Комментарии к законам

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, -



влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Комментарий к статье 14.2
1. Административная ответственность за аналогичные деяния предусматривалась ст. 146.3 "Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена" КоАП РСФСР (в ред. названного выше Закона РФ от 1 июля 1993 г. N 5304-1) - наложение штрафа от 3 до 100 МРОТ с конфискацией товаров или предметов продажи либо без таковой. В настоящее время пределы налагаемых штрафов дифференцированы в зависимости от того, кто является субъектом правонарушения - физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
2. Согласно ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (исходя из положений ч. 1 ст. 28.3 составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2, полномочны также должностные лица этих органов). Кроме того, в соответствии с положениями ч. 2 и 3 ст. 23.1 в случае, если такие дела переданы на рассмотрение судье, то они рассматриваются судьями:
- судьями районных судов - если производство по делу осуществляется в форме административного расследования;
- мировыми судьями, если административное расследование не осуществлялось.
Конфискация согласно ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ назначается судьей.
Судьи арбитражных судов дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2, не рассматривают.
3. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ, полномочны также должностные лица органов внутренних дел (милиции, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
4.1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие государственный контроль за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности.
Предметом правонарушения являются незаконно продаваемые товары (иные вещи), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
4.2. Оборотоспособность объектов гражданских прав определена в ст. 129 ГК РФ. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 <1> утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, который включает (в ред. распоряжения Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 743-рп <2> и Указов Президента РФ от 15 июля 1998 г. N 840 <3> и от 30 декабря 2000 г. N 2111 <4>):
--------------------------------
<1> Российская газета. 1992. N 61.
<2> САПП РФ. 1992. N 23. Ст. 1998.
<3> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3538.
<4> СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 71.
- драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
- драгоценные камни и изделия из них;
- стратегические материалы;
- вооружение, боеприпасы к нему, военную технику, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно - техническую продукцию на их производство и эксплуатацию;
- ракетно - космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно - техническую документацию на их производство и эксплуатацию;
- боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно - техническую документацию на их производство и использование;
- уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;
- рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;
- результаты научно - исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;
- шифровальную технику и нормативно - техническую документацию на ее производство и использование;
- яды, наркотические средства и психотропные вещества;
- спирт этиловый;
- отходы радиоактивных материалов;
- отходы взрывчатых веществ;
- отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни;
- лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;
- лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье);
- специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно - техническую документацию на их производство и использование.
Можно согласиться с мнением о том, что по смыслу статьи правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю и что не образует состава правонарушения рекламирование товаров или иных вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена <*>. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц; выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи согласно ст. 437 и 494 ГК РФ являются публичной офертой.
--------------------------------
<*> Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. М.: ООО "Издательство ПРОСПЕКТ", 1997. С. 393.
Не образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения незаконная продажа отдельных видов товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если это предусмотрено иными статьями КоАП РФ - например ст. 14.16 "Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", 20.8 "Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему", 20.10 "Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия".
4.3. Субъективная сторона правонарушения предполагает:
- если субъектом правонарушения является гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя, - умысел;
- если субъектом правонарушения является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо - умысел или неосторожность.
4.4. Субъектами правонарушения являются:
- юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы;
- гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;
- работник указанных выше лиц, т.е. физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, от имени которых осуществляется продажа товаров (иных вещей);
- гражданин, осуществляющий продажу товаров (иных вещей) без государственной регистрации в качестве предпринимателя и достигший к моменту совершения этих деяний возраста 16 лет.




Вернутся в раздел Комментарии к законам