влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 14.5
1. Административная ответственность за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины предусматривалась абз. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". За указанные деяния предусматривалось наложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей штрафа в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда. Законом РФ от 1 июля 1993 г. N 5304-1 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю" КоАП РСФСР был дополнен ст. 146.5 "Продажа товаров без документов". Указанная статья предусматривала наложение на граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, штрафа в размере от 50 до 100 МРОТ как за неприменение при продаже товаров на предприятиях торговли контрольно - кассовых машин, так и за продажу товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.
Конституционный Суд РФ постановил, что за совершение правонарушения, указанного в абз. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", штраф налагается в размере, предусмотренном ст. 146.5, т.е. от 50 до 100 МРОТ (Постановление от 12 мая 1998 г. N 14-П <*>). При этом в качестве аргументов среди прочего было использовано следующее:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2173.
- законодатель не мог за одно и то же деяние устанавливать неравные виды ответственности (санкции) для предпринимателей в зависимости от того, в какой разрешенной законом форме они осуществляют предпринимательскую деятельность - в форме юридического лица или без образования юридического лица;
- столь большой штраф за данное правонарушение может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности.
Интересно то, что эти соображения не помешали законодателю ни дифференцировать штраф применительно к гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (от 15 до 20, от 30 до 40, от 300 до 400 МРОТ соответственно), ни предусмотреть еще больший верхний предел штрафа - до 400 МРОТ.
В редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" ст. 7 Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" лишь закрепляет распределение сумм штрафов, взысканных за нарушения законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением:
- 20% - в федеральный бюджет;
- 80% - в местный бюджет.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, полномочны помимо федеральных органов налоговой полиции:
- налоговые органы - только в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно - кассовых машин (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ);
- органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).
3. В силу ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5, полномочны должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных выше. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28.3 такие протоколы полномочны составлять также должностные лица органов внутренних дел (милиции).
4.1. Объектом административного правонарушения является совокупность различных видов общественных отношений:
- установленный порядок торговли и оказания услуг;
- финансовая (в т.ч. налоговая) дисциплина;
- общественные отношения, обеспечивающие интересы граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя.
4.2. По сути, ст. 14.5 предусматривает два самостоятельных состава правонарушения:
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце;
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно - кассовых машин.
В связи с этим объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют нарушения правил, установленных следующими нормативными правовыми актами.
4.2.1. В части продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце - положений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ).
Согласно ст. 8 названного Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце). Изготовитель (исполнитель, продавец), как установлено в ст. 9, обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию. Информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Эта информация в обязательном порядке должна содержать место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы). Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
4.2.2. В части продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг без применения контрольно - кассовых машин - положений Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Согласно ст. 1 названного Закона денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми предприятиями (в т.ч. физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин. В соответствии со ст. 2 Закона предприятия, которые должны применять контрольно - кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 <*> утверждены согласованные с Верховным Советом РФ:
--------------------------------
<*> Российская газета. 1993. N 157.
- Положение по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в котором определены требования к контрольно - кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации;
- "Перечень отдельных категорий предприятий (в т.ч. физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин".
Письмом Министерства финансов РФ от 30 августа 1993 г. N 104 утверждены Типовые правила эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
Обязанность доведения до покупателя информации об изготовителе или о продавце и обязанность применения контрольно - кассовых машин при продаже товаров могут быть предусмотрены другими нормативными правовыми актами, например, устанавливающими правила продажи алкогольной продукции в розницу (см. комментарий к ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ).
4.3. Учитывая то, что знание предпринимателями (как индивидуальными, так и коллективными) законодательства в области защиты прав потребителей и осуществления денежных расчетов подразумевается, следует полагать, что правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
4.4. Субъектами правонарушения являются:
- организация торговли или иная организация, осуществляющая реализацию товаров, выполняющая работы либо оказывающая услуги;
- гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющий реализацию товаров, выполняющий работы либо оказывающий услуги;
- работник указанных выше лиц, т.е. физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, от имени которых заключается договор купли - продажи или договор о выполнении работ (оказании услуг).
Часть 3 статьи 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
3. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Комментарий к части 3 статьи 14.16
1. До введения в действие КоАП РФ подобное административное правонарушение предусматривалось ст. 12 "Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 143-ФЗ, предусматривающей наложение штрафа в размере от 100 до 200 МРОТ. В отличие от указанной статьи, в настоящее время установлена дифференцированная ответственность в зависимости от того, кто является субъектом правонарушения - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (от 30 до 40 и от 300 до 400 МРОТ соответственно), применительно к юридическим лицам ответственность значительно ужесточена - верхний предел штрафа составляет 400 МРОТ. Кроме того, в качестве дополнительного административного наказания предусмотрена конфискация алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, полномочны помимо федеральных органов налоговой полиции:
- органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 23.49);
- органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1 ст. 23.50).
3. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16, помимо должностных лиц перечисленных выше органов (полномочия которых на это вытекают из ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), полномочны в силу п. 1 ч. 2 ст. 28.3 также должностные лица органов внутренних дел (милиции).
Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16, рассматриваются также судьями, но только в случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. При этом, исходя из положений ч. 3 ст. 23.1, если производство по делам осуществлялось в форме административного расследования, их рассматривают судьи районных судов, если административное расследование не проводилось, то дела рассматривают мировые судьи.
4.1. Объект рассматриваемого правонарушения представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих:
- государственное регулирование продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- защиту прав потребителей, охрану жизни и здоровья людей.
Предметом административного правонарушения является алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящаяся в продаже с нарушением установленных правил. Согласно п. 2 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987 <*> (в ред. от 13 октября 1999 г. N 1150 <**>), к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Там же указано, что алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки и вино.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4193.
<**> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5053.
Изложенное полностью соответствует определению алкогольной продукции, данному в ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (в ред. от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ). Вместе с тем в названном Законе добавлено, что из видов алкогольной продукции исключено пиво, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом. Следует отметить, что прежняя редакция Федерального закона N 171-ФЗ допускала распространение на пиво действия этого Закона, о чем и разъяснял Комитет по экономической политике Государственной Думы РФ в письме от 1 июля 1996 г. N 3-8-489 (упоминается в письме Государственной налоговой службы РФ от 8 июля 1996 г. N ВЗ-6-01/463 <*>).
--------------------------------
<*> Налоговый вестник. 1996. N 8.
Определение понятий "этиловый питьевой спирт", "спиртные напитки" и "вино" также дано в ст. 2 названного Федерального закона:
- этиловый питьевой спирт - ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95% объема готовой продукции;
- спиртные напитки - алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву;
- вино - алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22% объема готовой продукции.
Исходя из этого, предметом рассматриваемого правонарушения могут являться также слабоалкогольные напитки и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта из пищевого сырья более 1,5% от объема единицы алкогольной продукции (джин - тоник, сидр и т.п.).
Согласно ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ спиртосодержащая продукция - это спиртосодержащая непищевая и спиртосодержащая пищевая продукция. В свою очередь, спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в т.ч. любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции; спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в т.ч. любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.
4.2. Объективную сторону правонарушения составляют нарушения положений названных выше Правил продажи алкогольной продукции (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987 (с изм. и доп.), не образующих состава правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 14.16 (именно поэтому ч. 3 этой статьи предусмотрено нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) или другими статьями КоАП РФ:
- нарушение п. 3 Правил (в части продажи алкогольной продукции без наличия лицензии, выданной в установленном порядке) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 "Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта" КоАП РФ. Однако в силу того, что субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17, не может быть индивидуальный предприниматель, розничная продажа алкогольной продукции без лицензии индивидуальным предпринимателем образует состав правонарушения, предусмотренного именно ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (см. комментарий к ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ);
- нарушение подп. 3 п. 9 Правил (в части продажи некачественной и опасной для здоровья людей алкогольной продукции, т.е. не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов) - состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 "Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам" КоАП РФ (см. комментарий к ст. 6.14 КоАП РФ);
- нарушение п. 6 (в части недоведения до покупателя информации об изготовителе алкогольной продукции), 8 (в части недоведения до покупателя информации о продавце алкогольной продукции) или 16 Правил - состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно - кассовых машин" КоАП РФ (см. комментарий к ст. 14.5 КоАП РФ);
- нарушение подп. 1 п. 9 Правил (в части продажи алкогольной продукции без марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9%) - состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 "Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки" КоАП РФ (см. комментарий к ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ);
- нарушение п. 5 Правил - состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ (см. комментарий к ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ);
- нарушение подп. 1 (в части продажи алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота), 2 (в части продажи алкогольной продукции без информации о проведении обязательной сертификации), 3 (в части продажи алкогольной продукции в упаковке и таре, не соответствующей требованиям государственных стандартов) или 4 п. 9 Правил - состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (см. комментарий к ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ).
Исходя из изложенного, рассматриваемое правонарушение состоит в нарушении следующих пунктов Правил (в ред. от 2 ноября 2000 г. N 840 <*>):
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4489.
- пункта 3 - в части невыполнения обязанности предоставить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее; информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах;
- пункта 4 - недоведение до сведения покупателей Правил продажи алкогольной продукции в наглядной и доступной форме;
- пункта 6 - невыполнение обязанности своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции (в п. 6 Правил приводится перечень сведений, которые должны содержаться на русском языке в этой информации); невыполнение обязанности иметь оформленные в установленном порядке копию справки к товарно - транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представления ее по требованию покупателя;
- пункта 7 - невыполнение обязанности иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования;
- пункта 8 - невыполнение обязанности обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о времени торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах;
- подпункта 1 или 2 п. 9 - в том случае, если документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, или документы, содержащие информацию о проведении обязательной сертификации алкогольной продукции (подробнее об указанных документах см. в комментарии к ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ), отсутствовали на момент проведения проверки торговой точки, но представлены должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, или органу, рассматривающему дело об административном правонарушении до принятия решения по нему (в случае если документы не представлены - налицо правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ);
- подпункта 2 п. 9 - в части нарушения запрета продажи алкогольной продукции, не маркированной знаком соответствия;
- подпункта 3 п. 9 - в части нарушения запрета продажи алкогольной продукции, имеющей явные признаки недоброкачественности, не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции, с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности;
- подпункта 5 п. 9 - нарушение запрета продажи алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;
- подпункта 6 п. 9 - нарушение запрета продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет;
- подпункта 7 п. 9 - нарушение запрета продажи алкогольной продукции в детских, учебных, культовых и лечебно - профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;
- пункта 10 - нарушение запрета продажи спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, а также на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков и автомашин; прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ;
- пункта 11 - невыполнение обязанности (только для организаций, осуществляющих в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции) иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты;
- пункта 12 - невыполнение обязанности хранения алкогольной продукции в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции, обязанности размещения алкогольной продукции по группам и маркам;
- пункта 13 - невыполнение обязанности проверить перед продажей качество алкогольной продукции по внешним признакам;
- пункта 14 - невыполнение обязанности при продаже алкогольной продукции прикрепить к образцам товара ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки; при продаже вин в розлив - с указанием в ценнике наименования и цены за 1 л и 0,1 л; на предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию - наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 г;
- пункта 15 - невыполнение обязанности по оснащению соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой рабочих мест продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения в части продажи спиртосодержащей продукции составляют нарушения правил, установленных иными нормативно - правовыми актами (например, Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 967 "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно - косметической продукции (средств)") <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4401.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит не только в заключении и исполнении договоров купли - продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в розницу с нарушением Правил, но и в нахождении алкогольной и спиртосодержащей продукции в обороте при розничной торговле с нарушением правил продажи. С учетом положений ст. 426, 492 и 494 ГК РФ о публичности договора розничной купли - продажи выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) алкогольной и спиртосодержащей продукции означает ее розничную продажу. Это же следует и из положений Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" <*>, Правил (п. 1, 6, 13 и 18), Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ (п. 1), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1019 <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4145.
<**> СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3976.
О разграничении договора розничной купли - продажи и договора поставки см. комментарий к ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
4.3. Исходя из того, что субъектами правонарушения являются предприниматели (индивидуальные и коллективные), знание которыми законодательства в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в области защиты прав потребителей, охраны жизни и здоровья людей презюмируется, правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
4.4. Субъекты рассматриваемого правонарушения специальные и указаны в п. 1 Правил:
- организация независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая продажу алкогольной продукции по договору розничной купли - продажи;
- индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу алкогольной продукции по договору розничной купли - продажи без образования юридического лица.
Положения примечания к ст. 2.4 "Административная ответственность должностных лиц" КоАП РФ дают основания считать субъектом рассматриваемого правонарушения также руководителя или другого работника организации, осуществляющей продажу алкогольной продукции по договору розничной купли - продажи.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно - кассовых машин. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин -
Вернутся в раздел Комментарии к законам