2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения въезда транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма и регулировать передвижение транспортных средств.
4. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 17
В статье определяются некоторые специфические требования по охране атмосферного воздуха при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.
В пункте 1 устанавливается запрет на производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов (о требованиях Закона по техническим нормативам выбросов см. комментарий к ст. 12).
С учетом того, что адресаты нормы, предусмотренной этим пунктом, разные, целесообразно рассмотреть ее отдельно применительно к запрету на производство транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, и их эксплуатацию.
Запрет на производство транспортных и иных передвижных средств в установленной Законом ситуации адресован производителю названных средств. Причем этот запрет распространяется как на вновь производимые модели, так и не новые.
Данное положение о запрете производства непосредственно связано с государственной экологической экспертизой. Очевидно, что если в материалах на транспортные и иные передвижные средства предусматривается содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах, превышающее установленные для них технические нормативы выбросов, то будет принято отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Если принимается отрицательное заключение, то в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" запрещается реализация проекта.
Но это правило справедливо прежде всего для новых моделей транспортных и иных передвижных средств. Не новые модели, т.е. модели, материалы по которым представлялись на государственную экологическую экспертизу до принятия Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", но которые производились до принятия Закона, были объектами ранее государственной экологической экспертизы, а потому могут не соответствовать установленным техническим нормативам выбросов. Такие транспортные и иные передвижные средства также запрещается производить. Модели таких средств нуждаются в доработке до уровня обеспечения технических нормативов выбросов.
Одним из наиболее существенных последствий нормы о запрете на производство транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, является фактический запрет на поставление на рынок соответствующих транспортных и передвижных средств, на их продажу. Таким образом, экономическая ответственность за производство экологически некондиционных транспортных и иных передвижных средств полностью лежит на производителе таких средств.
Одновременно важно обратить внимание на то, что достижению целей предотвращения продажи транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, должна способствовать активная деятельность специально уполномоченных органов в области охраны атмосферного воздуха. Эти задачи решаются на стадии сертификации транспортных и иных передвижных средств и установок (см. комментарий к ст. 15).
Для обеспечения охраны атмосферного воздуха важное значение имеет также запрет на эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Хотя реализация этого положения сопряжена со многими трудностями, преодоление которых не предусматривается Законом, можно предположить, что подавляющее большинство транспортных и иных передвижных средств, находящихся в эксплуатации, не соответствует техническим нормативам выбросов.
Требование Закона о запрете эксплуатации транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, адресовано как владельцам таких средств, так и специально уполномоченным государственным органам в области охраны атмосферного воздуха. Задача последних - выявить такие средства и принять решение о запрете.
Запрет на использование транспортных и иных передвижных средств, не соответствующих требованиям Закона, затрагивает интересы многих потребителей этого вида продукции - юридических и физических лиц. Очевидно, разрешение на эксплуатацию этих средств может быть получено при соответствующем совершенствовании каждого средства. Главный вопрос - за чей счет эти работы могут проводиться? В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" - не за счет потребителей, т.к. предполагается, что приобретался кондиционный товар. Едва ли эксплуатируемые средства будут совершенствоваться за счет производителя: государство не препятствовало производству и реализации производимой продукции. И даже санкционировало эту деятельность.
Следовательно, доведение эксплуатируемых транспортных и иных передвижных средств до уровня соответствия техническим нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу будет оплачиваться государством.
В пункте 2 комментируемой статьи установлена норма, теснейшим образом связанная с предшествующей нормой. Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. На названные в этой части органы государственной власти возложена обязанность уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу. Юридическим критерием уровня уменьшения выбросов можно считать технические нормативы выбросов.
В пункте 3 предусматриваются конкретные способы уменьшения уровней загрязнения атмосферного воздуха на той или иной территории. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения въезда транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма и регулировать передвижение транспортных средств.
Решение об ограничении въезда транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма, а также о регулировании передвижения этих средств может приниматься на уровне субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 комментируемой статьи транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством РФ.
Проведение технических осмотров автомобилей регулируется Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 (с изм. от 24 января 2001 г.). Государственный технический осмотр организуется и проводится ГИБДД МВД России.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 17. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. 1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
Вернутся в раздел Комментарии к законам