указания в трудовом договоре наименования воинской части, куда принимается работник, и ее подразделения (отделение, служба, кафедра и факультет, цех и т.п.).
Непосредственной целью фиксации в трудовом договоре наименования должности, специальности, профессии с указанием квалификации или конкретной трудовой функции является установление содержания трудовых обязанностей работника. При этом наименование должности, специальности или профессии и квалификационные требования к ним определяются в соответствии с квалификационными справочниками, утверждаемыми в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, существующей номенклатурой должностей (профессий) гражданского персонала, штатами и штатными расписаниями воинских частей.
В воинских частях, находящихся на сметно - бюджетном финансировании, условия оплаты труда в трудовом договоре определяются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации (установлена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785) (САПП РФ. 1993. N 16. Ст. 1253) и нормативных правовых актов, изданных в целях централизованного регулирования оплаты труда. На указанной основе устанавливаются условия оплаты труда независимо от его характера, кроме тех случаев, когда труд оплачивается по схемам должностных окладов.
В иных военных организациях условия оплаты труда в трудовом договоре определяются в соответствии со ст. 135 Трудового кодекса.
В соответствии с задачами Вооруженных Сил для гражданского персонала устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ст. 349 Трудового кодекса).
Нормативными правовыми актами ограничивается возможность индивидуально - договорного регулирования в области социальных льгот и гарантий в воинских частях, находящихся на сметно - бюджетном финансировании.
18. Содержание конкретного трудового договора обусловлено трудовыми обязанностями работника, с которым он заключен, условиями их выполнения и иными обстоятельствами. В связи с этим в отдельные группы объединяются, например, трудовые договоры, отражающие специфику регулирования социально - трудовых отношений в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудовые договоры с преподавателями высших учебных заведений и трудовые договоры с руководителями организаций (например: Рекомендации по заключению трудового договора (контракта), отражающие специфику регулирования социально - трудовых отношений в условиях Севера. Утверждены Постановлением Минтруда Российской Федерации от 23 июля 1998 г. N 29 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 1998. N 9; Примерный контракт с руководителем федерального государственного унитарного предприятия. Утвержден распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 16 февраля 2000 г. N 189-р // РГ. 2000. 29 марта). Тем не менее во всех случаях при заключении трудового договора его содержание должно соответствовать требованиям законодательства.
19. На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 349 Трудового кодекса).
Кроме того, ряд особенностей имеют трудовые договоры о работе по совместительству, заключаемые на время выполнения временных (до двух месяцев) и сезонных работ, и некоторые иные трудовые договоры. Особенности таких трудовых договоров, связанные с ограничением круга лиц, с которыми они могут быть заключены, продолжительности работы, правовым положением работников и т.д., следует учитывать в том числе при определении их условий.
20. Лица гражданского персонала, которым по характеру работы необходим доступ к государственной тайне, могут быть приняты на такую работу только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. При этом заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается. С соблюдением аналогичного правила заключается трудовой договор с лицами, которые в силу своих служебных обязанностей получат непосредственный доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам (ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне"; п. 7 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами).
21. Трудовой договор заключается в письменной форме. Трудовой договор в письменной форме считается заключенным по общему правилу, когда его стороны достигли соглашения по всем существенным и иным условиям, а также надлежащим образом оформили и подписали его. Трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, подписанный обеими сторонами, вступает в силу с даты согласования с федеральным органом по управлению государственным имуществом (п. 7.1 Примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия).
22. Прием на работу оформляется приказом командира (начальника) по строевой части (приказом (распоряжением) работодателя), изданным на основании заключенного трудового договора. Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по органу военного управления о назначении его на государственную должность государственной службы.
Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. В приказе (распоряжении) о приеме на работу фиксируются, в частности, условия об испытании, о приеме на работу по совместительству, на время выполнения временных (до двух месяцев) и сезонных работ. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.
В случае направления на работу при объявлении мобилизации гражданин считается принятым на нее после оформления факта принятия на работу в его документах воинского учета и подписания командиром воинской части приказа о зачислении гражданина в списки воинской части и назначении на должность гражданского персонала (п. 20 Положения о призыве на военную службу по мобилизации).
В графе 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки производится соответствующая запись о приеме на работу. С этой записью должен быть ознакомлен владелец трудовой книжки под расписку в личной карточке (форма N Т-2).
Комментарий к пункту 3 статьи 12
23. В данном пункте разграничиваются полномочия Правительства Российской Федерации и министра обороны по установлению соответственно штатной численности гражданского персонала Вооруженных Сил и перечня воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом.
Указанной нормой установление штатной численности гражданского персонала Вооруженных Сил отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. Численность гражданского персонала в целом устанавливается федеральными законами. Так, численность гражданского персонала в 1999 г. была установлена согласно ст. 32 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ и приложению 4 к нему (секретно).
24. Перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, установлен Приказом министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению укомплектованности личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации" 1993 г. N 295. Данным Приказом разрешено во всех соединениях, воинских частях, военно - учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны комплектовать без ущерба для боевой и мобилизационной готовности войск вакантные должности военнослужащих гражданским персоналом без установления лимита на условиях срочного трудового договора (на срок не более 5 лет) до укомплектования их военнослужащими в соответствии с прилагаемым к нему Перечнем штатных должностей военнослужащих, замещаемых гражданским персоналом.
Приказом министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 295 установлены некоторые принципы его исполнения. Им предусматривается на должностях, указанных в прилагаемом к нему Перечне, содержать гражданских специалистов при условии, что в их подчинении нет военнослужащих, и не допускать гражданских специалистов к исполнению обязанностей по должностям, указанным в данном Перечне, в порядке совместительства.
Перечень штатных должностей военнослужащих, замещаемых гражданским персоналом, состоит из двух разделов: а) должности офицеров; б) должности солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов. В нем приведены наименования воинских должностей и соответствующие им наименования должностей гражданских специалистов. Тарификация должностей гражданского персонала производится по Приказу министра обороны Российской Федерации "О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно - бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки" 1993 г. N 130.
Комментарий к пункту 4 статьи 12
25. В данном пункте указываются сущность, предназначение запаса Вооруженных Сил и некоторые требования к нему. Согласно этой норме запас составляют военнообученные людские ресурсы и предназначен он для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил. Мобилизационное развертывание Вооруженных Сил осуществляется в период мобилизации при их переводе в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" на организацию и состав военного времени.
26. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" пребывание в запасе является одной из форм реализации гражданами воинской обязанности.
Отношения, возникающие по поводу запаса Вооруженных Сил, регулируются нормами Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в том числе содержащимися в ст. ст. 52 - 57, а также нормами иных правовых актов.
Указанными нормами определяются, в частности, источники формирования запаса, состав запаса и требования, предъявляемые к ним, регулируются отношения, связанные с военными сборами, освобождением от них, а также порядок их прохождения, присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил создается из числа граждан:
уволенных с военной службы с зачислением в запас;
прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Перечень государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых осуществляется обучение граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г. N 768 (РГ. 2000. 26 октября). Наименование большинства учебных заведений, перечисленных в данном Перечне, содержит в своем составе слово "государственный" ("государственная"), что указывает на их правовое положение.
Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах регулируется Положением об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. N 1255 (далее - Положение об обучении граждан по программам подготовки офицеров запаса), и Положением о военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г. N 768 (РГ. 2000. 26 октября);
не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет;
не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;
женского пола, имеющих военно - учетную специальность (Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе". С. 392 - 393).
Из правовых норм Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", регулирующих отношения по поводу запаса Вооруженных Сил, следует, что одно из требований к источникам формирования и составу запаса совпадает по объективным причинам с требованием, предъявляемым к источникам комплектования Вооруженных Сил личным составом, - наличие гражданства Российской Федерации.
27. Граждане, пребывающие в запасе, состоят на воинском учете, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (ст. ст. 8 - 10) и Положением о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541) (РГ. 1999. 14 января).
28. Состав запаса Вооруженных Сил устанавливается в ст. 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Применение такой категории, как состав запаса и ее определение способствуют упорядочению комплектования при необходимости воинских должностей гражданами, входящими в него. В соответствии со ст. 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" состав запаса дифференцируется по двум основным критериям: а) по воинским званиям на пять групп (составы запаса); б) по возрасту граждан, пребывающих в запасе (на три разряда). Некоторые особенности отнесения к разряду граждан, пребывающих в запасе, и определения предельного возраста пребывания в запасе установлены для граждан женского пола (п. 2 ст. 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
29. Граждане пребывают в запасе и реализуют воинскую обязанность в этой форме до достижения ими предельного возраста пребывания в запасе, указанного в п. п. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или признания в установленном данным Федеральным законом порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья.
30. Согласно п. 4 ст. 12 комментируемого Закона запас Вооруженных Сил создается из людских ресурсов, имеющих определенную подготовку, - военнообученных. Тем самым устанавливается, по существу, одно из требований к запасу.
Учитывая необходимость совершенствования военных знаний, имеющихся у граждан, пребывающих в запасе, а также то, что в запасе пребывают, в частности, граждане, не прошедшие военную службу, выполнение указанного требования может быть достигнуто лишь путем систематического осуществления мероприятий по подготовке этих граждан к военной службе. Осуществление таких мероприятий предусматривается Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и некоторыми иными правовыми актами. Основной формой мероприятий по подготовке граждан, пребывающих в запасе, к военной службе являются военные сборы. Под военными сборами понимается проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, мероприятий по подготовке граждан к военной службе (п. 1 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе. Утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 (САПП РФ. 1993. N 28. Ст. 2595). Далее - Положение о порядке проведения военных сборов).
31. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются одной из форм реализации гражданами воинской обязанности наряду с такой, в частности, ее формой, как пребывание в запасе. Однако с учетом тесной взаимосвязи упомянутых форм нормы, регулирующие пребывание в запасе, а также призыв на военные сборы, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе и некоторые иные отношения, связанные с ними, объединены в одном разделе Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а именно в разд. 8 "Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации".
32. В соответствии с п. 1 ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. В данной норме указываются цель проведения военных сборов (подготовка к военной службе) и способ привлечения граждан на военные сборы (призыв). Следует отметить, что граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, в воинских частях. При этом учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам (п. 4 Положения об обучении граждан по программам подготовки офицеров запаса). Однако в отличие от военных сборов учебные сборы или стажировки проходят граждане, не пребывающие в запасе.
33. На основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (п. 1 ст. 56) порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о порядке проведения военных сборов. Проведение военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе Вооруженных Сил, регулируется также Руководством о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом министра обороны Российской Федерации "Об организации проведения военных сборов с гражданами Российской Федерации, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации" 1999 г. N 440.
34. Статус граждан, призванных на военные сборы, отличается некоторыми особенностями. Так, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих. В данной норме установлено также, что статус военнослужащих распространяется на указанных граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как представляется, в п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" неверно отражен объем, в котором статус военнослужащих распространяется на граждан, призванных на военные сборы. Необходимо учитывать, что в названном Законе под статусом военнослужащих понимается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Данный статус как совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности могут иметь в полном объеме только те граждане, которые исполняют особый вид федеральной государственной службы - военную службу, т.е. военнослужащие. Льготы, гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим в связи с особым характером обязанностей, возложенных на них. Граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы (п. 19 Положения о порядке проведения военных сборов). Однако граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих, что обусловлено прежде всего назначением военных сборов. Ранее отмечалось, что цель проведения военных сборов определена в п. 1 ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В нем установлено также, что проведение военных сборов в иных целях не допускается. Согласно п. 37 Положения о порядке проведения военных сборов привлечение граждан, призванных на военные сборы, к исполнению иных, не связанных с прохождением военных сборов, обязанностей запрещается. Указанные граждане не исполняют военную службу, а проходят подготовку к ней. Поэтому статус военнослужащих в приведенном его понимании не может распространяться в полном объеме на граждан, призванных на военные сборы. На граждан, призванных на военные сборы, распространяется не статус военнослужащих в целом, а определенные права, обязанности и ответственность военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. С учетом изложенного следовало бы внести соответствующие изменения в п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Как отмечалось, в п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что статус военнослужащих распространяется на граждан, призванных на военные сборы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В данной норме круг правовых актов, которыми может быть распространен статус военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, определен весьма широко. В п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к числу нормативных правовых актов Российской Федерации, которыми статус военнослужащих может быть распространен на граждан, призванных на военные сборы, прямо отнесены лишь федеральные законы. Однако правовые нормы, распространяющие статус военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, содержатся не только в федеральных законах, но и в подзаконных нормативных правовых актах. Так, в п. 39 Положения о порядке проведения военных сборов, т.е. в подзаконном нормативном правовом акте, указывается, что граждане, призванные на военные сборы и нарушившие установленный порядок их проведения, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации в отношении военнослужащих. В данном случае возникает вопрос: правильно ли рассматривать п. 39 Положения в качестве нормы, распространяющей ответственность военнослужащих на упомянутых граждан?
Положение о порядке проведения военных сборов утверждено Правительством Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть Российской Федерации (ст. 110 Конституции Российской Федерации; ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). В связи с этим следует упомянуть о том, что органы исполнительной власти не располагают полномочиями по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих юридическую ответственность. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в нормативных правовых актах, распространяющих статус военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, предусматриваются случаи и порядок такого распространения. В п. 39 Положения о порядке проведения военных сборов не определено конкретно, в каких случаях и в каком порядке граждане, призванные на военные сборы, могут быть привлечены к ответственности военнослужащих. Поэтому п. 39 Положения о порядке проведения военных сборов нет достаточных оснований рассматривать в качестве нормы, распространяющей ответственность военнослужащих на указанных граждан. Граждане, призванные на военные сборы, могут быть привлечены к ответственности военнослужащих лишь при условии, если возможность привлечения их к ответственности военнослужащих предусмотрена правовым актом компетентного органа государственной власти, определены случаи, в которых возможно привлечение их к такой ответственности, и порядок привлечения.
В ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в некоторых предусмотренных в ней иных случаях права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Поэтому установление некоторых ограничений прав и свобод граждан в период прохождения ими военных сборов допустимо лишь федеральным законом.
В связи с изложенным следует отметить, что на особенности правового положения граждан, призванных на учебные (военные) сборы, и необходимость совершенствования его законодательного регулирования в свое время указывал профессор Н.В. Артамонов (Правовой статус советских военнослужащих: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1986. С. 216 - 220).




Вернутся в раздел Комментарии к законам