Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы.
Комментарий к статье 216
Принцип единства кассы прежде всего означает существование единого счета бюджета. При этом взгляд "снаружи" должен обнаружить, что на данном счете аккумулируются все доходы бюджета и с него осуществляются все без исключения расходы данного бюджета, в том виде, как это закреплено соответствующим актом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Разумеется, параллельно существует сложнейшая система аналитического учета, состоящая из лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, специальных лицевых счетов для средств, выделяемых по федеральным программам, для средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (см. комментарий к ст. 161 Бюджетного кодекса) и др. Правоотношения по открытию, закрытию и ведению таких лицевых счетов и соответствующей отчетности регламентируются системой бюджетного учета и могут быть видны только "изнутри". Внешняя сторона исполнения бюджета на основе принципа единства кассы, как сказано выше, - существование единого счета бюджета.
Принцип единства кассы в настоящее время в полном объеме в бюджетной системе Российской Федерации не реализован, однако его элементы имеют место быть при исполнении федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 г. N 107-р одобрена Концепция функционирования единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета, в которой можно найти описание содержания принципа единства кассы на примере федерального бюджета, как он реализуется сегодня.
Создание единого счета федерального казначейства (ЕКС), в соответствии с Концепцией, является одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета. ЕКС представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации в валюте Российской Федерации по исполнению федерального бюджета. ЕКС открывается в учреждении Банка России.
Порядок функционирования ЕКС заключается в следующем: налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы на счет по учету налогов и сборов управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК), открытый в учреждении Банка России. УФК ежедневно распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов и перечисляет их на лицевые счета по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый Главным управлением федерального казначейства (ГУФК).
Перечисление средств на проведение расходов федерального бюджета осуществляется ГУФК в пределах остатка средств на ЕКС на основе заявок УФК о перечислении средств в объеме, необходимом для проведения расходов федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК производит перевод средств федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждения Банка России, а их зачисление на счет УФК производится в обязательном порядке в начале следующего операционного дня учреждения Банка России. Таким образом, ежедневно по завершении операционного дня Правительство Российской Федерации владеет актуальной информацией о проведенных кассовых расходах и остатках федерального бюджета.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках предоставленных им законодательством Российской Федерации полномочий остаются самостоятельными в вопросах использования средств в соответствии с назначениями, установленными законодательными актами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год. При этом казначейское исполнение бюджетов позволит вести обособленный учет исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 216. Принцип единства кассы. (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)
Вернутся в раздел Комментарии к законам