наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с причинением значительного ущерба гражданину, -
наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) организованной группой;
б) в крупном размере;
в) лицом, ранее два или более раз судимым за хищение либо вымогательство, -
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
Комментарий к статье 160
Анализируемая статья предусматривает ответственность за две самостоятельные формы хищения чужого имущества - за присвоение и растрату.
Присвоение состоит в неправомерном удержании (невозвращении) чужого имущества, вверенного виновному для определенной цели, а растрата представляет собой отчуждение или потребление такого имущества.
Отличие присвоения и растраты от кражи и других форм хищения заключается в том, что преступник завладевает имуществом, которое вверено ему для хранения, ремонта, обработки, перевозки, временного пользования и т.д., а значит, находится в его правомерном владении, либо виновный в силу служебного положения наделен правом отдавать распоряжения по поводу использования данного имущества, которое таким образом находится в его ведении. Переход от правомерного владения к неправомерному и характеризует момент совершения преступления. При простом удержании - это момент, когда преступник должен был возвратить имущество, но не сделал этого, при растрате - момент отчуждения или потребления имущества. Разумеется, при этом должны быть все другие объективные и субъективные признаки хищения.
Более детальное отграничение присвоения (растраты) от кражи дано в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г. N 4. В нем указано, что как присвоение либо растрата вверенного или находящегося в ведении государственного либо общественного имущества должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою собственность или в собственность другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению (кладовщик, экспедитор, агент по снабжению, продавец, кассир и другие лица).
Хищение государственного или общественного имущества, совершенное лицом, не обладающим указанными правомочиями, но имеющим к нему доступ в связи с порученной работой либо выполнением служебных обязанностей, подлежит квалификации как кража <*>.
--------------------------------
<*> См.: Сборник постановлений ВС СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. М.: Спарк, 1995. С. 92 - 100.
Аналогичное разграничение дал Верховный Суд РСФСР в п. 4 Постановления от 16 декабря 1986 г. N 3 "О некоторых вопросах применения судами РСФСР законодательства, направленного на борьбу с хищениями в системе агропромышленного комплекса". Согласно названному Постановлению действия шофера, тракториста, возчика и других лиц, совершивших хищение зерна или иной сельскохозяйственной продукции, вверенной им для транспортировки (доставки) на основании товарно - транспортной накладной либо иного документа с указанием количества (веса) продукции, надлежит квалифицировать как присвоение либо растрату. Вместе с тем хищение этого имущества, совершенное лицами, которые не обладали указанными правомочиями, но имели доступ к данному имуществу в связи с выполняемой работой, следует квалифицировать как кражу.
Следует отличать хищение в форме присвоения от временного заимствования имущества лицом, в ведении которого оно находилось. Если обстоятельства свидетельствуют, что лицо незаконно воспользовалось чужим имуществом временно, имея намерение в дальнейшем возвратить его либо его эквивалент, то хищения не будет, а содеянное может быть квалифицировано как самоуправство (ст. 330 УК РФ) или (для должностного лица) как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). О направленности умысла виновного можно судить исходя из количества взятого имущества, наличия реальной возможности возвратить его или погасить недостачу, попыток путем подлога или другим способом скрыть своим действия <*>.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Спарк, 2000. С. 330.
Субъектом этого преступления может быть как должностное лицо, так и иной служащий, использующий свое служебное положение для присвоения имущества. Возможна ситуация, когда похищаемое имущество вверено не непосредственно виновному, а иным лицам, но тот в силу своего должностного положения наделен правомочиями по управлению или распоряжению имуществом через иных лиц. Эти правомочия используются виновным вопреки интересам службы для завладения имуществом или передачи его с корыстной целью третьим лицам. Например, по п. "в" ч. 2 ст. 160 надлежит квалифицировать действия руководителей банков, которые похищают деньги путем составления фиктивных документов о выдаче банковского кредита. Лица же, получающие деньги по договору банковского кредита, которым маскируется хищение, являются соучастниками данного преступления.
К субъектам данного преступления следует также относить экспедиторов, шоферов - экспедиторов, заведующих токами, складами и других работников, которые осуществляли правомочия по отношению к похищаемому имуществу. Если же указанным лицам продукция выдавалась под отчет, в том числе по товарно - транспортной накладной либо иным официальным отчетным документам с указанием наименования, ассортимента, количества (веса), а иногда и стоимости имущества, их действия в подобных случаях должны рассматриваться как хищение вверенных им ценностей в форме присвоения или растраты.
Внесение должностным лицом ложных сведений в официальные документы с целью облегчения или сокрытия совершенного им хищения требует дополнительной квалификации по статье о должностном подлоге.
Хищение с использованием своего служебного положения необходимо отграничивать от корыстного злоупотребления должностными полномочиями, квалифицируемого по ст. 285 УК РФ ("Злоупотребление служебными полномочиями"). Последнее имеет место при отсутствии предмета хищения (когда ущерб причиняется без завладения каким-либо имуществом, например, путем передачи должного), либо при отсутствии завладения (когда ущерб причиняется путем временного заимствования в личных целях какого-либо имущества), либо при отсутствии признака безвозмездности (когда должностное лицо, незаконно используя служебное положение, приобретает какое-либо имущество, хотя и оплачивает его стоимость). Так, суд переквалифицировал действия подсудимого по ч. 1 ст. 170 УК РСФСР, поскольку он "не совершил безвозмездного изъятия общественного имущества, что является обязательным признаком любого хищения" (Бюллетень ВС РСФСР. 1987. N 4. С. 11).
Часть 2 анализируемой статьи предусматривает ответственность за квалифицированные составы присвоения или растраты чужого имущества, если они совершены группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения, с причинением значительного ущерба гражданину. Признаки, указанные в п. "а", "б", "г", совпадают с аналогичными признаками квалифицированного состава кражи (см. ст. 158 УК РФ).
Часть 3 формулирует признаки особо квалифицированных составов присвоения или растраты, если они совершены организованной группой лиц; в крупном размере; лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство. Перечисленные признаки также совпадают с одноименными признаками особо квалифицированного состава кражи.
Целесообразно привести судебную практику по конкретным делам применительно к составу ст. 160 УК РФ:
обвинение лица в хищении возможно лишь в случае обращения им имущества в свою пользу или в пользу других лиц (см.: Бюллетень ВС СССР. 1965. N 3. С. 24);
хищение государственного и общественного имущества, совершавшееся из одного источника и одним и тем же способом, не может квалифицироваться как продолжаемое преступление при отсутствии данных о едином умысле на присвоение конкретной суммы. Такие действия должны рассматриваться как повторные (см.: Бюллетень ВС РСФСР. 1977. N 7. С. 10);
систематическое получение пенсии, назначенной по представленным подложным документам, является одним продолжаемым преступлением (см.: Бюллетень ВС РСФСР. 1970. N 1. С. 14);
если подделка в трудовой книжке производилась в целях присвоения государственных средств и поддельный документ предъявлялся с большим перерывом во времени в разных организациях, которые производили излишнюю выплату государственных и общественных средств, действия виновного подлежат квалификации как хищение, совершенное повторно (см.: Бюллетень ВС РСФСР. 1972. N 3. С. 8);
если неоднократное безвозмездное изъятие государственного имущества складывается из ряда тождественных преступных деяний, имеющих общую цель незаконного завладения этим имуществом, и охватывается единым умыслом, оно составляет в своей совокупности одно продолжаемое хищение (см.: Бюллетень ВС РСФСР. 1992. N 4. С. 4);
хищение считается оконченным, если виновный имеет реальную возможность распоряжаться или пользоваться изъятым имуществом (см.: Бюллетень ВС РФ. 1994. N 1. С. 8);
хищение предполагает умышленные действия, выражающиеся в незаконном изъятии чужого имущества с целью обращения в свою личную собственность или в собственность других лиц. Поэтому временное изъятие имущества с целью создания искусственного обвинения в хищении против третьих лиц не может квалифицироваться как хищение;
расходуя общественные средства на дачу взяток и отчитываясь за них фиктивными документами, виновные совершают два преступления: растрату общественных средств и дачу взяток.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым и косвенным умыслом и корыстной целью: распорядиться чужим имуществом как своим собственным.
Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Причинение имущественного ущерба путем обмана
или злоупотребления доверием
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 160. Присвоение или растрата. 1. Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, -
Вернутся в раздел Комментарии к законам