Результаты государственной экспертизы являются основанием для выдачи либо отказа в выдаче лицензии или разрешения, предусмотренных статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.
Порядок и условия проведения государственной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 21
Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. N 294. Они устанавливают порядок проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых российским законодательством установлен экспортный контроль.
Государственная экспертиза проводится в целях определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам Российской Федерации и государственным интересам.
Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок в части обеспечения требований экологической безопасности проводится в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством об экологической экспертизе.
В настоящее время основными актами, регулирующими порядок проведения экологической экспертизы, являются Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Действие указанных Правил не распространяется на внешнеэкономические сделки с продукцией военного назначения.
Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Минэкономразвития России по соответствующим направлениям науки, техники и технологии.
Членами межведомственных экспертных советов (далее - эксперты) должны быть сотрудники федеральных органов исполнительной власти, имеющие допуск к государственной тайне. При необходимости к участию в работе межведомственных экспертных советов могут привлекаться представители других федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Государственная экспертиза проводится на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической деятельности в Минэкономразвития России для получения лицензии или разрешения.
Перечень документов и требования к ним определяются законодательством, регулирующим порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями (см. комментарий к ст. 22).
Минэкономразвития России регистрирует представленные документы и в течение пяти дней осуществляет проверку правильности их оформления и соответствия установленным требованиям, а также полноты и достоверности содержащихся в них сведений.
В случае несоответствия представленных документов установленным требованиям к их комплектности, содержанию или оформлению они возвращаются для доработки.
При отсутствии замечаний указанные документы направляются в соответствующий межведомственный экспертный совет для проведения государственной экспертизы.
Минэкономразвития России имеет право запрашивать и получать необходимую для проведения государственной экспертизы информацию у российских участников внешнеэкономической деятельности, а также у федеральных органов исполнительной власти по вопросам, находящимся в их ведении.
Межведомственный экспертный совет проводит государственную экспертизу представленных документов в течение 20 дней. При проведении экспертизы учитывается:
соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения;
обеспечение защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности государства;
цель использования товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся предметом сделки, а также степень риска их применения по иному назначению;
значение сделки для наращивания военно - промышленного потенциала государства - получателя, ее влияния на региональную и международную безопасность и стабильность;
иные факторы, предусмотренные законодательством и международными договорами Российской Федерации в области экспортного контроля.
Эксперты осуществляют анализ и дают оценку внешнеэкономической сделки в части, относящейся к ведению федерального органа исполнительной власти, который они представляют, не обуславливая рассмотрение полученных документов необходимостью их предварительного рассмотрения другими экспертами.
Результаты государственной экспертизы оформляются в виде заключения, в котором указываются:
перечень рассмотренных документов и материалов с кратким изложением их содержания;
информация о лицах, участвующих во внешнеэкономической сделке;
сведения о товарах, информации, работах, услугах, результатах интеллектуальной деятельности, являющихся предметом сделки, и об их назначении, включая наличие документально подтвержденных гарантий использования в заявленных целях;
оценки и выводы, к которым пришло большинство экспертов.
Основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы может служить:
наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;
совершение внешнеэкономической сделки на условиях, которые могут привести к нарушению международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля либо причинить ущерб политическим, экономическим, военным интересам или безопасности государства;
наличие неприемлемого для национальной безопасности риска, связанного с распространением оружия массового поражения и средств его доставки;
иные основания, предусмотренные законодательством в области экспортного контроля.
Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в государственной экспертизе. К нему прилагаются особые обоснованные мнения экспертов или федеральных органов исполнительной власти, которых они представляют, не согласных с результатами экспертизы.
При наличии разногласий Минэкономразвития России в срок не более 15 дней с даты заседания межведомственного экспертного совета проводит согласительное совещание с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (не ниже заместителей руководителей структурных подразделений этих органов, в ведении которых находятся вопросы экспортного контроля) в целях поиска взаимоприемлемого решения. Результаты совещания оформляются протоколом.
В случае если согласованное решение не найдено, вопрос об урегулировании разногласий рассматривается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации в установленном порядке.
Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.
В отдельных случаях по результатам государственной экспертизы выдача лицензии или разрешения может быть поставлена в зависимость от выполнения российским участником внешнеэкономической деятельности определенных требований, условий и ограничений, предусмотренных законодательством в области экспортного контроля, о чем он должен быть письменно уведомлен Минэкономразвитием России.
Плата за проведение государственной экспертизы не взимается.
Приказом Минэкономразвития России от 7 августа 2001 г. N 270 утвержден Регламент проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок, который устанавливает порядок проведения в Минэкономразвития государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, а также взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в процессе ее осуществления.
Государственная экспертиза проводится на основании документов, представляемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности для получения лицензии Минэкономразвития России или разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, предусмотренных законодательством.
Документы на выдачу лицензии или разрешения регистрируются в Департаменте экспортного контроля в день их поступления, где они в тот же день рассматриваются руководителем Департамента (лицом, его замещающим) и направляются для организации проведения государственной экспертизы в отделы Департамента в соответствии с вопросами, отнесенными к сфере их ведения.
Государственная экспертиза состоит из формальной экспертизы и экспертизы по существу.
В процессе формальной экспертизы проверяется комплектность документов на выдачу лицензии или разрешения, правильность их оформления и соответствие требованиям, установленным законодательством. Формальная экспертиза проводится в течение пяти дней отделом по работе с участниками внешнеэкономической деятельности с привлечением соответствующего тематического отдела (в части проверки полноты и правильности оформления обязательств (заверений) по использованию продукции, являющейся предметом внешнеэкономической сделки).
В случае несоответствия документов на выдачу лицензии или разрешения установленным требованиям к комплектности, содержанию или оформлению российскому участнику внешнеэкономической деятельности направляется письменное уведомление с изложением имеющихся замечаний для принятия мер по их устранению. Подготовка соответствующего уведомления осуществляется отделом по работе с участниками внешнеэкономической деятельности Департамента в срок не более пяти дней с даты завершения формальной экспертизы. При этом рассмотрение обращения российского участника приостанавливается до получения документов, свидетельствующих об устранении замечаний. Документы, требующие доработки, подлежат возврату российскому участнику внешнеэкономической деятельности.
При отсутствии замечаний документы на выдачу лицензии или разрешения передаются отделом по работе с участниками внешнеэкономической деятельности в соответствующий тематический отдел Департамента экспортного контроля для проведения экспертизы по существу.
При проведении экспертизы по существу тематический отдел в срок не более пяти дней осуществляет экспертную оценку документов на выдачу лицензии или разрешения и иной информации, имеющей отношение к внешнеэкономической сделке, с точки зрения:
соблюдения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения;
обеспечения защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности государства;
цели использования товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся предметом сделки, а также степени риска их применения по иному назначению;
значения сделки для наращивания военно - промышленного потенциала государства - получателя, ее влияния на региональную и международную безопасность и стабильность;
наличия отказов государств - участников международных режимов экспортного контроля в выдаче разрешений на аналогичные передачи;
иных факторов, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации в области экспортного контроля.
По результатам проработки тематический отдел - головной исполнитель оформляет проект заключения государственной экспертизы по форме согласно приложению и представляет его вместе с документами на выдачу лицензии или разрешения на рассмотрение уполномоченным представителям федеральных органов государственной власти, входящим в состав соответствующего межведомственного экспертного совета.
Заключение государственной экспертизы корректируется тематическим отделом - головным исполнителем с учетом оценок и выводов, к которым пришло большинство экспертов, и подписывается всеми экспертами, участвовавшими в государственной экспертизе. К заключению государственной экспертизы прилагаются обоснованные особые мнения экспертов или федеральных органов исполнительной власти, которых они представляют, не согласных с результатами экспертизы.
После завершения государственной экспертизы заключение вместе с документами на выдачу лицензии или разрешения направляется в отдел по работе с участниками внешнеэкономической деятельности Департамента экспортного контроля для оформления лицензии или разрешения либо уведомления об отказе в их выдаче.
Отдельный важный вопрос, возникающий при контроле за осуществлением внешнеэкономической сделки, касается исследования и оценки правового аспекта такой сделки.
Приказом ФАПРИД при Минюсте России от 21 августа 2000 г. N 31 "Об организации проведения правовой экспертизы товаров с целью выявления результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации" утвержден примерный список видов указанных товаров. В числе таких товаров материальные носители (бумажные, магнитные и др.) и аппаратные средства (компьютеры, ноутбуки, серверы и др.), содержащие информацию в виде руководств и инструкций, научно - технических отчетов, результатов экспертиз, технических проектов, описаний технологических процессов, методических материалов, спецификаций, чертежей, схем, диаграмм, формул, математических расчетов, моделей, алгоритмов, программных продуктов, баз данных, карт и картографических материалов.
Экспертиза материальных носителей, аппаратных средств и программного обеспечения, принадлежащих частным лицам и вывозимых ими для индивидуального использования, не проводится.
Рабочая группа по организации и проведению правовой экспертизы товаров, вывозимых из Российской Федерации, обеспечивает:
проведение по заявкам участников внешнеэкономической деятельности (заказчика экспертизы) правовой экспертизы продукции, товаров, работ и услуг, вывозимых из Российской Федерации, в течение десяти рабочих дней в соответствии с техническим заданием и по согласованию сторон;
выдачу заключений об отсутствии или выявлении в товарах, вывозимых с территории Российской Федерации, результатов интеллектуальной деятельности и урегулирование вопросов использования прав на указанные результаты;
регистрацию и рассмотрение обращений экспортеров для проведения правовой экспертизы;
формирование условий договорных отношений между ФАПРИД и экспортерами;
решение общих вопросов организации проведения экспертизы и ее проведение (с привлечением при необходимости специалистов других подразделений ФАПРИД);
учет результатов экспертизы;
предоставление в Государственный таможенный комитет РФ информации о результатах проведенных экспертиз.
При отсутствии в товарах, представленных на экспертизу и предполагаемых к вывозу из Российской Федерации, результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, экспорт согласовывается и выдается соответствующее заключение.
В случае выявления в указанных товарах результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, но при этом сам товар не относится к товарам, экспорт которых контролируется в соответствии с российским законодательством, экспорт согласовывается и после урегулирования вопросов (в соответствии с российским законодательством) передачи прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности выдается соответствующее заключение.
При выявлении в товарах, представленных на экспертизу и предполагаемых к вывозу из Российской Федерации, результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, и при этом товар относится к товарам, экспорт которых контролируется в соответствии с российским законодательством - экспорт согласовывается после урегулирования вопросов передачи прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с российским законодательством. Согласование направляется специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области экспортного контроля. После соответствующей проверки экспортеру выдается заключение специально установленной формы.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 21. Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок. Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые в соответствии со статьями 6 и 20 настоящего Федерального закона распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе. Государственная экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и заключается в анализе документов и информации, имеющих отношение к внешнеэкономической сделке, в целях определения ее соответствия международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам и требованиям экологической безопасности.
Вернутся в раздел Комментарии к законам