Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее - экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 утверждено Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля.Комментарий к статье 24
Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" утверждено Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, которое регулирует порядок проведения независимой идентификационной экспертизы.
Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий в целях экспортного контроля проводится российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности, в связи с обращениями российских участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в проведении экспертизы, либо по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации.
Основная задача экспертизы состоит в установлении принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю. В этих целях определяются:
общепринятое торговое (техническое) наименование товара или технологии, специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и т.п. в соответствии с терминологией, используемой в контрольных списках, утвержденных Президентом РФ;
область науки и техники, где применяются или могут быть применены товары или технологии, в том числе возможность их использования для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
соответствие товара или технологии заявляемым характеристикам и техническому описанию;
физический и химический состав товара или технологии; количественное соотношение содержащихся в нем компонентов; марка, сорт, тип, модель;
позиции контрольных списков, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области экспортного контроля, под действие которых подпадает товар или технология.
Результаты экспертизы используются участниками внешнеэкономической деятельности для определения необходимости получения лицензии или иного предусмотренного российским законодательством разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, а также правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации при принятии решений по вопросам, входящим в их компетенцию.
В техническом задании (запросе) на проведение экспертизы указываются:
заказчик экспертизы (для юридических лиц - полное наименование и адрес; для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные и местожительство);
наименование экспертной организации;
основания для экспертизы (обстоятельства, вызвавшие необходимость ее проведения). Для экспертизы, проводимой по договору с российским участником внешнеэкономической деятельности в отношении товара или технологии, являющихся предметом внешнеэкономической операции, указываются номер и дата контракта (договора, соглашения) или иного документа, на основании которого осуществляется такая операция, и иностранный получатель (конечный пользователь);
вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;
сроки проведения экспертизы;
материалы, предоставляемые в распоряжение экспертной организации, в том числе пробы (оптимально необходимые части образца товара, тождественные по составу и свойствам всему объекту) и образцы (единицы продукции, тождественные по структуре, составу и свойствам всей партии (серии) продукции) товаров, а также сопроводительная документация, содержащая информацию, имеющую отношение к товару или технологии (техническое описание, государственные и отраслевые стандарты, технические условия, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация, фотографии, технические паспорта, документы с результатами приемочных и других испытаний при условии, что они проводились в испытательных лабораториях, аккредитованных в системе Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, либо техническими службами организации - изготовителя (разработчика), обладающими соответствующими полномочиями).
В случае проведения дополнительной или повторной экспертизы к запросу или техническому заданию прилагаются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения экспертной организации о невозможности составления заключения), а также материалы, относящиеся к товару или технологии, ранее не представлявшиеся для экспертизы. Экспертиза товаров и технологий, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, проводится по общим правилам (как новая экспертиза) и не считается ни дополнительной, ни повторной.
Пробы и образцы товаров, а также материалы, направляемые на экспертизу, должны быть соответствующим образом упакованы, опечатаны для обеспечения сохранности упаковки и пронумерованы. Подлинность документов, предоставляемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности - заказчиками экспертизы в распоряжение экспертной организации, должна быть надлежащим образом удостоверена.
Количество проб и образцов товаров, необходимых для проведения экспертизы, предварительно согласовывается заказчиком экспертизы с экспертной организацией.
Экспертиза товаров и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, проводится с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся указанные сведения, и только в экспертных организациях, получивших в установленном порядке соответствующую лицензию на право проведения работ с такими сведениями.
Экспертная организация имеет право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительные материалы, относящиеся к товару или технологии, которые необходимы для их всесторонней и квалифицированной оценки. В случае обращения экспертной организации к заказчику экспертизы с требованием о предоставлении необходимых дополнительных материалов проведение экспертизы приостанавливается до получения запрашиваемых материалов или сообщения об отказе в их предоставлении.
При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований, установленных процессуальным законодательством или указанным Положением, руководитель экспертной организации или уполномоченное им должностное лицо (далее - руководитель экспертизы) в возможно короткий срок сообщает об этом заказчику экспертизы. Если заказчик экспертизы не принимает необходимых мер для устранения недостатков, руководитель экспертизы вправе по истечении одного месяца возвратить материалы без проведения экспертизы с приложением сообщения эксперта о невозможности составления заключения. Материалы могут быть возвращены одновременно с направлением письменного сообщения о неправильности их оформления, если устранение недостатков невозможно без получения дополнительных материалов.
Срок проведения экспертизы устанавливается экспертной организацией по согласованию с заказчиком экспертизы исходя из трудоемкости предстоящих работ и с учетом объема предоставляемых для исследования материалов.
Экспертиза, проводимая по запросу правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации, осуществляется в приоритетном порядке.
При проведении экспертизы эксперт обязан:
проводить исследование и осуществлять всесторонний и объективный анализ представленных на экспертизу товаров, проб, образцов, документации и других материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить часть поставленных вопросов, указав в заключении на причины, сделавшие невозможным решение других вопросов;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения;
соблюдать установленные порядок и сроки проведения экспертизы;
обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных заказчиком экспертизы;
давать в необходимых случаях разъяснения по поводу своего заключения и выполненных им действий;
соблюдать правила техники безопасности при проведении экспертизы.
По окончании проведения экспертизы составляется письменное заключение, в котором должны быть сделаны соответствующие выводы. Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со своими специальными познаниями и несет за данное им заключение персональную ответственность.
При проведении экспертизы несколькими экспертами они до составления заключения совещаются между собой. Заключение подписывается всеми экспертами, имеющими одинаковую специальность, если они придут к общему мнению.
Экспертное заключение должно быть объективным и аргументированным. Оно состоит, как правило, из трех частей: вводной, исследовательской (описательной) и выводов.
В вводной части заключения указываются:
заказчик экспертизы;
характеристика экспертизы (первичная, дополнительная или повторная);
наименование экспертной организации;
сведения об эксперте (экспертах): фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность;
дата поступления материалов на экспертизу в экспертную организацию и дата составления заключения;
основания для проведения экспертизы;
поступившие на экспертизу материалы и другие объекты исследования, способ их доставки в экспертную организацию и вид упаковки, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты с указанием неизменяемых идентификационных признаков, если таковые имеются;
вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;
ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, представленные экспертом, и результаты их рассмотрения.
При проведении дополнительной или повторной экспертизы во вводной части указываются первичные (предшествующие) экспертизы (когда, где и кем проведены), а также излагаются выводы первичной экспертизы по вопросам, требующим разрешения в ходе дополнительной или повторной экспертизы.
В исследовательской части заключения указываются состояние объектов экспертного исследования; проведенные исследования и использованные материалы, приемы и методы; результаты произведенных осмотров, замеров, анализов и расчетов; ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним; экспертная оценка результатов исследований. При этом специальные термины должны разъясняться.
Если на некоторые из поставленных вопросов не представляется возможным дать квалифицированный ответ, в исследовательской части указываются причины этого и приводятся соответствующие рекомендации по проведению экспертизы другими специалистами.
При проведении дополнительной экспертизы в исследовательской части заключения может быть сделана ссылка на материалы предшествующей экспертизы, если экспертом использовались результаты ранее проведенных исследований.
В исследовательской части заключения повторной экспертизы указываются причины расхождения выводов с результатами предшествующей экспертизы.
Исследовательская часть заключения экспертизы, проведенной экспертами, имеющими различные специальности, может излагаться в виде отдельных разделов с указанием фамилий экспертов. Обобщение и совместная оценка результатов отражаются в итоговом разделе исследовательской части.
Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде ответов на вопросы в той последовательности, в которой они изложены в вводной части заключения.
Выводы должны однозначно определять принадлежность (непринадлежность) товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю, а также содержать ответы по существу на каждый из поставленных вопросов либо указание на невозможность их решения по тем или иным причинам.
В случае возникновения у эксперта (экспертов) неустранимых сомнений в определении принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю, такой товар или технология признаются экспертной организацией подлежащими экспортному контролю.
Выводы об установленных в процессе проведения экспертизы обстоятельствах, по поводу которых эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые имеют значение для целей экспортного контроля, формулируются в конце заключения.
Выводы излагаются четко и ясно, различное толкование их не допускается.
При проведении экспертизы несколькими экспертами, специализирующимися в разных областях знаний, общие выводы подписываются экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедшими к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему мнению, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. В этом случае каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других экспертов. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими экспертами, указав на это в обосновании своих выводов.
Заключение подписывается (утверждается) руководителем экспертизы и удостоверяется печатью экспертной организации.
Сообщение о невозможности составления заключения состоит, как правило, из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.
Сообщение о невозможности составления заключения подписывается (утверждается) руководителем экспертизы и удостоверяется печатью экспертной организации.
Копия заключения (сообщения о невозможности составления заключения) направляется экспертной организацией в Минэкономразвития России для осуществления государственного контроля за проведением экспертизы, анализа и обобщения ее результатов.
Предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования (включая пробы и образцы товаров), с соответствующими пометками эксперта в упакованном и опечатанном виде подлежат возврату заказчику экспертизы вместе с заключением (сообщением о невозможности составления заключения).
Дополнительная экспертиза проводится в случае составления экспертной организацией неполного или недостаточно ясного заключения. Недостаточно полным может быть признано заключение, основанное на исследовании не всех представленных экспертной организации товаров и технологий или не содержащее исчерпывающих ответов на все поставленные вопросы. Проведение дополнительной экспертизы может быть поручено заказчиком экспертизы той же или другой экспертной организации.
В случае составления экспертной организацией необоснованного заключения или сомнений в его правильности может быть проведена (назначена) повторная экспертиза, поручаемая другой экспертной организации.
Оплата стоимости услуг экспертной организации, а также возмещение иных расходов, понесенных ею в связи с проведением экспертизы, производятся за счет заказчика экспертизы в соответствии с заключенным с экспертной организацией договором.
Экспертная организация обязана вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении экспертизы, выданных экспертных заключений и сообщений о невозможности составления заключения. Документация, связанная с проведением экспертиз, подлежит хранению экспертной организацией в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные заказчику экспертизы неправомерными действиями экспертной организации или в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Тем же Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477 были утверждены Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля. Данные Правила устанавливают порядок получения российскими организациями независимо от формы собственности специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в целях экспортного контроля.
Решение о предоставлении российской организации специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы принимается Правительственной комиссией по экспортному контролю, по представлению Минэкономразвития России.
Организация, желающая получить специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, представляет в Минэкономразвития России следующие документы:
- письменное заявление о предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с указанием номенклатуры продукции, в отношении которой планируется осуществлять экспертизу, со ссылкой на соответствующие позиции (разделы) контрольных списков, утвержденных Президентом РФ, и коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Заявление организации - заявителя, находящейся в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти либо в отношении которой такой орган осуществляет единую государственную политику в соответствующей области науки и техники, подлежит согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти;
- документ, содержащий обязательство организации - заявителя соблюдать установленные российским законодательством порядок и условия проведения экспертизы, которое должно быть подписано руководителем организации - заявителя;
- копии:
уставных (учредительных) документов;
свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
справки о постановке на учет в налоговых органах;
лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (если таковая имеется);
бухгалтерской отчетности за предыдущий год и на последнюю отчетную дату;
инструктивно - методических документов, регламентирующих проведение экспертизы организацией - заявителем;
аккредитационных документов Госстандарта России, подтверждающих техническую компетентность организации - заявителя в области метрологии, сертификации и идентификации продукции (если таковые имеются).
Копии документов должны быть заверены организацией - заявителем;
- справка, содержащая сведения:
о включении организации в государственный реестр предприятий;
о характере производственной деятельности с указанием конкретных областей науки и техники, в которых данная организация специализируется, и основных видов выпускаемой ею продукции (работ, услуг);
об организационной и технической готовности к осуществлению деятельности по проведению экспертизы, в том числе о численности и специализации экспертов, их квалификационном уровне, а также возможности передачи отчетных данных по электронным каналам связи.
Ответственность за полноту и достоверность представляемых организацией - заявителем сведений несут руководители этой организации.
Представление документов и информации, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, осуществляется организациями - заявителями в порядке, установленном законодательством о государственной тайне.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Руководители этих органов несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.
Документы, представленные организацией - заявителем для получения специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы, предварительно рассматриваются экспертной комиссией при Минэкономразвития России в месячный срок с даты их поступления в министерство. Экспертная комиссия вправе запрашивать через министерство у организации - заявителя дополнительную информацию, а также направлять своих представителей в эту организацию для проверки и уточнения на месте представленных ею сведений.
Результаты рассмотрения документов оформляются в виде экспертного заключения, в котором отражается готовность организации - заявителя к осуществлению деятельности по проведению экспертизы, а также даются рекомендации по предоставлению этой организации специального разрешения на осуществление указанной деятельности и определению срока его действия. Экспертное заключение подписывается членами экспертной комиссии или лицами, уполномоченными на то соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
На основании экспертного заключения Минэкономразвития России в месячный срок подготавливает и вносит в Комиссию по экспортному контролю РФ предложения о предоставлении или об отказе в предоставлении организации - заявителю специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с необходимыми обосновывающими материалами. В случае принятия Комиссией решения об отказе в предоставлении организации - заявителю указанного специального разрешения Минэкономразвития России в 2-недельный срок письменно уведомляет об этом организацию - заявителя с обоснованием отказа.
Основанием для отказа в предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы является:
наличие в документах, представленных организацией - заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отсутствие у организации - заявителя технических возможностей, необходимых для осуществления деятельности по проведению экспертизы;
нарушение организацией - заявителем таможенного законодательства или законодательства в области экспортного контроля.
В случае принятия Комиссией по экспортному контролю решения о предоставлении организации - заявителю специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы Минэкономразвития России вносит в 2-недельный срок с даты принятия такого решения сведения об этой организации в реестр организаций, получивших специальное разрешение на осуществление такой деятельности.
При изменении сведений, внесенных в реестр, организация представляет в месячный срок в Минэкономразвития России соответствующую информацию о таких изменениях.
Минэкономразвития России выдает организациям, внесенным в реестр, свидетельство о получении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы (далее - свидетельство). Выдача свидетельства осуществляется в течение пяти дней после внесения организации в реестр.
Свидетельство оформляется в целях документального подтверждения получения организацией специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы в отношении товаров (группы товаров) и технологий, указанных в свидетельстве.
Срок действия свидетельства должен соответствовать сроку, на который Комиссия по экспортному контролю предоставила организации специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, но не может превышать пяти лет.
Передача свидетельства другому юридическому лицу запрещается.
Свидетельство теряет силу по истечении срока его действия, а также при ликвидации организации.
В случае изменения сведений, содержащихся в реестре, свидетельство подлежит переоформлению.
Свидетельство может быть аннулировано либо его действие приостановлено на основании решения Комиссии по экспортному контролю по представлению Минэкономразвития России.
Действие свидетельства может быть приостановлено в случае нарушения организацией законодательства либо несоблюдения ею установленного порядка и условий проведения экспертизы.
Основанием для аннулирования свидетельства может быть подача организацией соответствующего заявления либо неоднократное или грубое нарушение организацией законодательства.
Решение об аннулировании или о приостановлении действия свидетельства доводится Минэкономразвитием России до сведения организации в письменной форме с соответствующим обоснованием в 10-дневный срок с даты его принятия.
В случае принятия решения о приостановлении действия свидетельства устанавливается срок устранения организацией обстоятельств, повлекших за собой такое приостановление. Если в установленный срок организация не устранит указанные обстоятельства, свидетельство подлежит аннулированию.
Решение о возобновлении действия свидетельства принимается Комиссией по экспортному контролю по представлению Минэкономразвития России. Необходимым условием для принятия такого решения является представление организацией в Минэкономразвития России документов, подтверждающих устранение обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства.
Решение о возобновлении действия свидетельства Минэкономразвития России доводит до сведения организации в 10-дневный срок с даты его принятия.
Аннулирование свидетельства, истечение срока его действия либо ликвидация организации влечет за собой исключение соответствующих сведений из реестра и возврат свидетельства его владельцем в Минэкономразвития России.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 24. Идентификация контролируемых товаров и технологий. Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
Вернутся в раздел Комментарии к законам