Комментарии к законам

Статья 11. Государственное управление охраной труда. 1. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.



2. Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации.
3. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.
4. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Комментарий к статье 11
1. Государственное управление охраной труда - это осуществление полномочными государственными органами исполнительной власти основанных на нормативных правовых актах исполнительных, регулирующих, разрешительных, координирующих, надзорных, контрольных и других функций, направленных на формирование и проведение государственной политики по охране труда в областях их деятельности; на разработку и реализацию федеральных, отраслевых и региональных программ улучшения условий и охраны труда; на содействие в разработке и выполнении функционирующими в сферах их ведения организациями конкретных правовых, социально - экономических, лечебно - профилактических и иных мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда; предупреждение и устранение нарушений требований охраны труда.
2. Правительство Российской Федерации как орган государственной власти осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации; регулирует отношения в социально - экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает Положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. 12 - 13, 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации". СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; Там же. 1998. N 1. Ст. 1).
В Положениях о федеральных министерствах определяются их функции в сфере охраны труда. Например, в Положении о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г., предусмотрено, что оно участвует в установленном порядке в реализации государственной политики в области охраны труда; осуществляет методическое руководство службами охраны труда в организациях, находящихся в ведении Министерства; разработку и утверждение отраслевых правил по охране труда, отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда, а также контроль за их выполнением; участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в проверке знаний требований охраны труда руководителей и главных инженеров (технических директоров) организаций топливно - энергетического комплекса независимо от форм собственности; обеспечивает радиационную безопасность на предприятиях и объектах топливно - энергетического комплекса и др. (подп. 74 и 75 п. 6 Положения. СЗ РФ. 2000. N 43. Ст. 4240).
3. В систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление охраной труда, входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, Федеральные комиссии России, Федеральные службы России, российские агентства, Федеральные надзоры. Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" к числу федеральных органов исполнительной власти отнесены также Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации; Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. "О системе федеральных органов исполнительной власти" с последующими изменениями. СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4081; Там же. N 37. Ст. 4264; Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Там же. 2000. N 21. Ст. 2168).
4. Федеральным органом исполнительной власти, который по поручению Правительства ведает вопросами охраны труда и управляет охраной труда, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации (здесь - Минтруд России). Осуществляя управление в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также координируя деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти, Минтруд России выполняет многообразные функции: разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда; разрабатывает межотраслевые правила и организационно - методические документы по охране труда; осуществляет организационно - техническое руководство государственной экспертизой условий труда; организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям охраны труда; организует обучение и проверку знаний требований охраны труда. Совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями Минтруд России осуществляет контроль за реализацией законодательства о труде, соблюдением установленных социальных гарантий и др. (п. 1, 4, 5, подп. 15 - 25, подп. 89 п. 6 и подп. 10 - 14 п. 8 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. с последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 2019; Там же. 1998. N 8. Ст. 957; Там же. N 14. Ст. 1583; Там же. 1999. N 38. Ст. 4546; Там же. 2001. N 37. ст. 3697).
Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" полномочия Минтруда России по управлению охраной труда расширены. Так, в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона федеральные органы исполнительной власти, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.
5. Специальные исполнительные, надзорные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере обеспечения безопасности труда осуществляются федеральными надзорами - Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России (см. п. 3 - 4 комментария к ст. 20 Закона).
6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления охраной труда устанавливаются нормативными правовыми актами регионального уровня. Так, в Тюменской области компетенция в сфере охраны труда администрации области, территориальных органов государственной власти, служб охраны труда департаментов, управлений и комитетов администрации области определена Законом Тюменской области "О системе государственного управления охраной труда на территории Тюменской области", принятым областной Думой 12 февраля 1998 г. В Москве полномочия субъектов управления охраной труда предусмотрены Положением о системе государственного управления охраной труда в г. Москве, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 1997 г. (Вестник Мэрии Москвы. 1998. N 2. С. 34).
В пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти Правительство Российской Федерации координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 43, 44 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации") и осуществляет другие полномочия. Взаимодействуют в процессе своей управленческой деятельности с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие органы исполнительной власти Российской Федерации, хотя это взаимодействие имеет координационно - рекомендательный характер.




Вернутся в раздел Комментарии к законам