Комментарии к законам

Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц. 1. В связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:



ПК = (РП - БЧ) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года (450 рублей в месяц);
(в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 3-ФЗ)
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В случае, если в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах) по состоянию на 1 января 2002 года к 180 месяцам (пункт 3 статьи 15 настоящего Федерального закона).
2. Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением районного коэффициента), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам (за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере).
Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 рублей.
3. Величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
4. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:
1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
5. Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание.
При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).
6. Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 1 - 5 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.
7. При назначении начиная с 1 января 2002 года трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью застрахованного лица, которому не был открыт индивидуальный лицевой счет, производится определение расчетного пенсионного капитала, полагавшегося умершему кормильцу, в порядке, предусмотренном настоящей статьей в отношении лиц, ставших инвалидами, для последующего исчисления страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответствующим членам его семьи в соответствии с пунктом 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
8. Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктами 7 и 8 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
9. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 30
Для понимания содержания названной статьи необходимо разобраться в терминологии.
Термин "конвертация" означает преобразование. Застрахованные лица, в том числе пенсионеры, на 31.12.2001 приобрели пенсионные права - трудовой стаж и заработок. Приобретенные ими трудовой стаж и заработок преобразуются (конвертируются) в денежное выражение, называемое величиной расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 (ПК (01.01.2002)).
Понятие "расчетный пенсионный капитал" раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, которой определено, что расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Таким образом, для исчисления размера трудовой пенсии, в том числе назначаемой досрочно, при ее установлении необходимо определить расчетный пенсионный капитал на дату установления трудовой пенсии (РПК на дату ТП), состоящий из двух значений.
Первое значение - пенсионные права, приобретенные застрахованным лицом до 01.01.2002 в денежном выражении, то есть пенсионный капитал на 01.01.2002 (ПК (01.01.2002)), порядок расчета которого определен в ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Второе значение - общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо (SUM СВ (после 01.01.2002)), учтенных в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после 01.01.2002. Из чего следует, что суммы страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица после указанной даты, в расчет величины пенсионного капитала на 01.01.2002 не включаются, а учитываются в расчетном пенсионном капитале застрахованного лица на дату установления ему трудовой пенсии (РПК на дату ТП).
Математическое определение расчетного пенсионного капитала на дату установления трудовой пенсии может быть выражено в формуле:
РПК = ПК (01.01.2002) + SUM СВ (после 01.01.2002) (30 ст. Закона от 17.12.2001).
Статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ установлены правила подсчета первой составляющей указанной формулы - пенсионного капитала на 01.01.2002 (ПК (01.01.2002)), влияющей на определение размера страховой части трудовой пенсии (см. комментарий к ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Пенсионный капитал на 01.01.2002 (ПК (01.01.2002)) определяется обратным счетом, исходя из расчетного размера пенсии по старости при ее условном установлении застрахованному лицу в конкретный день - 01.01.2002 по правилам, установленным ранее действовавшим законодательством, исходя из предположения о том, что застрахованное лицо на 31.12.2001 являлось пенсионером и ему была назначена пенсия с учетом ИКП (п. 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Комментируемой статьей объясняется, что следует понимать под общим трудовым стажем (п. 4), стажем на соответствующих видах работ (п. 5), устанавливаются требования, предъявляемые для расчета названных видов стажа (п. п. 4, 5, 9), определены периоды среднемесячного заработка, исходя из которых производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 (п. п. 2, 4, 9).
Для застрахованных лиц, не имеющих на 01.01.2002 требуемого общего трудового стажа <*>, предусмотрено определение величины пенсионного капитала на 01.01.2002 с учетом продолжительности имеющегося неполного стажа (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
--------------------------------
<*> Под полным требуемым стажем для целей конвертации принимается 25 (20) лет общего трудового стажа соответственно для мужчин и женщин, приобретенного на 01.01.2002.
Предусмотрен выбор варианта оценки пенсионных прав застрахованных лиц исходя из имеющейся на 01.01.2002 продолжительности общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ, а для тех, кто являлся на указанную дату получателем пенсии, - исходя из размера пенсии, установленного на 31.12.2001, за исключением надбавок на уход и нетрудоспособного иждивенца (п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Для лиц, которым пенсия по случаю потери кормильца назначается после 01.01.2002, предоставляется возможность определения величины пенсионного капитала на 01.01.2002 исходя из имеющегося стажа и заработка в порядке, предусмотренном для лиц, ставших инвалидами (п. 7 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Установлено, что величина пенсионного капитала на 01.01.2002 подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации страховой части трудовой пенсии (п. 8 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Напомним, что для установления трудовой пенсии по старости требуется наличие 5 лет страхового стажа, то есть стажа, подтвержденного уплатой страховых взносов (см. комментарий к ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
В указанном Законе закреплены понятия различных видов трудового стажа, которые применяются для разных целей и имеют различные правила подсчета.
Таблица видов трудового (страхового) стажа
------T-------------------------T---------------T------------------------------¬
¦ N ¦ ¦ Статьи Закона ¦ ¦
¦ п/п ¦ Вид стажа ¦ от 17.12.2001 ¦ Применение ¦
¦ ¦ ¦ N 173-ФЗ ¦ ¦
+-----+-------------------------+---------------+------------------------------+
¦ 1 ¦ Страховой стаж ¦ 10, 11 ¦ Для определения права на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ трудовую пенсию ¦
+-----+-------------------------+---------------+------------------------------+
¦ 2 ¦ Стаж на соответствующих ¦ ¦ Для определения права на ¦
¦ ¦ видах работ ¦ 27, 28 ¦ досрочную трудовую пенсию ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------+---------------+------------------------------+
¦ 3 ¦ Общий трудовой стаж ¦ п. 4 ст. 30 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-------------------------+---------------+ Для определения расчетного ¦
¦ 4 ¦ Стаж на соответствующих ¦ ¦ размера трудовой пенсии (РП) ¦
¦ ¦ видах работ для ¦ п. 5 ст. 30 ¦ ¦
¦ ¦ конвертации ¦ ¦ ¦
L-----+-------------------------+---------------+-------------------------------
Нормы ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ применяются только при конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованного лица в пенсионный капитал на 01.01.2002 и не применяются с целью определения права застрахованного лица на трудовую, в том числе досрочно назначаемую, пенсию.
1. В пункте 1 указанной статьи приведены формулы для определения величины пенсионного капитала на 01.01.2002 (ПК). По сути, указанная величина для застрахованного лица является начальным пенсионным капиталом, который является составной частью расчетного пенсионного капитала, заработанного застрахованным лицом на дату установления трудовой пенсии.
Итак, пенсионный капитал на 01.01.2002 рассчитывается по формуле:
ПК = (РП - БЧ) х Т, где:
ПК - величина пенсионного капитала на 01.01.2002;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с п. 2 комментируемой статьи;
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии, устанавливаемый согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ по состоянию на 01.01.2002 в размере 450 рублей. Следует отметить, что для определения пенсионного капитала на 01.01.2002 не могут быть применимы размеры базовой части трудовой пенсии, приведенные в других пунктах указанной статьи;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, применяемому при назначении трудовой пенсии для расчета ее страховой части. Указанная величина определена в размере 19 лет (228 месяцев). Вместе с тем главой VII "Порядок введения в действие настоящего Федерального закона" определены переходные положения. В частности, п. 1 ст. 32 (отсылочная норма п. 1 ст. 30 указанного Закона) определен порядок введения величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии (Т) при определении размера страховой части трудовой пенсии по старости (СЧ) начиная с 01.01.2002.
Таким образом, при определении размера страховой части трудовой пенсии при ее установлении в 2002 году (СЧ (2002)) величина ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по совокупности перечисленных правовых норм составит 144 месяца (Т (2002) = 144 мес.) (подробнее см. комментарий к п. 5 ст. 30 и ст. 32 указанного Закона).
Вместе с тем при оценке пенсионных прав лицам, которым устанавливается трудовая пенсия по инвалидности, предусмотрено исключение. Указанным гражданам при определении величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии (Т) вводится коэффициент (К), определяемый как отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах), имеющегося у него по состоянию на 01.01.2002, к 180 месяцам, который корректирует величину (Т) в сторону ее уменьшения, соответственно пенсионный капитал на 01.01.2002 - в сторону увеличения.
Это означает, что пенсионный капитал инвалида на 01.01.2002 определяется с корректировкой, учитывающей продолжительность его трудового стажа на указанную дату (или на дату установления трудовой пенсии по инвалидности) с учетом его возраста.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ нормативная продолжительность страхового стажа инвалида (К) до достижения им 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на каждые четыре месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев. Математически это выражается в формуле:
К = (12 + (В - 18) х 4) / 180, где:
В - возраст инвалида на дату установления трудовой пенсии по инвалидности или на 01.01.2002.
В правоприменительной практике при определении величины (К) для указанной категории лиц необходимо руководствоваться следующим.
Лицам, являющимся получателями пенсии по инвалидности по состоянию на 31.12.2001, при оценке их пенсионных прав с 01.01.2002 отношение (К) определяется с учетом их возраста на указанную дату.
Если трудовая пенсия по инвалидности устанавливается после 01.01.2002, отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах) (К), имеющегося у него по состоянию на день, с которого ему устанавливается страховая часть трудовой пенсии по инвалидности, определяется с учетом возраста инвалида на день установления ему трудовой пенсии по инвалидности.
2. Основанием для определения пенсионного капитала на 01.01.2002 (ПК) является расчетный размер трудовой пенсии (РП), определяемый по приведенной в п. 2 комментируемой статьи формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где:
СК - стажевый коэффициент, определяемый исходя из продолжительности общего трудового стажа, имеющегося у гражданина (застрахованного лица) на 01.01.2002. При этом установлено, что под полным общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается наличие общего трудового стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин именно на 01.01.2002. Продолжительность полного общего трудового стажа 25 (20) лет соответственно для мужчин и женщин составляет значение 0,55 (или 55 процентов заработка).
При наличии общего трудового стажа сверх требуемой продолжительности стажевый коэффициент повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, выработанного сверх 25 или 20 лет (соответственно для мужчин и для женщин), но не более чем на 0,20. Вместе с тем максимальный стажевый коэффициент не может превышать величину 0,75 (0,55 + 0,20 = 0,75). Следовательно, для получения максимального стажевого коэффициента мужчине необходимо иметь 45 лет общего трудового стажа (25 лет + 20 лет = 45 лет), а женщине - 40 лет (20 лет + 20 лет = 40 лет).
Отдельно отметим лиц, являющихся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности 1 степени (III группы). Для них стажевый коэффициент в целях оценки их пенсионных прав по состоянию 01.01.2002 независимо от выработанного стажа на указанную дату принимается равным 0,30.
Следующая составляющая формулы для определения расчетного размера трудовой пенсии - отношение (ЗР / ЗП), где:
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица, который может представляться за определенные периоды, а именно:
за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета;
за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период, за который представлен заработок застрахованным лицом.
В целях оценки пенсионных прав установлены конкретные периоды, за которые может быть учтен заработок застрахованного лица. Это периоды за 2000 - 2001 гг., подтверждаемые сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, и за любые 60 месяцев подряд, подтверждаемые документами, выдаваемые в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Положения комментируемой статьи не предоставляют возможности использования заработка застрахованного лица за другие периоды работы, например, за 24 месяца работы перед установлением трудовой пенсии или за 12 месяцев работы.
В отношении 24 месяцев работы перед установлением трудовой пенсии следует иметь в виду тот факт, что оценка пенсионных прав производится именно по состоянию на 01.01.2002 и период 24 месяца, который имеется у застрахованного лица перед установлением трудовой пенсии (2000 - 2001 гг.), Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ учтен, и, следовательно, никакие другие 24 месяца после названной даты учтены быть не могут.
Что касается периода 12 месяцев работы, то такой период Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ не предусмотрен, и, следовательно, лицам, представляющим для установления трудовой пенсии заработок за 12 месяцев работы, в том числе и работавшим на территории зон радиоактивного загрязнения <*>, указанный период заработка в целях оценки их пенсионных прав учитываться не может.
--------------------------------
<*> Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Вместе с тем при оценке пенсионных прав пенсионера (застрахованного лица), которому на 31.12.2001 выплачивалась пенсия в размере, исчисленном из заработка за 24 месяца работы (12 месяцев), истребовать дополнительно справку за 60 месяцев подряд не следует <*>, поскольку лицам, получавшим на 31.12.2001 государственную пенсию, право на трудовую пенсию при перерасчете не пересматривалось, а размер трудовой пенсии мог быть пересчитан с учетом п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ или согласно ст. 29 названного Закона сохранен в прежнем, более высоком размере с имеющимися надбавками и повышениями.
--------------------------------
<*> Подробнее см. комментарий к п. 6 ст. 30 Закона от 17.12.2001.
Пунктом 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ закреплено, что для подтверждения, в частности, заработка продолжает применяться ранее действовавший порядок исчисления и подтверждения среднемесячного заработка.
Кроме того, п. 26 Перечня от 27.02.2002 N 16/19па установлено, что среднемесячный заработок за периоды после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В том случае, если заработок приходится на период до регистрации, среднемесячный заработок подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Систематизируя изложенное, приходим к следующим выводам:
за период до регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями;
за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования заработок подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, если заработок за любые 60 месяцев приходится на период после регистрации, он, так же как и заработок за период 2000 - 2001 гг., должен подтверждаться указанными сведениями;
подтверждение индивидуального характера заработка застрахованного лица является обязательным, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо другой особый порядок подтверждения заработка (ЗР), следовательно, усредненные показатели (средние данные о заработной плате по организации, отрасли, региону) использоваться для подтверждения среднемесячного заработка конкретного застрахованного лица не могут.
В тех случаях, когда имеет место ликвидация организации или прекращение ее деятельности по другим причинам, справки о заработке выдаются застрахованному лицу организацией, являющейся правопреемником, вышестоящей организацией или архивным органом, располагающими необходимыми сведениями.
Если организацией (работодателем) утрачены первичные документы о заработке работников и гражданин (застрахованное лицо) не может подтвердить индивидуальный (фактический) среднемесячный заработок, то индивидуальный заработок может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим индивидуальный (фактический) заработок каждого конкретного работника. В этих случаях может применяться совместное письмо Минтруда России и ПФР от 27.11.2001 N 8389-ЮЛ/ЛЧ - 06-27/9704, имеющее по своей сути организационно-технический характер и устанавливающее последовательность действий территориальных органов ПФР, осуществляющих пенсионное обеспечение. При применении названного письма необходимо точное соблюдение процессуальных действий, изложенных в нем. В числе этих действий:
установление в комиссионном порядке факта произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке данного предприятия (организации);
установление факта отсутствия сведений о заработке гражданина за другие периоды трудовой деятельности (в том числе сведений ПУ);
оказание содействия потерпевшему работнику в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.
В том случае, если причинителя вреда определить невозможно (наводнение, землетрясение, ураган), органом, осуществляющим назначение пенсии, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический (индивидуальный) заработок работника, из которых можно сделать вывод об его индивидуальном характере.
Положения этого письма при точном соблюдении всех указанных процессуальных действий могут применяться в случаях утраты архивных документов о заработке, ликвидации организации. При этом имеется в виду, что ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. Сведения о ликвидации юридического лица могут быть представлены регистрирующим органом по запросу территориального органа ПФР или гражданина в соответствии с Правилами ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений от 19.06.2002 N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц".
В тех случаях, когда документы о заработке за какие-либо периоды трудовой деятельности работника утеряны, законодатель предоставляет ему право представить документы о заработке за любой другой период его трудовой деятельности.
Что касается сумм, входящих в состав заработка, то по совокупности правовых норм п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и ст. 100 Закона от 20.11.1990 N 340-1 в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы, предусмотренной ст. 89 Закона от 20.11.1990 N 340-1, на которые начисляются страховые взносы в ПФР.
За период до 01.01.1991 учитываются те виды выплат, на которые производились начисления взносов на государственное социальное страхование.
Напомним, что в период с 01.01.1991 по 31.12.2000 определяющим фактором при решении вопроса о включении выплаты в состав заработка для исчисления пенсии являлся факт начисления на эту выплату взносов в ПФР.
Однако вопросы включения в состав заработка отдельных сумм решаются с учетом Перечней выплат, на которые не начисляются взносы в ПФР <*>.
--------------------------------
<*> Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утвержден Постановлениями Правительства РФ от 19.02.1996 N 153 (с учетом изменений, внесенных Постановлениями Правительства РФ от 13.08.1996 N 966 и от 16.11.1996 N 1367), от 07.05.1997 N 546 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 217).
С 01.01.2001 введен единый социальный налог (взнос), и с этой даты все работодатели стали плательщиками единого социального налога (взноса (ЕСН)). Поэтому в составе заработка после указанной даты учитываются те виды выплат (дохода), которые в соответствии со ст. 237 НК РФ (ч. 2) включаются в налоговую базу для исчисления единого социального налога (далее - ЕСН).
Вместе с тем ст. 238 указанного Кодекса определены суммы, не подлежащие налогообложению, и, следовательно, такие суммы в составе заработка в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 учтены быть не могут. К таким суммам, в частности, относятся суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для названных организаций.
В этой связи вопрос о включении в состав заработка граждан, работавших в названных организациях, сумм, выплачиваемых за счет членских взносов вышеперечисленных организаций, решается в соответствии со ст. 238 НК РФ, и с 01.01.2001 заработок указанных граждан в течение 2001 года не может быть принят во внимание в силу освобождения их от уплаты единого социального налога (взноса).
Вместе с тем следует отметить различие между суммами, предусмотренными ст. ст. 238 и 239 НК РФ.
Статьей 239 НК РФ от уплаты налога (взноса) освобождены инвалиды, учреждения, единственными собственниками которых являются общественные организации инвалидов. Факт освобождения этих категорий налогоплательщиков не изменяет налогооблагаемой базы и не исключает эти выплаты из налоговой базы.
Таким образом, названным лицам до 01.01.2002 в составе заработка могут быть учтены выплаты, на которые предоставлена налоговая льгота.
В правоприменительной практике встречаются вопросы о возможности учета в составе заработка для исчисления расчетного размера трудовой пенсии (РП) при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 денежного довольствия военнослужащих и стипендии, выплачиваемой за период обучения.
При исчислении расчетного размера трудовой пенсии (РП) военнослужащих и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц территориальные органы ПФР вправе принять во внимание их денежное довольствие, поскольку в заработок для исчисления пенсии, помимо выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), включались денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы, пособие по временной нетрудоспособности и стипендия, выплачиваемая за период обучения. Таким образом, денежное довольствие за период 2000 - 2001 гг. может быть учтено при оценке пенсионных прав после включения его в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Кроме того, сохранена возможность представить заработок за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими органами.
Что касается стипендии, выплачиваемой за период обучения, то такая выплата при определении расчетного размера трудовой пенсии (РП) учтена быть не может, поскольку период обучения в различного рода учебных заведениях не подлежит включению в общий трудовой стаж при определении стажевого коэффициента в целях оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 <*>.
--------------------------------
<*> См. комментарий к п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 с учетом Постановления КС РФ от 29.01.2004 N 2-П.
Также в правоприменительной практике возникают вопросы об исчисления заработка граждан, работавших в должностях судей, при оценке их пенсионных прав.
Это обусловлено тем, что начиная с 01.01.1998 в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" федеральные суды (но не сами судьи) освобождались от уплаты страховых взносов в ПФР, а следовательно, с указанной даты судьи должны были уплачивать со своей заработной платы страховые взносы в размере 1 процента.
С 01.01.2001 в связи с введением в действие ч. 2 НК РФ обязанность по удержанию с заработной платы граждан, в том числе с заработной платы судей, 1 процента страховых взносов была отменена. При этом на основании Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" в 2001 году от уплаты единого социального налога с заработной платы судей в части, исчисляемой и уплачиваемой в ПФР, были освобождены федеральные суды, а не сами судьи.
Поскольку вопрос о возможности исчисления среднемесячного заработка (ЗР) указанных лиц решается исходя из состава заработка, в который включались все виды выплат (дохода), полученные в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начислялись страховые взносы в ПФР, то названные лица имеют право представить заработок за любые 60 месяцев подряд за период до 01.01.1998.
Рассмотрим вопрос о применении заработка граждан, полученных в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992.
При установлении трудовых пенсий гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, следует помнить, что с большинством из них заключены многосторонние или двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения. Вопросы исчисления и подтверждения общего трудового стажа решаются в соответствии с заключенными соглашениями, поскольку п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ определено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Законом, применяются правила международного договора.
С учетом изложенного гражданам Соглашения от 13.03.1992 исчисление расчетного размера трудовой пенсии (РП) производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае если в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 введена национальная валюта, размер заработка (дохода) (ЗР) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
При обращении за установлением трудовой пенсии после 01.01.2002 перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав застрахованных лиц в начальный капитал на 01.01.2002 по курсу, установленному ЦБ РФ на эту же дату <*>, независимо от периода работы, в котором имел место фактический заработок.
--------------------------------
<*> Информация о сроках введения национальной валюты содержится в указании Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 N 1-1-У. Период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним.
Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, расчет заработка в целях конвертации пенсионных прав (ЗР) производится по тем же правилам, которые установлены для российских граждан, - из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 гг. по сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, содержащегося в системе обязательного пенсионного страхования РФ.
В отношении граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств, заключивших двусторонние соглашения с Российской Федерацией <*>, при определении заработка застрахованного лица (ЗР) необходимо иметь в виду следующее.
--------------------------------
<*> Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 вступило в силу 04.12.1995 (далее - Соглашение от 10.02.1995);
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 вступило в силу 28.06.2002 (далее - Соглашение от 16.05.1997);
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.1999 вступило в силу 29.05.2001 (далее - Соглашение от 29.06.1997).
Расчет заработка (ЗР) гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Грузии и работавшим после переселения, осуществляется из заработка (дохода), приходившегося на периоды работы в Российской Федерации в общеустановленном порядке (2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд) с учетом вступления в силу заключенных соглашений.
Расчетный размер трудовой пенсии (РП) граждан, которые после переселения на территорию Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства - Стороны, куда они переселились, исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.
При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер трудовой пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
Поскольку письмом Федеральной службы государственной статистики от 20.07.2004 N АС-07-22/1845 в адрес ПФР сообщено, что статистическое обследование о средней заработной плате работников по отдельным отраслям и должностям не производилось, при применении данной нормы территориальным органам ПФР было рекомендовано исчислять заработок исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за декабрь 2001 г. в размере 1671 руб., утвержденной Правительством РФ от 11.10.2001 N 720 для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить его с заработком по стране за аналогичный период, то есть за декабрь 2001 г. (1671 руб.).
Кроме того, по желанию граждан - переселенцев из Республики Молдовы при оценке их пенсионных прав согласно письму Минтруда России от 14.11.2003 N 3738-16 может быть использован заработок в рублях за периоды работы в СССР, то есть до 31.12.1991.
Также заработок в рублях за указанный период в соответствии с письмом Минсоцзащиты России от 31.01.1994 N 1-369-18 мог быть учтен при назначении пенсии лицам, прибывшим из Молдовы и Грузии, до вступления в силу Соглашений от 10.02.1995 и от 16.05.1997, следовательно, этот же заработок мог быть учтен и при оценке пенсионных прав указанных лиц по состоянию на 01.01.2002.
Таким образом, для вышеперечисленных граждан отношение заработков может быть рассчитано по формуле:
ЗР / ЗП = 1671 (ЗР за 12.2001) / 1671 (ЗП по РФ за 12.2001) = 1.
Что касается граждан, прибывших из Литовской Республики, то при исчислении расчетного размера трудовой пенсии (РП) указанным гражданам учитывается среднемесячный заработок в рублях в общеустановленном порядке и с учетом информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России и Управления пенсионного обеспечения ПФР от 06.05.2002 N 722-16/06-25/4203 <*>.
--------------------------------
<*> См.: информационное письмо Минтруда России и ПФР от 06.05.2002 N 772-16-06-25/4203.
При оценке пенсионных прав граждан, прибывших из Литовской Республики, учитывается среднемесячный заработок в рублях (СССР или РФ) в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
В том случае, если гражданин не имеет среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг. или за любые 60 месяцев подряд, по его желанию, подтвержденному заявлением, возможно фактически имеющийся у него заработок разделить на 24 или на 60 месяцев.
Если гражданин после переселения из Литовской Республики не работал, размер его трудовой пенсии может быть исчислен из среднемесячного заработка, сложившегося к моменту назначения пенсии, то есть на 01.01.2002 - дату проведения конвертации его пенсионных прав, из размера 1671 рубль.
Существует еще одна категория граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные или двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения <*>.
--------------------------------
<*> Государства, с которыми не заключены соглашения в отношении пенсионного обеспечения граждан, - Азербайджан, Латвия, Эстония.
При исчислении расчетного размера трудовой пенсии (РП) указанным гражданам во внимание принимается заработная плата (ЗР) за период работы на территории этих государств до 01.12.1991 (до распада СССР) при условии представления сведений о заработной плате в рублях (письмо Минсоцзащиты России от 31.01.1994 N 1-369-18).
В правоприменительной практике возникает вопрос о возможности использования заработной платы граждан, полученной за работу за границей. По совокупности норм "старого" и "нового" законодательства практика формируется с учетом следующего.
Статьей 105.1 Закона от 20.11.1990 N 340-1, действовавшей до вступления в силу комментируемого Закона, заработная плата за работу за границей не включалась в подсчет заработка независимо от того, выплачивалась она в рублях или в иностранной валюте. Исключение было предоставлено для граждан, направленных на работу в учреждения и организации бывшего СССР и РФ за границу либо в международные организации <*>.
--------------------------------
<*> См.: Перечень основных международных организаций, в которых Россия принимает участие, предоставленный Министерством иностранных дел России и направленный в региональные отделения ПФР совместным письмом Минтруда России и ПФР от 19.10.2001 4932-16/06-25/8503.
Таким образом, лицам, направленным на работу за границу, для исчисления расчетного размера трудовой пенсии (РП) в целях оценки их пенсионных прав по их желанию может приниматься заработок исходя из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР (РФ) ко времени назначения пенсии (ст. 105 Закона от 20.11.1990 N 340-1). Поскольку оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 01.01.2002, то и среднемесячный заработок рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР (РФ) принимается на эту же дату. Для исчисления расчетного размера трудовой пенсии (РП) заработок по аналогичной должности следует соотносить со среднемесячной заработной платой в стране (ЗП) за период, которому соответствует работа за границей.
Данные о заработке по аналогичной должности могут представляться Госкомстатом России или вышестоящей организацией, направившей работника на работу за границу.
ЗР / ЗП = ЗР (по аналогичной должности на 01.01.2002) / ЗП (период, соответствующий работе за границей).
Для определения заработка индивидуальным предпринимателям действующее законодательство различает три категории индивидуальных предпринимателей:
уплачивающие подоходный налог на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности (до 01.01.2001), с 01.01.2001 по 01.01.2002 - единый социальный налог (взнос);
Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" утратил силу в связи принятием Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". уплачивающие налог на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
применявшие упрощенную схему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
В зависимости от категории индивидуального предпринимателя существуют особенности подтверждения их заработка для определения расчетного размера трудовой пенсии (РП).
Индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную схему налогообложения, представляют справку, подтверждающую сведения об их доходе, выдаваемую территориальными органами ПФР за период до 01.01.2002 по специальной форме (приложение к разъяснению Минтруда России от 24.08.2000 N 10, утвержденному Постановлением Минтруда России от 24.08.2000 N 62, зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2000 N 2402). За периоды деятельности после 01.01.2002 ими представляется справка по форме согласно приложению к Правилам от 24.07.2002 N 555.
Индивидуальным предпринимателям, уплачивавшим единый налог на вмененный доход и не осуществлявшим выплаты наемным работникам, среднемесячный заработок (ЗРИП) при конвертации их пенсионных прав в пенсионный капитал на 01.01.2002 определяется путем деления суммы вмененного дохода (SUM ВД), с которого уплачен единый налог, на период, за который уплачен вмененный доход (П (уплаты ЕНВД)). Уплата единого налога подтверждается свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на период (в месяцах), за который единый налог на вмененный доход уплачен:
ЗРИП = SUM ВД / П (уплаты ЕНВД).
При осуществлении выплат наемным работникам до 01.01.2001 исчисление среднемесячного заработка индивидуального предпринимателя (ЗР) производится в аналогичном порядке, а для наемных работников - исходя из сумм выплат, с которых удерживались страховые взносы в ПФР в размере 1 процента.
В случае осуществления данной категорией предпринимателей выплат наемным работникам в период с 01.01.2001 по 01.01.2002 среднемесячный заработок наемных работников (ЗР) определяется исходя из решения предпринимателя, который по своему усмотрению распределил сумму вмененного дохода, с которого уплачен единый налог на вмененный доход, между наемными работниками.
При этом разница между суммой вмененного дохода, с которого уплачен единый доход, и суммами, указанными индивидуальным предпринимателем в целях исчисления среднемесячного заработка наемным работникам, включается в доход индивидуального предпринимателя и соответственно используется для расчета его среднемесячного заработка (ЗРИП) путем деления на период (в месяцах), за который уплачен единый налог на вмененный доход (П (уплаты ЕНВД)).
Что касается порядка исчисления заработка для определения расчетного размера трудовой пенсии (РП) и его подтверждения, то отметим следующее.
В правоприменительной практике возникают ситуации, когда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в периоде 2000 - 2001 гг., составляющем менее 24 месяцев, у застрахованного лица весь период трудовой деятельности приходится только на указанный период. В этом случае подсчет среднемесячного заработка (ЗР) возможен по фактически отработанным месяцам.
Примеры.
1) У гражданина трудовая деятельность в течение 16 месяцев приходится только на период 2000 - 2001 гг. В этом случае его заработок за указанный период может быть разделен на фактически отработанные месяцы, то есть на 16 месяцев (ЗР (2000 - 2001 гг.) = 16 мес. / 16 мес.).
2) У гражданина имеется трудовая деятельность не только в период 2000 - 2001 гг., но и за другие периоды. В этом случае исчисление заработка за 2000 - 2001 годы осуществляется путем деления имеющегося заработка застрахованного лица на 24 месяца (ЗР (2000 - 2001 гг.) = 16 мес. / 24 мес.).
В ситуациях, когда представлен заработок за период, меньший чем 60 месяцев, исчисление среднемесячного заработка за период трудовой деятельности гражданина производится на основании его заявления путем деления на 60 месяцев.
Расчет отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране (далее - отношение заработков) для определения расчетного размера трудовой пенсии производится по формуле:
ЗР / ЗП.
Рассмотрим пример.
Гражданин представил справку о заработке за 48 месяцев, которые приходятся на период с 01.01.1993 по 31.12.1997.
В этом случае расчет отношения заработков производится следующим образом.
Среднемесячный заработок гражданина, имеющийся у него за 48 месяцев (ЗР (01.01.93 - 31.12.97)), делится на 60 месяцев, а среднемесячная заработная плата в стране (ЗП (01.01.93 - 31.12.97)), приходящаяся на период, за который представлена справка о заработке (с 01.01.1993 по 31.12.1997), делится на 60 месяцев.
Таким образом, отношение заработков (ЗР / ЗП) будет равно:
ЗР / ЗП = (ЗР (01.01.93 - 31.12.97) / 60) / (ЗП (01.01.93 - 31.12.97) / 48).
Следует иметь в виду, что в состав заработка за 60 месяцев может входить и заработок за период 2000 - 2001 гг., подтвержденный сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Если регистрация застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования произошла ранее, например в 1998 г., то такой заработок также должен быть подтвержден указанными сведениями в соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона от 20.11.1990 N 340-1.
Вопросы о возможности замены периодов представляемого заработка на другие периоды трудовой деятельности решаются с учетом следующего.
Статья 102 Закона от 20.11.1990 N 340-1 содержала перечень периодов, которые по желанию гражданина могли быть исключены и заменены другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним. Таким образом, возможна замена:
неполных месяцев (из-за начала или прекращения работы не с 1 и 30 числа соответственно);
месяцев, в которых по объективным причинам могло иметь снижение заработной платы (отпуск в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, нахождение на инвалидности, получение возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществление ухода за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения).
Таким образом, при определении периода заработка за любые 60 месяцев подряд продолжительность перерывов в работе значения не имеет, и исключенные месяцы могут быть заменены другими месяцами, которые непосредственно предшествуют или следуют за избранным периодом. При этом заработок, представленный застрахованным лицом за любые 60 месяцев подряд, складывается из месяцев, идущих именно подряд друг за другом.
Отметим, что такая замена месяцев может быть произведена за период до 31.12.2001. В этом случае работодатель вправе представить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета взамен представленных ранее. Поскольку согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и п. 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 (далее - Инструкция N 318), страхователь (работодатель) обязан представлять сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании бухгалтерских документов. Из этого следует, что в случае изменения первичных бухгалтерских документов работодатель обязан представить уточненные сведения о заработке застрахованного лица за любой период трудовой деятельности застрахованного лица.
Вместе с тем, если имеет место факт недоначисления заработной платы по вине работодателя и произведена доплата за прошлое время в период после 01.01.2002, необходимо иметь в виду следующее.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" отчетным годом для ведения бухгалтерского учета для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
На основании пункта 39 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и предшествующим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
В этой связи утвержденная бухгалтерская отчетность прошлых периодов не подлежит корректировке.
В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Уплата страхователем указанных страховых взносов в ПФР осуществляется в соответствии с гл. 24 НК РФ.
Статья 242 НК РФ устанавливает, что в целях исчисления единого социального налога дата получения доходов определяется на день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).
Следовательно, страховые взносы начисляются в том периоде, в котором была начислена заработная плата либо часть заработной платы.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и п. 27 Инструкции N 318 сведения о заработной плате (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета.
Согласно п. 35 указанной Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, проводимой территориальными органами ПФР в целях контроля за их достоверностью, территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения. При этом проверка достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений в части выплат, начисленных в пользу застрахованных лиц, осуществляется по первичным бухгалтерским документам.
Пунктом 36 Инструкции N 318 установлено, что страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные (корректирующую или отменяющую форму).
Таким образом, оснований для отражения страхователем сумм задолженности за прошлые периоды, в том числе по заработной плате, при их фактической уплате в другой период, например в 2003 г., а также уплаченных с этой суммы страховых взносов в бухгалтерской и налоговой отчетности за указанные прошлые периоды действующим законодательством не предусмотрено.
Сумма страховых взносов, уплаченных и поступивших в 2003 году, включается в расчетный пенсионный капитал (РПК) 2003 г., и корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета за старые месяцы (годы) не может быть произведена.
В случаях нарушения страхователем (работодателем) пенсионных прав работников, связанных, в частности, с недоначислением и (или) невыплатой заработной платы в полном объеме, территориальным органам ПФР рекомендовано производить расчет суммы трудовой пенсии, которая могла быть у такого застрахованного лица, если бы работодатель своевременно в соответствующий период и в полном объеме начислил и выплатил положенную ему (работнику) заработную плату, и предлагать застрахованному лицу обращаться с заявлением к работодателю о возмещении ему причиненного ущерба, а при его несогласии с требованиями заявления обратиться в суд в соответствии со ст. ст. 235, 237 ТК РФ, ст. ст. 1064, 1082, 15, 151 ГК РФ, поскольку имеет место причинение гражданину имущественного ущерба в виде недополученной пенсии.
Что касается размера отношения заработков, то территориальные органы ПФР, осуществляющие пенсионное обеспечение, исходят из следующего.
Пунктом 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ установлено, что отношение заработков (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Это общее правило для определения отношения заработков.
Вместе с тем отдельным категориям лиц отношение заработков может быть повышено в размере от 1,4 до 1,9.
К кругу лиц, имеющих право на применение повышенного отношения заработков, относятся:
лица, проживавшие по состоянию на 31.12.2001 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - северные районы), в которых к заработной плате работников были установлены районные коэффициенты;
лица, независимо от места жительства, - мужчины, достигшие возраста 55 лет, женщины - 50 лет, при одновременном выполнении двух условий именно на 31.12.2001:
1) наличия не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера либо 20 календарных лет в приравненных к ним местностях;
2) наличия 25 лет страхового стажа для мужчин и 20 лет - для женщин.
Отметим, что гражданам, проживавшим в северных районах, учитываются повышенные отношения от 1,4 до 1,9 в зависимости от непроизводственного районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке.
При этом под централизованным порядком понимается районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР и Российской Федерации. Если размер районного коэффициента устанавливается местными органами государственной власти, он не относится к коэффициентам, установленным централизованно, и, следовательно, не может быть принят за основу при определении права на применение повышенного отношения заработков.
Рассмотрим пример.
В северных районах Коми АССР, в виде исключения, Постановлением Госкомтруда СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариатом ВЦСПС "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР" были установлены повышенные районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих только для работников, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР в размере 1,7, которые выплачивались из средств отраслевых министерств.
Также в виде исключения письмом Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 13.05.1985 N 63-ЮБ был установлен повышенный районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих на территории г. Усинска, предусмотренный вышеназванным Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС, который сохранялся до 31.12.1994.
Вместе с тем федеральными органами власти установлен коэффициент 1,3, и, следовательно, при исчислении расчетного размера трудовой пенсии (РП) отношение среднемесячных заработков (ЗР / ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1,4, поскольку размер непроизводственного районного коэффициента, действовавшего в период в г. Усинске, составлял 1,3.
2. На территории Сахалинской области, кроме некоторых районов, в которые не входит г. Южно-Сахалинск, Постановлением Государственного комитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/2-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" установлен районный коэффициент 1,4. При этом затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Во исполнение данного Постановления решением Сахалинского облисполкома от 24.04.1991 N 130 для всех категорий рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории Сахалинской области или осуществляющих свою деятельность на ее территории независимо от форм собственности, установлен районный коэффициент к заработной плате в размере максимально действующего для данной местности (для города Южно-Сахалинска - 1,6). Однако данный нормативный акт при решении вопроса о применении повышенного отношения заработков в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц не применяется.
При отнесении местности к северным районам следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях; распоряжения Правительства РФ от 12.07.1993 N 1245-р; Указов Президента РФ от 20.12.1993 N 2226, от 22.03.1994 N 577; Постановления Правительства РФ от 18.07.1994 N 856, - утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029 <*>.
--------------------------------
<*> См. ред. Постановлений Совмина СССР от 03.01.1983 N 12, от 28.06.1985 N 593, от 23.06.1990 N 594; Постанов




Вернутся в раздел Комментарии к законам