Комментарий к статье 11
1. Очевидно, что между предназначением Вооруженных Сил и их составом имеется взаимосвязь. Поэтому, в частности, последовательность, в которой ст. 11 комментируемого Закона следует за его ст. 10, является оправданной.
Как отмечалось ранее, Вооруженные Силы имеют определенную структуру. В связи с этим целесообразно установить соотношение состава и структуры. Состав - это совокупность частей, образующих какое-либо сложное целое (Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1985 - 1988. Т. 4. С. 207 - 208). В отличие от структуры состав не отражает взаиморасположения и связи составных частей чего-либо, его строения (см. там же. С. 292). Понятие "структура" в отношении Вооруженных Сил применяется, в частности, в тех случаях, когда приводится наименование их составных частей и подразумевается определенная взаимосвязь между ними, например трехвидовая структура Вооруженных Сил с перечислением данных видов (Иванов С. России нужна современная армия // Красная звезда. 2001. 19 октября).
В ст. 11 комментируемого Закона закрепляется общий состав Вооруженных Сил, а при определении их составных частей не указываются индивидуализирующие признаки этих составных частей в полном объеме. Так, упоминаются "объединения".
Непосредственно из ст. 11 комментируемого Закона можно сделать некоторые выводы об иерархии и взаимосвязи составных частей Вооруженных Сил, однако они с учетом цели этой нормы не будут достаточно полными.
В связи с изложенным следует отметить, что в юридической литературе предлагалось закрепить в федеральном законе организационную структуру и боевой состав войск в Российской Федерации (Евтушенко С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 110).
2. В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 4 комментируемого Закона состав Вооруженных Сил до объединения включительно утверждает Президент Российской Федерации.
3. Составные части Вооруженных Сил, указанные в ст. 11 комментируемого Закона, отличаются друг от друга по своим функциям и объединены в две группы: а) входящие в виды, рода войск или Тыл Вооруженных Сил; б) не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил (входящие в войска). В связи с этим следует отметить, что в некоторых случаях в отдельную группу объединяются организации и воинские части строительства и расквартирования войск (подп. 10 п. 6 Положения о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357. Далее - Положение о Генеральном штабе).
В настоящее время Вооруженные Силы состоят из трех видов: Сухопутные войска, Военно - Воздушные Силы и Военно - Морской Флот. Вооруженные Силы подразделяются на виды с учетом особенностей их вооружения, а также предназначения для выполнения возложенных на них стратегических и крупных оперативных задач в определенной среде (на суше, на море и в воздушном пространстве).
Виды Вооруженных Сил могут состоять из родов войск (сил флота), специальных войск и тыла. Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способами боевого применения. Специальные войска служат для обеспечения деятельности родов войск и содействия им в выполнении боевых задач.
Различаются рода войск, которые входят в виды Вооруженных Сил, и рода войск, не входящие в виды Вооруженных Сил. Так, в Сухопутные войска входят мотострелковые войска, танковые войска, ракетные войска и артиллерия, а также некоторые иные рода войск. Не входят в виды Вооруженных Сил, являются самостоятельными родами войск Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно - десантные войска.
К специальным войскам относятся инженерные, войска радиационной, химической и биологической защиты, связи, автомобильные и ряд иных.
4. Важное значение для обеспечения деятельности, жизни и быта войск и сил флота имеет Тыл Вооруженных Сил. В состав Тыла Вооруженных Сил входят некоторые специальные войска, в том числе автомобильные, отдельные батальоны материального обеспечения, склады и базы с запасами материальных средств, ремонтные мастерские, военные хлебозаводы и ряд других тыловых воинских частей, учреждений, предприятий и организаций.
На Тыл Вооруженных Сил возлагаются задачи по своевременному снабжению войск и сил флота горючим и смазочными материалами, продовольствием, вещевым имуществом и другими материальными средствами, обеспечению военнослужащих натуральным довольствием и торгово - бытовому обслуживанию личного состава, а также иные задачи.
По характеру и объему выполняемых задач Тыл Вооруженных Сил подразделяется на войсковой (воинские части и соединения), оперативный (военные округа и фронты) и стратегический (виды Вооруженных Сил).
5. Для непосредственного осуществления в Вооруженных Силах исполнительной власти государством специально учреждена система органов управления, входящих в их состав (органов военного управления).
Подсистемой данной системы являются центральные органы военного управления, которые упомянуты в ст. 11 комментируемого Закона. К центральным органам военного управления относятся Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Статус Министерства обороны и Генерального штаба как центральных органов военного управления определяется соответственно в Положении о Министерстве обороны и Положении о Генеральном штабе. Причем Министерство обороны - это не только центральный орган военного управления, но также федеральный орган исполнительной власти. В качестве федерального органа исполнительной власти Министерство обороны проводит государственную политику и осуществляет государственное управление в области обороны, а также координирует деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны (п. п. 1 и 2 Положения о Министерстве обороны).
Министерство обороны возглавляет министр обороны.
Министр обороны имеет первых заместителей и заместителей. Распределение обязанностей между первыми заместителями и заместителями министра обороны осуществляет министр обороны.
Первым заместителям министра обороны предоставляется право подписывать приказы и директивы министра обороны (за исключением приказов и директив, подлежащих государственной регистрации).
В Министерстве обороны образуется коллегия, в которую входят по должности министр обороны (председатель коллегии), первые заместители министра обороны, заместители министра обороны и главнокомандующие видами Вооруженных Сил, а также другие должностные лица. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению министра обороны.
Коллегия Министерства обороны на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы, находящиеся в ведении Министерства обороны.
Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются протоколами. При необходимости на основании решений коллегии могут издаваться приказы (директивы) министра обороны.
В случае разногласий между министром обороны и другими членами коллегии министр обороны проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии вправе доложить о своем мнении Президенту Российской Федерации.
При необходимости проводятся совместные заседания коллегии Министерства обороны и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии Министерства обороны и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оформляются протоколами и реализуются совместными приказами министра обороны и руководителей соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. п. 8, 10 и 12 Положения о Министерстве обороны).
Министерство обороны состоит из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру (п. 2 Положения о Министерстве обороны). Данные главные, центральные управления и управления относятся к центральным органам военного управления. Они ведают определенными функциями исполнительной, управленческой деятельности. Такими главными, центральными управлениями и управлениями являются, в частности, Главное финансово - экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации, Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Центральное продовольственное управление Министерства обороны Российской Федерации, Центральное вещевое управление Министерства обороны Российской Федерации, Управление делами Министерства обороны Российской Федерации, Управление труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, Финансовая инспекция Министерства обороны Российской Федерации.
Начальники главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в Министерство обороны, отвечают за решение задач, возложенных на соответствующие управления (подразделения), организуют и обеспечивают их успешное выполнение, в том числе путем осуществления контроля, издают приказы (распоряжения), отдают указания и дают разъяснения в пределах своих полномочий.
Указанные главные, центральные управления и управления руководствуются в своей деятельности положениями о них, утверждаемыми министром обороны, наряду с иными правовыми актами (например: Положение о Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 494; Положение об Управлении делами Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 500). В этих Положениях определяются предназначение и задачи главных, центральных управлений и управлений, обязанности и права их начальников.
Так, в соответствии с п. 7 Положения о Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации это Главное управление в мирное и военное время предназначено для обеспечения функционирования системы воспитания военнослужащих, укрепления воинской дисциплины, морально - психологического обеспечения боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения Вооруженных Сил, управления органами воспитательной работы в целях поддержания высокого морально - психологического состояния личного состава, необходимого для выполнения задач по подготовке и осуществлению вооруженной защиты Российской Федерации.
Согласно п. 9 Положения об Управлении делами Министерства обороны Российской Федерации Управление делами предназначено для осуществления правового обеспечения мероприятий по вопросам военного строительства и реформирования Вооруженных Сил, руководства юридической службой Вооруженных Сил, организации делопроизводства в Министерстве обороны.
Генеральный штаб возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил. Правовой статус Генерального штаба, включая полномочия начальника Генерального штаба, определяется в Положении о Генеральном штабе, а также в иных нормативных правовых актах.
В соответствии с п. 8 Положения о Генеральном штабе начальник Генерального штаба подчиняется министру обороны Российской Федерации, является по должности его первым заместителем и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Генеральный штаб.
Начальник Генерального штаба издает приказы начальника Генерального штаба и директивы Генерального штаба, дает указания, организует и проверяет их исполнение.
При реализации решений министра обороны начальник Генерального штаба имеет право отдавать приказания от имени министра обороны.
Начальник Генерального штаба имеет первых заместителей и заместителей начальника Генерального штаба.
Распределение обязанностей между первыми заместителями и заместителями начальника Генерального штаба осуществляется начальником Генерального штаба (п. п. 7, 9 - 11 Положения о Генеральном штабе).
Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений (п. п. 1 и 2 Положения о Генеральном штабе). Упомянутыми главными управлениями и управлениями являются, например, Главное организационно - мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное оперативное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и 8-е Управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Подразделения, входящие в структуру Генерального штаба, руководствуются в своей деятельности положениями о них, утверждаемыми начальником Генерального штаба, наряду с иными правовыми актами.
Центральными органами военного управления являются также управления главнокомандующих видами (главные командования видов) Вооруженных Сил. Кроме того, к центральным органам военного управления следует отнести управления командующих родами (командования родов) войск, которые не входят в виды Вооруженных Сил. Главное командование (командование) предназначено для осуществления управления объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями соответствующего вида (рода войск) Вооруженных Сил.
Управления главнокомандующих (командующих) видами (родами войск) Вооруженных Сил осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов войск) Вооруженных Сил, их оперативной и мобилизационной подготовки, технического оснащения, подготовки кадров, обеспечивают управление войсками (силами) и их повседневную деятельность, развитие системы базирования и инфраструктуры (п. 22 разд. 1 Военной доктрины).
Вид (род войск) Вооруженных Сил и управление главнокомандующего (командующего) видом (родом войск) возглавляет соответственно главнокомандующий (командующий). Главнокомандующий видом (командующий родом войск) Вооруженных Сил является прямым начальником всего личного состава вида (рода войск) Вооруженных Сил и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на вид (род войск) Вооруженных Сил. Главнокомандующий видом (командующий родом войск) Вооруженных Сил издает в пределах своей компетенции приказы и директивы по наиболее важным вопросам жизни и деятельности подчиненного ему вида (рода войск) Вооруженных Сил, организует и проверяет их исполнение.
Главное командование вида (командование рода войск) Вооруженных Сил состоит из командования соответственно главного штаба (штаба), управлений, отделов, служб и иных структурных подразделений.
Главные командования видов (командования родов войск) Вооруженных Сил в своей деятельности руководствуются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке, и иными правовыми актами. Так, в подп. 13 п. 11 Положения о Министерстве обороны предусматривается, что положения о главных командованиях видов Вооруженных Сил утверждает министр обороны.
Из ст. 11 комментируемого Закона можно сделать вывод, что все центральные органы военного управления входят в виды, рода войск или в Тыл Вооруженных Сил либо в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил. Однако если в отношении некоторых из указанных органов с таким выводом допустимо согласиться, то в отношении других этого сделать нельзя. С учетом изложенного следовало бы внести соответствующее уточнение в ст. 11 комментируемого Закона.
6. Виды, рода войск, Тыл Вооруженных Сил и войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил, включают объединения, соединения, воинские части и иные компоненты. Так, Сухопутные войска состоят, в частности, из общевойсковых армий, армейских корпусов, дивизий, бригад, полков и отдельных батальонов.
В связи с изложенным следует отметить, что термин "объединение" применяется не только для обозначения общевойсковой или иной армии, но и в определении военного округа Вооруженных Сил как общевойскового оперативно - стратегического территориального объединения Вооруженных Сил (п. 1 Положения о военном округе), а также флота. Однако в отличие от армий военный округ не рассматривается как составная часть вида Вооруженных Сил и сам включает, в частности, объединения. Поэтому в ст. 11 комментируемого Закона под объединениями подразумеваются, очевидно, не военные округа.
В ст. 11 комментируемого Закона не упоминаются учреждения, военные образовательные учреждения профессионального образования (военно - учебные заведения) и предприятия, которые входят в состав Вооруженных Сил наряду с центральными органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями. При этом следует учитывать, что, как предусматривается в некоторых случаях в законодательстве в отношении других войск и воинских формирований, военно - учебные заведения и учреждения в гражданско - правовых отношениях выступают в качестве организаций (например: Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ, ст. 2 // СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711). В свою очередь, организации по своей организационно - правовой форме могут выступать в качестве федеральных государственных унитарных предприятий или государственных учреждений (п. 5 Положения об инженерно - технических воинских формированиях и дорожно - строительных воинских формированиях при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы специального строительства Российской Федерации" от 1 августа 2000 г. N 1418).
Кроме того, отсутствие в ст. 11 комментируемого Закона указанного упоминания соответствует ее конструкции, так как не все военно - учебные заведения входят в виды и рода Вооруженных Сил или Тыл Вооруженных Сил либо в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил.
Значение термина "организация", которое придается ему в современной нормотворческой практике и в словарях русского языка, не препятствует толкованию его, в частности, как учреждения, военно - учебного заведения и предприятия (например: п. 1 ст. 113 и п. 1 ст. 120 ГК РФ; Нормы бесплатной выдачи санитарно - гигиенической одежды и санитарной обуви гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 435 (далее - Нормы бесплатной выдачи санитарно - гигиенической одежды и санитарной обуви); комментарий к п. п. 1 и 2 ст. 10). В ст. 10 Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" от 4 мая 2000 г. N 55-ФЗ под организациями Пограничной службы понимаются предприятия, образовательные учреждения профессионального образования и иные организации Пограничной службы, которые предназначены для обеспечения деятельности Пограничной службы и осуществляют указанную деятельность в соответствии с федеральным законодательством.
В некоторых случаях слова "учреждение" и "организация" применяются как синонимы (ч. 1 п. 36 Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 400 (далее - Положение о продовольственном обеспечении), и Перечень контингентов и организаций, имеющих право на получение за плату продовольствия из объема закупок, произведенных Министерством обороны, и порядок его выдачи. Приложение N 10 к Положению о продовольственном обеспечении (п. 36) (далее - Перечень контингентов и организаций)).
В правовых актах упоминается об учреждениях, военно - учебных заведениях и предприятиях как о составных частях Вооруженных Сил (например: подп. 9 и 10 п. 11 Положения о Министерстве обороны; п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237; подп. "в" п. 1 Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. N 1216 (далее - Положение о призыве на военную службу по мобилизации) // РГ. 1998. 30 октября; Перечень воинских должностей, замещаемых офицерами, по которым руководящему и научному составу научно - исследовательских организаций и испытательных воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации выплачивается надбавка за ученое звание и ученую степень, утвержденный Приказом министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 239 (далее - Перечень воинских должностей); Нормы бесплатной выдачи санитарно - гигиенической одежды и санитарной обуви (военно - медицинские учреждения, военные сельскохозяйственные предприятия, предприятия бытового обслуживания); Руководство по организации работы высшего военно - учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации. Утверждено Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 10; Инструкция о порядке проведения проверок военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденная Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 277; в соответствии с п. 237 Положения о продовольственном обеспечении к предприятиям продовольственной службы относятся: заводы, ремонтные мастерские техники продовольственной службы, центральные продовольственные склады и базы, продовольственные склады военного округа и военные хлебозаводы).
В правовых актах под организациями Вооруженных Сил понимаются, в частности, научно - исследовательские организации (институты, центры, филиалы институтов, лаборатории), авиаремонтные организации, торгово - складские организации, организации общественного питания, санатории, дома отдыха и туристские базы Министерства обороны Российской Федерации (см.: Перечень воинских должностей; Положение о подготовке научно - педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 310; Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 июля 1999 г. N 25; Нормы бесплатной выдачи санитарно - гигиенической одежды и санитарной обуви; ч. 1 п. 5 Перечня контингентов и организаций).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 11. Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вернутся в раздел Комментарии к законам