Комментарии к законам

Статья 6. Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.. (в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)



Комментарий к статье 6
В статье 6 комментируемого Закона закрепляются главные задачи налоговых органов, в соответствии с которыми в главе 2 определяются основные направления деятельности, а также права и обязанности этих органов.
В этой статье определяются главные задачи налоговых органов, но проведение анализа налогового законодательства позволяет дать расширенный перечень основных задач, стоящих перед этими органами. В частности, перед МНС России ставятся следующие конкретизированные задачи:
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;
- осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
- осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья (далее именуется "этиловый спирт"), спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
В соответствии с перечисленными выше задачами МНС России осуществляет следующие функции:
- проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения;
- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;
- ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- проводит разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставляет налогоплательщикам формы установленной отчетности, разъясняет порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечивает налогоплательщиков иной необходимой информацией;
- обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
- подготавливает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- обобщает практику применения законодательства о налогах и сборах, анализирует отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- применяет установленные законодательством Российской Федерации санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;
- проводит совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;
- участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год;
- осуществляет в установленном порядке регистрацию контрольно - кассовых машин, используемых в организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществляет контроль за соблюдением правил использования контрольно - кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать контрольно - кассовые машины в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает в пределах своей компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
- осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности;
- составляет и ведет в установленном порядке государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также ведет государственный реестр организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли;
- осуществляет контроль за соблюдением порядка декларирования в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
- осуществляет государственный контроль за распределением квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и их использованием, принимает участие в разработке годовых балансов производства и потребления этилового спирта;
- осуществляет контроль за объемами производства, розлива, хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, за соблюдением технологии производства указанной продукции;
- участвует в разработке государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
- проводит экспертизу и обследование организаций для определения соответствия требованиям, предъявляемым к производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
- участвует в разработке минимальных отпускных, оптовых и розничных цен на алкогольную продукцию, установлении ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию;
- анализирует отчетные и статистические данные, результаты проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, и на их основе разрабатывает мероприятия по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
- обеспечивает установку и пломбирование в организациях, производящих этиловый спирт, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, - контрольных приборов учета объемов этой продукции и осуществляет контроль за ремонтом и заменой указанных приборов;
- выступает в установленном порядке государственным заказчиком по разработке нормативно - технической документации по вопросам учета и контроля производства, розлива, хранения и оптовой продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции;
- представляет в установленном порядке в пределах своей компетенции в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные и контролирующие органы, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о выявленных нарушениях;
- налагает штрафы на организации и физических лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также штрафы за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- организует в пределах своей компетенции выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов;
- осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Данные задачи решаются в первую очередь путем организации и проведения налогового контроля.
Законодатель не дает определения налогового контроля, впрочем, как и форм, методов и видов налогового контроля. Однако с учетом действующего законодательства и по смыслу норм налогового законодательства ученые формулируют понятие налогового контроля:
1. Налоговый контроль определяется как особый организационно - правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений (М.В. Кустова, О.А. Ногина, Н.А. Шевелева. Налоговое право России. Общая часть. М., 2001. С. 255);
2. Налоговый контроль - это важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства (И.И. Кучеров, О.Ю. Судаков, И.А. Орешкин. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2001. С. 26).
Принято выделять формы, методы и виды налогового контроля. Доктринально под формами контроля понимают отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. По этому критерию выделяют следующие формы контроля:
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления.
Вид контроля - это составная часть, выражающая содержание целого и в то же время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных функций.
В главе 14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса РФ (ч. 1) определены формы проведения налогового контроля, состав и соответствующая компетенция органов, его осуществляющих, виды проверок, процессуальный порядок осуществления различных контрольных действий и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:
- налоговых проверок (камеральные и выездные);
- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и в других формах.
Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты.
Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности вышеперечисленных контролируемых субъектов, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. Исключения могут составлять следующие случаи:
- когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика (плательщика сбора - организации);
- когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований налогового законодательства.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Сроки проведения данной проверки не могут превышать двух месяцев, но в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев. При проведении таких проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки <*> включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
--------------------------------
<*> В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Важнейшей задачей налоговых органов являются также организация и проведение валютного контроля.
Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций (ст. 10 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").
В соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
- проверка обоснованности платежей в валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Нормативно - правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы и многочисленные подзаконные акты, а также международные договоры Российской Федерации.
К числу федеральных законов относятся:
- Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле";
- Таможенный кодекс РФ;
- Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";
- Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и другие законодательные акты.
Во исполнение и развитие действующих законов формируется массив подзаконных актов, содержащих нормы, которыми регулируются отношения по валютному контролю. Среди них:
- указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 года N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации");
- постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 6 марта 1993 года N 205 (ред. от 10.08.1993) "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка");
- нормативные правовые акты Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ.
К отношениям, регулируемым валютным законодательством, применима норма ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Вопросы валютного контроля находят свое отражение и в международных договорах Российской Федерации, место которых в системе нормативных правовых актов определено в Конституции РФ (ст. 15):
"Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Российская Федерация заключила соглашения о сотрудничестве в области валютного контроля с Киргизией, Грузией и другими государствами.
Все участники правоотношений по валютному контролю могут быть разделены на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность которых является объектом контроля.
Объект валютного контроля - валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предметом которых являются валюта и валютные ценности (операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, осуществление международных денежных переводов, пересылка через таможенную границу валютных ценностей).
В узком смысле слова под валютой понимают денежные знаки иностранных государств. Наряду с таким определением валюты в законодательных актах ряда стран встречается расширенный подход к трактованию валюты, в соответствии с которым под валютой понимают не только денежные знаки иностранных государств, но и все денежные документы, а также имущество (чаще всего это касается недвижимости, находящейся за границей), являющиеся основанием для расчетов в иностранной валюте. Говоря о валюте в широком смысле слова, действующее законодательство Российской Федерации использует понятие "валютные ценности". В Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 1) под валютными ценностями понимаются:
1) иностранная валюта;
2) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
3) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий;
4) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Таким образом, понятия "валюта" и "валютные ценности" соотносятся как часть и целое: в понятие валютных ценностей, наряду с иностранными денежными знаками, включаются и другие виды имущества (ценные бумаги, драгоценные металлы и драгоценные камни).
Российское законодательство различает два вида валюты в узком смысле, используя понятия "иностранная валюта" и "валюта Российской Федерации".
Под иностранной валютой законодатель понимает как наличную валюту (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки), так и валюту безналичную (средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах).
Примерно такой же подход наблюдается и при определении валюты Российской Федерации, под которой в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" понимаются:
- находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов Центрального банка РФ и монеты;
- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;
- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
Рубль Российской Федерации, в отличие от денежных знаков иностранных государств, не всегда выступает в качестве предмета валютно - правового регулирования. Он становится предметом валютно - правового регулирования, когда соответствующие правоотношения осложнены иностранным элементом (например, субъектом правоотношений является нерезидент или юридические факты, являющиеся основанием для возникновения соответствующих правоотношений, имеют место на территории иностранного государства и т.д.)




Вернутся в раздел Комментарии к законам