1) исполнительных документов;
2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением пункта 4 статьи 23 настоящего Федерального закона;
3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
2. Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.
3. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии.
4. В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
5. В случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, указанные в настоящей статье удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии.
Комментарий к статье 26
1. Комментируемая статья определяет правовые основания удержания из трудовой пенсии территориальным органом ПФР и порядок осуществления этих удержаний.
Удержания производятся на основании исполнительных документов, решений территориального органа ПФР о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, и решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Положения п. 1 ст. 26 корреспондируются с нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ к исполнительным документам относятся:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
принимаемых ими судебных актов;
решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
решений иностранных судов и арбитражей;
решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 119-ФЗ принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.
Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению указанных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
Применительно к положениям пенсионного законодательства исполнительные документы, направленные судебным приставом по месту жительства должника-пенсионера или месту нахождения его имущества, должны исполняться в обязательном порядке территориальными органами ПФР, осуществляющими пенсионное обеспечение должника.
2. Удержание из пенсии на основании решения территориального органа ПФР производится в случае нарушения пенсионером требования об обязанности безотлагательно извещать указанный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
К обстоятельствам, влекущим изменение размера выплачиваемой пенсии, можно отнести, в частности, уменьшение размера пенсии по старости (базовой ее части) в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, например, в случае прекращения нетрудоспособным членом семьи в возрасте старше 18 лет обучения в образовательном учреждении.
До вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ большее число решений об удержании из пенсии принималось территориальным органом ПФР по основаниям, связанным с несообщением пенсионером о выполнении оплачиваемой работы, что влияло на размер выплачиваемой пенсии. Исполнение этих решений продолжается по настоящее время по следующим причинам.
По нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", действовавшего до 01.01.2002, право на исчисление (выплату) пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера имели только неработающие пенсионеры.
Статьей 127 Закона от 20.11.1990 N 340-1 обязанность по своевременному извещению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии, к числу которых до 01.01.2002 относился факт осуществления трудовой деятельности, была возложена как на пенсионера, так и на организацию, в которой он работал. При этом, исходя из норм данной статьи, невыполнение одной стороной возложенных на нее обязанностей не освобождало другую сторону от исполнения своих обязательств.
Положения ст. 127 Закона от 20.11.1990 N 340-1 фактически предусматривали солидарную ответственность организации и пенсионера, совместно причинивших вред органу, выплачивавшему пенсию.
Статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ на ПФР и его территориальные органы возложена обязанность по обеспечению целевого использования средств обязательного пенсионного страхования, а также по осуществлению контроля за их использованием.
Право органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, выносить решения о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных по вине пенсионера, закреплено ст. 26 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
В том случае, если переплаты сумм пенсии произошли по причине несообщения пенсионером и организацией о факте выполнения оплачиваемой работы, виновные должны восстановить излишне выплаченные суммы.
Принимая решение об удержании из пенсии излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии по данному основанию, территориальный орган ПФР внимательно и всесторонне рассматривает жизненные обстоятельства пенсионера и, учитывая его тяжелое материальное положение, может уменьшать процент удержания из пенсии.
Вместе с тем в случае несогласия пенсионера и/или организации, в которой он работал, возместить причиненный ущерб вопрос об удержании излишне выплаченных сумм может быть урегулирован в судебном порядке. Нередко в таких случаях пенсионер признается судом неплатежеспособным и освобождается от погашения суммы задолженности (полностью или частично).
Как отмечалось в комментарии к ст. 18, в настоящее время работающим пенсионерам выплата пенсии производится без каких-либо ограничений.
К обстоятельствам, влекущим прекращение выплаты пенсии, относится, к примеру, поступление на работу лиц, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
3. В случае установления территориальным органом ПФР нарушения требований, предусмотренных в п. 4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, суммы пенсии, излишне полученные пенсионером, могут быть погашены пенсионером в добровольном или в принудительном порядке (на основании решения органа ПФР либо судебного решения).
При этом по общему правилу, предусмотренному в п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в случае несогласия пенсионера с вынесенным территориальным органом ПФР решением об удержании из пенсии, оно может быть обжаловано в суде.
Добровольное согласие на возмещение излишне полученных сумм пенсии оформляется соответствующим заявлением пенсионера, которое приобщается в его пенсионное дело.
Все удержания из пенсии на основании документов, указанных в п. 1 комментируемой статьи, а также на основании заявления пенсионера о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии осуществляются территориальным органом ПФР при начислении сумм пенсии в лицевом счете пенсионера.
4. Удержания из пенсии производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.
Согласно п. 10 Правил от 16.02.2004 в случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, предусмотренные Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ, удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии.
При этом, если пенсионер отказался от получения страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, то установленными считаются все части трудовой пенсии, включая страховую часть пенсии.
По общеустановленному правилу размер удержаний из пенсии не может превышать 50 процентов. При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением, из пенсии может быть удержано не более 70 процентов трудовой пенсии.
5. Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 119-ФЗ кроме сумм, удерживаемых из пенсии, дополнительно предусматривается возмещение расходов по совершению исполнительных действий, к которым относятся расходы, связанные с переводом (пересылкой) по почте взыскателю взысканных сумм (ст. 82 указанного Закона).
По нормам ст. 84 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ расходы по совершению исполнительных действий взыскиваются с должника.
Предусмотренный для этих целей почтовый перевод сумм, удержанных из пенсии, с точки зрения его оплаты является наиболее затратным для пенсионера-должника. Для сокращения указанных расходов пенсионера предпочтительнее применение территориальным органом ПФР по возможности любого другого используемого при доставке пенсий доставочного документа (поручение, ведомость, список и др.).
Если размер удержаний из пенсии с учетом указанных расходов составляет сумму, превышающую максимально допустимый размер удержаний из пенсии - 50 процентов (или 70 процентов в соответствующих случаях), то удержания производятся в пределах указанных 50 процентов (70 процентов).
6. При наличии в производстве территориального органа ПФР нескольких исполнительных документов на одного пенсионера-должника, включая решение территориального органа ПФР, удержания из пенсии удовлетворяются согласно очередности, предусмотренной статьей 78 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ. Формулировка указанной статьи позволяет отнести удержания из пенсии по решению территориального органа ПФР к остальным требованиям, которые удовлетворяются в пятую очередь.
7. Удержания из трудовой пенсии на основании решения территориального органа ПФР производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии. Это означает, что размер удержания по данному основанию может быть установлен указанным органом и в меньшем, чем 20 процентов, размере пенсии.
8. В практике возникают вопросы, связанные с индексацией размера алиментов, установленных в твердом размере.
Согласно статье 117 СК РФ индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится администрацией организации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.
В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.1996 N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" в резолютивной части решения суд обязательно указывает порядок индексации размера твердой денежной суммы алиментов.
В том случае, когда размер алиментов определен твердой денежной суммой безотносительно к минимальному размеру оплаты труда, пересмотр размера алиментов, определенного ранее судом в твердой денежной сумме, может быть осуществлен также в судебном порядке по обращению заинтересованного лица.
Постановление Правительства РФ от 26.09.2000 N 725 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи". 9. Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 N 725 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", суммы удержаний, которые по каким-либо причинам не были получены взыскателем, к примеру, в связи с временным отсутствием взыскателя по адресу проживания и истечением срока хранения почтового перевода в организации федеральной почтовой связи, возвращаются территориальному органу ПФР, направившему этот перевод. В связи с этим возникают вопросы, связанные с хранением и учетом указанных сумм.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ исполнительное производство оканчивается направлением исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из дохода должника.
Суммы удержаний из пенсии, которые не представляется возможным вручить взыскателю, размещаются на счетах территориального органа ПФР, выплачивающего должнику пенсию. По общему сроку исковой давности указанные суммы могут находиться на счетах территориального органа ПФР не более 3 лет. Если в течение указанного срока они не будут востребованы взыскателем, их необходимо вернуть должнику.
В том случае, если возврат удержанных сумм в территориальный орган ПФР связан с переездом взыскателя на новое место жительство, отсутствием сведений о его месте нахождения, исполнительный документ с указанием причины возврата возвращается территориальным органом ПФР судебному приставу-исполнителю на основании подп. 6 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ.
Глава VI. ПОРЯДОК СОХРАНЕНИЯ И КОНВЕРТАЦИИ
(ПРЕОБРАЗОВАНИЯ) РАНЕЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАВ
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 26. Удержания из трудовой пенсии. 1. Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:
Вернутся в раздел Комментарии к законам