2. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке:
беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;
аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;
вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;
давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе об ограничении, о приостановлении или о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.
3. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:
иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;
осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;
осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;
обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;
информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;
подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.
Комментарий к статье 27
По действующему законодательству государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха возложен на Министерство природных ресурсов РФ и осуществляется уполномоченными должностными лицами министерства и его территориальных органов - государственными инспекторами по охране природы. Их права и обязанности по осуществлению государственного контроля определены комментируемой статьей, Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726 <*> и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3971.
<**> Российская газета. 2001. 11 августа.
Комментируемый Закон урегулировал процедуру проведения органами государственного контроля (надзора) мероприятий по контролю и установил гарантии соблюдения при их проведении прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон обязывает должностных лиц, осуществляющих государственный контроль, своевременно и в полной мере исполнять предоставленные им законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений установленных обязательных требований; осуществлять проведение проверок на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля и с соблюдением порядка, установленного данным Законом.
Для обследования источника вредного воздействия государственным инспекторам по охране природы предоставлено право беспрепятственно посещать подконтрольные объекты (помещения, территории). Проведение контрольных мероприятий допускается только во время исполнения ими служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органа государственного контроля о проведении проверки. Проводить проверку может только указанный в распоряжении (приказе) государственный инспектор по охране природы.
Порядок допуска и проведения государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных, особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1998 г. N 461 <*>.
--------------------------------
<*> Российская газета. 1998. 27 мая.
Согласно Положению государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил РФ осуществляется должностными лицами МПР России и его территориальных органов, наделенных соответствующими полномочиями, совместно с уполномоченными должностными лицами службы экологической безопасности Вооруженных Сил России.
Положением определяются основные задачи государственного экологического контроля на объектах Вооруженных Сил, права уполномоченных должностных лиц, его осуществляющих.
Допуск уполномоченных должностных лиц, осуществляющих экологический контроль, на объекты Вооруженных Сил производится в следующем порядке. Органы государственного экологического контроля ежегодно до начала года, предшествующего году проведения проверки, направляют командующему военным округом (флотом), на территории которого дислоцируются подлежащие экологическому контролю объекты Вооруженных Сил, списки уполномоченных должностных лиц органа государственного экологического контроля. Командование военного округа (флота) направляет запрос в соответствующие органы военного управления, которым подчинены подлежащие проверке объекты, и в 3-месячный срок сообщает в органы государственного экологического контроля о результатах рассмотрения запроса.
При проведении государственного экологического контроля уполномоченным должностным лицам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны природной среды.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ установил, что продолжительность контрольных мероприятий по общему правилу не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз на основании мотивированного заключения государственного инспектора по охране природы, срок проведения контрольного мероприятия может быть продлен, но не более чем на один месяц. Плановые мероприятия в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не могут быть проведены более чем один раз в два года.
Проведение внеплановых проверок допускается в следующих случаях:
контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений при проведении плановых мероприятий по контролю;
получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований (в данном случае экологических), а также получения иной информации, подтвержденной документами и иными доказательствами.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Необходимость проведения внеплановых проверок обосновывается мотивированным заключением органов государственного контроля (МПР России и (или) его территориальных органов).
Проводя контрольные мероприятия, государственные инспекторы по охране природы не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого они действуют;
осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
требовать представление документов, информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Государственные инспекторы по охране природы не должны препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении проверки, обязаны давать им разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, предоставлять необходимую информацию.
По результатам контрольной проверки государственным инспектором по охране природы составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В дополнение к принятым реквизитам теперь в нем указываются дата и номер распоряжения, на основании которого была проведена контрольная проверка, а также сведения о ее результатах, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений.
К акту прилагаются документы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз; объяснения государственных инспекторов по охране природы, работников, на которых возлагается ответственность за нарушение экологических требований охраны атмосферного воздуха, и другие документы или их копии, связанные с результатами проведения контрольного мероприятия.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю либо их представителю под расписку или направляется почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха.
Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством.
При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха государственным инспекторам по охране природы в соответствии с их полномочиями предоставлено право принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу, а также меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших правонарушения.
По результатам проверки государственным инспектором по охране природы может быть внесено предложение о проведении экологического аудита - объективного, независимого экологического исследования действующего источника вредного воздействия, включающего разработку рекомендаций и предложений, направленных на обеспечение его экологической безопасности.
Государственным инспекторам по охране природы, осуществляющим государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха, предоставлено право давать обязательные предписания:
об аннулировании разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрушений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;
об устранении нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в том числе об ограничении, о приостановлении или о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Предписание об устранении экологического правонарушения является обязательным для исполнения в установленные сроки. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 84).
В случае совершения административного правонарушения государственный инспектор по охране природы составляет протокол о привлечении виновного к административной ответственности.
Составы правонарушений, влекущих административную ответственность за нарушение требований охраны атмосферного воздуха, установлены ст. 77 - 84 КоАП РСФСР и ст. 84 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды".
Протокол о наложении штрафа оформляется в соответствии с требованиями ст. 235 КоАП РСФСР. Он подписывается лицом, его составившим, лицом, совершившим административный проступок, или представителем юридического лица источника вредного воздействия на атмосферный воздух, присутствовавшими при оформлении протокола свидетелями. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, представителя юридического лица источника вредного воздействия на атмосферный воздух от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее административное правонарушение, представитель юридического лица источника вредного воздействия на атмосферный воздух вправе представлять прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
Право налагать административные штрафы за указанные правонарушения предоставлено уполномоченным должностным лицам МПР России и его территориальных органов.
Процедура рассмотрения дел об административной ответственности, сроки и порядок рассмотрения дел, обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дел, определены ст. 247, 257 - 259 КоАП РСФСР.
Конкретный размер административного штрафа за нарушение требований законодательства об охране атмосферного воздуха определяется в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.
Взысканные суммы штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.
Государственным инспекторам по охране природы предоставлено право направлять предложения (предписания) администрации источника вредного воздействия на атмосферный воздух о привлечении виновных работников к административной ответственности.
Работники предприятия (организации) - источника вредного воздействия, совершившие экологические дисциплинарные проступки в соответствии с положениями, уставами, правилами трудового распорядка указанных предприятий (организаций), несут дисциплинарную ответственность. Такая ответственность предусмотрена ст. 82 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, связанных с их трудовой функцией и должностным положением.
В случае причинения вреда нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха государственный инспектор по охране природы обязан принять меры к определению его размера и предъявить иски к причинителям вреда.
Как общее правило, действующее экологическое законодательство устанавливает обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением природной среде, здоровью граждан, имуществу (ст. 86 Закона "Об охране окружающей природной среды").
Ущерб, причиненный в результате вредного воздействия на окружающую природную среду, определяется в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба.
Так, определение экологического ущерба в результате неконтролируемого горения нефти и нефтепродуктов, разлитых на различных типах подстилающих поверхностей (вода, инертная почва с буграми и впадинами, почва, покрытая растительностью, в том числе лесной, болото), производится на основании Методики расчета выбросов от источников горения при разливе нефти и нефтепродуктов и приложений к ней. Определение экологического ущерба в результате неконтролируемого горения лесных горючих материалов в открытом пространстве на различных типах подстилающей поверхности (при низовых, верховых, торфяных лесных пожарах) - на основании Методики определения и расчета выбросов загрязняющих веществ от лесных пожаров и приложений к ней. Обе Методики утверждены Государственным комитетом по охране окружающей среды 5 марта 1997 г. <*>.
--------------------------------
<*> Сборник нормативно-методических, справочных и картографических материалов по охране окружающей среды Московской области. Атмосферный воздух. М., 1999. С. 114 - 126, 127 - 142.
При отсутствии соответствующих методик ущерб исчисляется по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Определение размера ущерба проводится государственным инспектором по охране природы либо комиссией представителей территориального органа МПР России и в случае необходимости с участием представителей специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. По результатам работы комиссии составляется акт о размерах причиненного ущерба.
Если причинитель вреда добровольно не возместил причиненный ущерб, исковое заявление о его взыскании направляется в суд или арбитражный суд. Суд рассматривает исковые заявления к гражданам, а арбитражный суд - к юридическим лицам.
По закону за нанесение экологического вреда ущерб взыскивается в соответствии с долей каждого виновного в его причинении, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций. При согласии сторон по решению суда или арбитражного суда нанесенный ущерб может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств.
В том случае, если вред окружающей природной среде нанесен действиями должностных лиц или иных работников предприятий, организаций при исполнении служебных обязанностей, они несут материальную ответственность в соответствии с нормами трудового законодательства - ограниченную материальную ответственность (ст. 83 Закона "Об охране окружающей природной среды").
Возмещение ущерба, причиненного источником повышенной опасности для окружающей природной среды, производится в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.
Закон устанавливает обязанность возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды. При определении величины вреда здоровью учитываются степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.
Иск о возмещении вреда здоровью направляется для решения в суд потерпевшим, членами его семьи, прокурором, уполномоченным органом государственного управления, общественной организацией. Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств соответствующих государственных экологических фондов (ст. 89 Закона "Об охране окружающей природной среды").
Подлежит возмещению вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
При определении размера ущерба, причиненного имуществу гражданина в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью источника вредного воздействия (предприятия, организации) и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий (ст. 90 Закона "Об охране окружающей природной среды").
Материалы о привлечении виновных к уголовной ответственности направляются государственным инспектором по охране природы в следственные органы.
В главе 26 Уголовного кодекса РФ "Экологические преступления" есть специальная ст. 251 "Загрязнение атмосферы", устанавливающая уголовную ответственность за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. За те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека, уголовное наказание усиливается. Часть 3 ст. 251 устанавливает уголовную ответственность за загрязнение атмосферы, повлекшее по неосторожности смерть человека.
К загрязнению атмосферного воздуха и изменению его состояния могут привести и другие общественно опасные деяния, определенные Уголовным кодексом как преступные:
нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248).
В пункте 3 комментируемой статьи определяются основные должностные обязанности и квалификационные требования к должностным лицам, осуществляющим государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Установлено, что государственные инспекторы по охране природы должны иметь определенный уровень специальной подготовки в области охраны атмосферного воздуха, обладать правовыми знаниями, руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации.
Закон обязывает государственных инспекторов по охране природы:
обеспечивать соблюдение установленных разрешениями нормативов и условий деятельности источников вредного воздействия на атмосферный воздух;
принимать меры к возмещению вреда и привлечению к ответственности нарушителей установленных требований охраны атмосферного воздуха;
информировать органы государственной власти о правонарушениях в области охраны атмосферного воздуха;
взаимодействовать с общественными организациями в обеспечении охраны атмосферного воздуха.
Конкретные обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, определяются в квалификационных характеристиках и должностных инструкциях.
Глава VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 27. Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха. 1. Должностные лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальных органов являются государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха на основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Вернутся в раздел Комментарии к законам