Комментарии к законам

Статья 22. Предоставление сведений государственного земельного кадастра. 1. Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно.



2. Бесплатно сведения об определенном земельном участке предоставляются:
правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам;
налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;
судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;
органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам (организациям), осуществляющим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов;
лицам, имеющим право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону;
иным установленным законом лицам.
Указанные в настоящем пункте органы и лица оплачивают стоимость копирования и доставки предоставляемых им сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке.
3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе бесплатно в установленном порядке получать обобщающие сведения о землях в границах соответствующих территорий.
4. Использование сведений государственного земельного кадастра способами или в формах, которые наносят ущерб или нарушают законные интересы правообладателей земельных участков, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 22
Установленные комментируемой статьей нормы непосредственно связаны с закрепленным в ст. 8 данного Закона принципом открытости сведений государственного земельного кадастра. В соответствии с п. 2 этой статьи органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять указанные сведения заинтересованным лицам. Однако это правило относится только к сведениям государственного земельного кадастра, носящим открытый общедоступный характер и не отнесенным к категории ограниченного доступа.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" <*> граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
Отказ в выдаче сведений государственного земельного кадастра может быть обжалован в судебном порядке.
Суды рассматривают также споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.
Должностные лица органов, обязанных предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованным юридическим и физическим лицам, виновные в нарушении порядка предоставления таких сведений, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским и административным законодательством.
Указанные сведения могут предоставляться не только в виде выписок из государственного земельного кадастра, но и в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.
Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана этого земельного участка, а содержащие сведения о нескольких земельных участках - в форме кадастрового плана определенной территории.
Требования к оформлению кадастровых планов, изготавливаемых в качестве выписок из государственного земельного кадастра на бумажных или электронных носителях, устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России (см. Правила оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденные Росземкадастром 10 апреля 2001 г.).
Такие выписки на бумажном или электронном носителях выдаются заявителю, а также могут быть отправлены по почте с уведомлением или по каналам связи по адресу, указанному в заявлении.
В статье 8 комментируемого Закона обозначен круг лиц, которые имеют право получить сведения о данных государственного земельного кадастра. Это может быть любое заинтересованное лицо, предъявившее удостоверение личности (для юридического лица - документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя) и заявление в письменной форме.
Согласно утвержденным Правительством РФ Правилам предоставления сведений государственного земельного кадастра лицо, заинтересованное в получении таких сведений, подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа доставки. К заявлению прикладывается квитанция об оплате услуг за предоставление сведений. Для получения сведений об определенном земельном участке в заявлении указывается кадастровый номер этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка. Для получения сведений обо всех земельных участках, расположенных в границах определенной территории, в заявлении даются ориентиры ее границ. При этом заявитель не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемых им сведений.
Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления выдача запрашиваемых сведений производится на основании письменного запроса на бланке соответствующего органа, подписанного руководителем (его заместителем) этого органа.
Заявление о предоставлении сведений государственного земельного кадастра и факт выдачи этих сведений регистрируются в книге учета выданных сведений.
В пункте 2 комментируемой статьи приводится перечень лиц, которые имеют право на бесплатное получение сведений государственного земельного кадастра. При этом следует иметь в виду, что термин "правообладатели" в Земельном кодексе не используется. По смыслу комментируемого Закона под ним понимаются обладатели любых предусмотренных законодательством прав на земельные участки. Исходя из норм Земельного кодекса РФ это могут быть:
собственники земельных участков;
землепользователи (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования);
землевладельцы (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения);
арендаторы земельных участков (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды);
обладатели сервитута (лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками).
Права на земельные участки должны быть удостоверены документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Не подлежат государственной регистрации (за исключением специально установленных федеральными законами случаев) договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка и безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее одного года. В этих случаях правоустанавливающим документом является непосредственно договор.
Перечисленные в статье лица имеют право на получение не любых сведений, а только об определенном земельном участке. По смыслу статьи правообладатели земельных участков и их наследники могут получить сведения о том участке, правами на которые обладают, а названные в статье государственные органы - об участке, сведения о котором потребовались в связи с исполнением этим государственным органом его непосредственных функций. Обобщающие сведения о земельных участках в силу п. 3 комментируемой статьи могут бесплатно получать только органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.
Перечень, установленный п. 2, не является исчерпывающим. Законом могут быть названы и иные физические и юридические лица, имеющие право на бесплатное получение сведений государственного земельного кадастра. Однако пока таких норм в федеральном законодательстве нет. Поскольку в рассматриваемом пункте статьи не говорится именно о федеральных законах, соответствующие нормы могут быть введены и законами субъектов Российской Федерации.
Органы и лица, имеющие право на бесплатное получение сведений об определенном земельном участке, оплачивают только стоимость копирования документов и доставки их почтовым отправлением.
Все остальные граждане и юридические лица могут получить необходимые им сведения государственного земельного кадастра за плату. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" установлена максимальная плата за предоставление сведений об определенном земельном участке с 1 января 2001 г. в размере 100 рублей. Установлено также, что конкретные размеры платы за предоставление таких сведений, а также за их копирование (документирование) определяются территориальными органами Росземкадастра исходя из сложившихся затрат по согласованию с органами ценообразования в субъектах Российской Федерации. Однако в настоящее время в некоторых субъектах Федерации действуют расценки, утвержденные органами управления этих субъектов. Так, Постановлением администрации Нижегородской области от 24 марта 2000 г. N 79 утверждены единые расценки на платные работы (услуги) по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель на территории Нижегородской области.
Граждане и юридические лица, получившие те или иные сведения государственного земельного кадастра, могут использовать их для своих нужд и по своему усмотрению. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 8 комментируемого Закона сведения, предоставленные органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, на законных основаниях гражданам и юридическим лицам, могут быть использованы ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательным указанием источника информации. В упомянутом Законе об информации указано, что источником прибыли в этом случае является результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов.
Однако запрещается такое использование сведений государственного земельного кадастра, которое может нанести ущерб правообладателям земельных участков или нарушить их законные интересы. Согласно ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.




Вернутся в раздел Комментарии к законам