Комментарии к законам

Статья 67. Государственный мониторинг земель. 1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.



2. Задачами государственного мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 67
1. В главе XI Земельного кодекса РФ урегулированы отношения по ведению государственного мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра. В самом Кодексе содержатся только основополагающие правовые нормы соответствующих правовых институтов. Детально указанные отношения в настоящее время регулируют отдельные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
В настоящее время порядок осуществления государственного мониторинга земель регулируется Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. N 491 "О мониторинге земель" <*>.
--------------------------------
<*> САПП РФ. 1992. N 4. Ст. 183.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229 "О создании единой государственной системы экологического мониторинга" <*> мониторинг земель входит в Единую государственную систему экологического мониторинга.
--------------------------------
<*> САПП РФ. 1993. N 48. Ст. 4661.
2. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
Задачами государственного мониторинга земель являются информационное обеспечение осуществления функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, землеустройства и обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель <*>. Данные мониторинга земель используются для определения размера потерь сельскохозяйственного производства <**>.
--------------------------------
<*> Данные мониторинга земель, приведенные в федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 // СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3379), показывают, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. рублей в год), эрозия почв (эродированы 21 процент всех земель сельскохозяйственного назначения, 44 процента - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20 процентов сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 19 процентов всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50 процентов их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.
<**> См.: комментарий к статье 65 Земельного кодекса РФ.
3. Организация и осуществление мониторинга земель являются специальной функцией государственного управления, которая возложена на Федеральную службу земельного кадастра России (Росземкадастр) <*>. Финансирование ведения государственного мониторинга земель осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
--------------------------------
<*> См.: Положение о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 янв. 2001 г. N 22 // СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 251.
Однако бюджетное законодательство при разграничении видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации не всегда соответствует распределению функций государственного управления между федеральными органами исполнительной власти. Так, в соответствии с приложением 5 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" <*> расходы под кодом "213" определены как расходы на "Ведение государственного кадастра, мониторинга земель, землеустройства и водных биологических ресурсов".
--------------------------------
<*> С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 5 авг. 2000 г. N 115-ФЗ и от 8 авг. 2001 г. N 127-ФЗ.
Данная классификация непосредственно отражается на содержании федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год. Так, ассигнования на финансирование расходов на ведение государственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства и водных биологических ресурсов назначены Федеральной службе земельного кадастра России, которая не занимается водными биологическими ресурсами <*>.
--------------------------------
<*> См., например: приложение 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год".
4. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель. В зависимости от территориального охвата осуществляется федеральный, региональный и локальный мониторинг земель.
Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации.
Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.
Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных земельных участков и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.




Вернутся в раздел Комментарии к законам