2. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.
3. Производство и использование топлива на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха.
4. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
5. Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.
8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
Комментарий к статье 15
В статье устанавливаются некоторые общие важнейшие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Существенным достоинством комментируемого Закона, в сравнении не только с предшествующим Законом РСФСР "Об охране атмосферного воздуха", но и с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", является то, что в нем предусмотрены требования по сертификации как меры охраны атмосферного воздуха. Сертификация как природоохранная мера призвана обеспечить предотвращение появления на рынке продукции, не соответствующей экологическим требованиям.
К общим требованиям к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, Закон относит требование о необходимости установления мер по охране атмосферного воздуха при разработке и утверждении стандартов на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух. Это требование законодатель устанавливает в целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.
Данное требование корреспондирует ст. 32 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", устанавливающей экологические требования к продукции. В указанной статье конкретизируются некоторые важные положения, имеющие отношение к комментируемой статье Закона "Об охране атмосферного воздуха". В частности, в ст. 32 уточняется, что экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции. Обеспечение соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения при эксплуатации технических устройств является в данном случае юридическим критерием научной обоснованности стандартов на новую технику и технологии.
Существенно и то, что в ст. 32 уточняются адресаты требований Закона "Об охране атмосферного воздуха", предусмотренные в п. 1 ст. 15 комментируемого Закона, что важно иметь в виду при ее реализации. Требования о необходимости установления мер по охране атмосферного воздуха в стандартах на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, а также методы их обоснования утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Требования п. 1 комментируемой статьи адресованы также субъектам права, разрабатывающим стандарты на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух.
В пункте 2 предусматривается запрет на внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.
Это положение непосредственно связано с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Согласно его ст. 11 проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары, являются объектами обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне. Аналогичное положение установлено в ст. 12, определяющей объекты обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на территориальном уровне. Положительное заключение государственной экологической экспертизы по данному объекту является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Другими словами, при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств.
Комментируемый Закон не уточняет субъекта права, которому адресовано требование о запрете. Это положение адресовано лицам (юридическим и, возможно, физическим), участвующим в принятии соответствующего решения о внедрении. К этим лицам относятся, в частности, органы государственной экологической экспертизы, а также лица, заинтересованные во внедрении новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применении технологического оборудования и других технических средств.
В пункте 3 предусматривается специфическое требование по поводу производства и использования топлива на территории Российской Федерации. Эта деятельность допускается только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха.
Положение адресовано двум группам субъектов. С одной стороны - производителям топлива, а также субъектам, реализующим (продающим) топливо. Их деятельность будет правомерной лишь при наличии соответствующего сертификата. С другой стороны, данное положение непосредственно касается государственных органов, призванных контролировать производство и использование топлива.
Требования к качеству топлива, используемого в субъектах Российской Федерации, устанавливаются актами этих субъектов. Так, в городе Москве действует ряд актов в этой области. Это Закон г. Москвы от 14 июля 1999 г. N 33 "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям" (с изм. от 21 февраля 2001 г.); Технические требования к качеству бензинов автомобильных неэтилированных с улучшенными экологическими свойствами (городские) для реализации в Москве, утвержденные Москомприроды 29 апреля 1997 г.; Положение о лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том числе передвижных) в городе Москве, утвержденное Постановлением правительства Москвы от 20 августа 1996 г. N 690; Положение о единой системе контроля качества моторного топлива, реализуемого в г. Москве, утвержденное распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 366-РМ; распоряжение премьера Правительства Москвы от 10 ноября 1996 г. N 1083-РП "О мерах по использованию на муниципальном транспорте Москвы моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками".
Закон г. Москвы "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям" предусматривает, что реализация моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям, является нарушением условий лицензирования данного вида деятельности на территории г. Москвы (ст. 1). В статье 3 определены органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением экологических требований, предъявляемых к реализуемому моторному топливу. Государственный контроль за соблюдением экологических требований, предъявляемых к реализуемому моторному топливу, осуществляется органами Московской транспортной инспекции, органами Государственной инспекции Москомприроды, Управлением милиции по предупреждению экологических правонарушений ГУВД г. Москвы, Центром госсанэпиднадзора по г. Москве, органами стандартизации, метрологии и сертификации в пределах их полномочий.
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи Закона "Об охране атмосферного воздуха" производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
Закон определяет виды технических устройств, на которые требуется иметь сертификат соответствия техническим нормативам выбросов (о правовом регулировании отношений по техническим нормативам выбросов см. комментарий к ст. 12). Их список открыт, хотя некоторые из них названы конкретно. Это технические, технологические установки, двигатели, транспортные и иные передвижные средства и установки.
Закон определил также сферы деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, применительно к которым требуется обладать таким сертификатом. Это производство и использование технических устройств.
Очевидно, что юридической предпосылкой для получения сертификата соответствия технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок требованиям, установленным в п. 4, может служить положительное заключение государственной экологической экспертизы соответствующего объекта.
Производители названных здесь технических установок и средств имеют право производить их лишь при наличии сертификата соответствия техническим нормативам выбросов. При этом, т.к. Закон не разделяет требование о необходимости наличия сертификата для вновь производимых моделей и моделей, уже находящихся в производстве, есть основание считать, что данное требование касается всех производимых технических средств и установок, производимых после вступления Закона в силу.
Более сложный вопрос - о необходимости наличия сертификата при использовании технических устройств. Он должен решаться в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей".
В соответствии с п. 5 комментируемой статьи сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правительством РФ.
Во исполнение этого положения Закона, а также других положений о сертификации, предусмотренных в ст. 15, Правительством РФ было принято распоряжение от 7 мая 2001 г. N 641-р. Правительство установило, что сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о сертификации.
При этом в распоряжении предписывалось Госстандарту России по представлению МПР России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, вносить в номенклатуру продукции и услуг (работ), обязательная сертификация которых предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, дополнения, устанавливающие требования по соответствию содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также требования по соответствию топлива нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха.
Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г.) устанавливает, что при обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации. Сертификация, предусмотренная в комментируемой статье, носит обязательный характер.
В соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти. Комментируемый Закон не уточняет, кто должен осуществлять сертификацию продукции, указанной в ст. 15. Квалифицированно эта работа может быть выполнена специально уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно ст. 8 участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.
Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.
Сертификация осуществляется в соответствии с нормативным документом - Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15. В соответствии с ним при сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:
провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и др.;
полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех нормативных документах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования (п. 1.3).
В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики (показатели) продукции и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и ее идентификацию в соответствии с п. 1.3 названного Порядка.
Сертификация продукции включает:
подачу заявки на сертификацию;
принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;
отбор, идентификацию образцов и их испытания;
оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат);
выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);
корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;
информацию о результатах сертификации.
Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.
При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.
Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат, ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.
Заявитель представляет в орган по сертификации документы, указанные в решении по заявке, в том числе документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, если это установлено законодательными актами Российской Федерации. При отсутствии у заявителя этих документов орган по сертификации обеспечивает взаимодействие с полномочными органами с целью их получения (учитывая это в объеме работ по сертификации продукции).
Заявитель может представить в орган по сертификации протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, или документы об испытаниях, выполненных испытательными лабораториями, аккредитованными или признанными в системе сертификации.
После проверки представленных документов, в том числе соответствия содержащихся в них результатов действующим нормативным документам, сроков их выдачи, внесенных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию, - орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний либо проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.
Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества (если это установлено схемой сертификации), анализа других документов о соответствии продукции осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки должны быть отражены в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.
В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации.
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав:
группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифицированной по одним и тем же требованиям;
изделия (комплекса, комплекта) установленной комплектации составных частей и (или) запасных частей, применяемых для технического обслуживания и ремонта изделия (комплекса, комплекта), указанного в сертификате.
При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.
При обязательной сертификации сертификат в соответствии с п. 1.3 Порядка выдается, если продукция соответствует требованиям нормативных документов, установленных для данной продукции.
Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более чем на три года.
Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают.
Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие.
При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.
В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (технический паспорт, этикетка и др.), а также в товаросопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации и указывается номер и дата выдачи сертификата.
В пункте 6 комментируемой статьи предусматривается дополнительное полномочие органов исполнительной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по охране атмосферного воздуха. Они могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей. Напомним, что под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Закон не уточняет, какие экономические стимулы могут быть применены при производстве и применении экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей. Такую роль при применении экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей могут играть, в частности, платежи за загрязнение окружающей среды выбросами вредных веществ (см. комментарий к ст. 28).
Закон в п. 7 комментируемой статьи запрещает выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. Из этого положения вытекает правило, адресованное прежде всего государственным органам в области охраны атмосферного воздуха проводить испытания веществ, выбрасываемых в атмосферу, и при необходимости устанавливать нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы выбросов.
В пункте 8 указано, что действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
Под действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, понимается в основном деятельность человека по изменению погодных условий. При этом в комментируемом пункте оговариваются два юридически значимых условия, при которых такая деятельность допускается. Первое условие - отсутствие вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды. Второе - она может проводиться на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. 1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.
Вернутся в раздел Комментарии к законам