Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2000 N 102-ФЗ)
3. Прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
(в ред. Федерального закона от 05.03.2004 N 9-ФЗ)
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.
Преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.
(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 20.07.2000 N 102-ФЗ)
Комментарий к статье 16
1. Любой образовательный процесс инициируется приемом поступающего в образовательное учреждение. С момента приема или зачисления в образовательное учреждение поступающий (применительно к вузу - абитуриент) становится участником образовательного процесса и обретает правовой статус обучающегося.
Порядок приема в образовательные учреждения России регламентирован действующим законодательством об образовании (прежде всего, Законом об образовании и Федеральным законом о высшем образовании) и локальными нормативными актами соответствующего образовательного учреждения. При этом нормы локальных актов, устанавливающие порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения, не могут регулировать вопросы, которые уже урегулированы в Законе об образовании и других актах законодательства. Таким образом, применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, закрепляется принцип "остаточной компетенции учредителя".
Законодательство об образовании в большинстве случаев регулирует порядок приема обучающихся в государственные образовательные учреждения, которые составляют львиную долю от общего числа образовательных учреждений России. Тем не менее существуют и частные образовательные учреждения и учреждения различных общественных и религиозных организаций, применительно к которым все типовые положения об образовательных учреждениях носят рекомендательный характер. Следовательно, при определении порядка приема в данные образовательные учреждения первостепенное значение имеют нормы локальных нормативных актов.
Под локальными нормативными актами законодатель понимает устав образовательного учреждения, утвержденный учредителем. В действительности не всегда условия и порядок приема в образовательное учреждение закреплен уставом. Так, согласно п. 9 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования <*> порядок приема граждан Российской Федерации и военнослужащих других государств в высшие военно-учебные заведения определяется нормативными правовыми актами федерального органа.
--------------------------------
<*> Утв. Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 N 650 // СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3361.
Более того, в комментируемой статье нет ни слова о типовом положении как источнике, регламентирующем порядок приема в образовательное учреждение. Этот недостаток уже отмечался в специальной литературе <*>. Несмотря на это, детальный перечень условий и требований к поступающим в любое образовательное учреждение, ограничения и иные особенности в большинстве случаев закреплены именно в уставе данного учреждения.
--------------------------------
<*> См.: Шкатулла В.И. Договор об образовании: значение и содержание // Журнал российского права. N 10. 2000.
2. Гарантия приема в образовательные учреждения, реализующие общедоступные образовательные программы и ограничения на прием. Согласно п. 3 ст. 5 Закона об образовании государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (образовательные учреждения и соответствующие ступени образования и образовательные программы далее будут именоваться "общедоступные"). Этот пункт вступает в противоречие с п. 2 ст. 43 Конституции РФ, в котором указанное положение распространяется на всех, а не только на граждан России. Указанное противоречие устранено на уровне подзаконных актов, но не Закона об образовании. Это объясняется (но отнюдь не оправдывается) тем, что Закон об образовании был принят ранее Конституции РФ.
В связи с изложенной гарантией государства, на учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общедоступные образовательные программы, возлагается обязанность организовать и обеспечить прием всех граждан России (если учредителем является федеральный орган государственной власти) либо всех граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (если учредитель - орган государственной власти субъекта Российской Федерации) либо только тех граждан, которые проживают на территории муниципального образования (когда учредитель - орган местного самоуправления).
Из сказанного можно сделать вывод, что в России согласно Закону об образовании существуют следующие общие ограничения на прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие общедоступные образовательные программы бесплатно для обучающихся:
- по признаку гражданства (заведомо незаконное в силу прямого действия и верховенства Конституции России, фактически не действует еще и по нижеизложенной причине);
- по территории проживания поступающего, которая определяется территорией распространения публичной власти учредителя.
Следует, однако, заметить, что учредитель по своему усмотрению вправе частично либо полностью снять эти ограничения, при этом такое решение и соответствующие нормы не будут противоречить Закону об образовании хотя бы уже потому, что они улучшают положение иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иногородних граждан и граждан из других муниципальных образований и регионов.
Приказ Минобразования РФ от 30.06.1995 N 367 "Об утверждении Порядка приема в государственные учреждения начального профессионального образования Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Приказа Минобразования РФ от 07.06.1996 N 292 "О признании утратившим силу Приказа Минобразования России от 30.06.95 N 367". Так, в Порядке приема в государственные учреждения начального профессионального образования Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства образования Российской Федерации от 30 июня 1995 г. N 367 <*>, указано, что в данные образовательные учреждения принимаются граждане России, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, имеющие основное общее или среднее (полное) общее образование. Хотя, в данном случае, конечно же, можно говорить не о доброй воле Минобразования России, а о следовании Конституции РФ. Кроме этого, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, утверждающим Типовое положение об общеобразовательном учреждении <**>, фактически дезавуировано и второе ограничение, поскольку в абз. 2 п. 46 данного Типового положения прямо указано, что не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Однако эта норма распространяется лишь на государственные образовательные учреждения.
--------------------------------
<*> Вестник образования. N 9. 1995 г.
<**> СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252.
Необходимо иметь в виду, что речь идет только о законном проживании на соответствующей территории, что подтверждается:
для граждан России - отметкой о постоянной регистрации в общегражданском паспорте либо свидетельством о регистрации по месту пребывания <*> (т.н. "временная регистрация");
--------------------------------
<*> Порядок получения указанного свидетельства установлен в Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 23.10.1995 N 393 // Российские вести. 07.12.1995. N 233.
для иностранных граждан и лиц без гражданства - разрешением на временное проживание или видом на жительство <*>.
--------------------------------
<*> См. Приказ МВД РФ от 14.04.2003 N 250 "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство" // РГ. 19.04.2003. N 76.
В связи с этим установление администрациями образовательных учреждений начального профессионального образования, учредителями которых является Минобразование России, ограничений на прием граждан из других регионов и иногородних заведомо незаконно. Этот вывод содержится и в письме Министерства образования Российской Федерации от 13 мая 2002 года N 277/19-12 <*>.
--------------------------------
<*> Вестник образования. N 12. 2002 г.
Ограничение на прием в общедоступные государственные образовательные учреждения субъекта Российской Федерации и муниципальные образовательные учреждения обучающихся из других городов и регионов в форме установления предельной численности обучающихся и приоритетности приема местных жителей существуют не только в России. Однако на Западе оно преимущественно связано с проблемой доставки обучающихся от места проживания к образовательному учреждению и обратно, поскольку такая транспортировка чаще всего осуществляется за счет публичных финансов. Поэтому, в отличие от России, на Западе эти ограничения в максимальной степени детализированы и связаны с принципом "близости школы к дому" <*>, с одной стороны, который вместе с тем сбалансирован принципом "свободы выбора школы законными представителями учащегося" - с другой.
--------------------------------
<*> Например, в США он сформулирован в пп. 2 п. "а" ст. 1701 Титула 20 Свода законов США (Title 20. Sec. 1701 USC // http://uscode.house.gov) следующим образом: "...При определении ребенка в школу следует руководствоваться принципом близости".
Еще раз подчеркнем, что требование об общедоступности и бесплатности распространяется не на все образовательные учреждения России, реализующие образовательные программы дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, а лишь на те, учредителем которых является публичный субъект, то есть данная норма не распространяется на негосударственные образовательные учреждения. Поэтому, к примеру, частная школа может устанавливать дополнительные требования при приеме учеников, как к уровню их умственной и физической подготовленности, так и ограничения в виде относительно высокой платы за зачисление. Однако все они должны быть записаны в уставе и иных локальных актах данного образовательного учреждения.
Несмотря на то что согласно российскому законодательству в общедоступные образовательные учреждения гарантируется бесплатный прием, на практике существует еще одно существенное ограничение, которое особенно распространено при приеме в городские дошкольные образовательные учреждения и учреждения начального профессионального образования. Это ограничение состоит:
в квоте на общее число обучающихся в дошкольном образовательном учреждении, которая установлена в лицензии на право ведения образовательной деятельности;
в расчетных показателях по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов для учреждений начального профессионального образования.
Этим ограничения не исчерпываются. Существуют также возрастные цензы, которые закреплены в Законе об образовании или типовых положениях о соответствующем общедоступном образовательном учреждении. В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях могут содержаться только дети в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет <*>. В образовательные учреждения, реализующие образовательные программы начального общего образования, согласно п. 2 ст. 19 Закона об образовании могут приниматься дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 8 лет. Для второй ступени общего образования (основного общего) предельный возраст обучающегося составляет 18 лет, однако может увеличиваться для детей и подростков с отклонениями в развитии, подростков с общественно опасным поведением, достигших возраста 11 лет, а также для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях.
--------------------------------
<*> Абз. 2 п. 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 677 // СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2694.
Для поступления в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования Российской Федерации (не субъекта РФ и не муниципальные) нет возрастных цензов, но существует образовательный ценз, который по общему правилу заключается в наличии у претендента основного общего или среднего (полного) общего образования <*>.
--------------------------------
Приказ Минобразования РФ от 30.06.1995 N 367 "Об утверждении Порядка приема в государственные учреждения начального профессионального образования Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Приказа Минобразования РФ от 07.06.1996 N 292 "О признании утратившим силу Приказа Минобразования России от 30.06.95 N 367". <*> См. п. 1 Порядка приема в государственные учреждения начального профессионального образования, утв. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1995 N 367 // Вестник образования. 1995. N 9.
Последняя группа ограничений обусловлена государственными задачами по предотвращению распространения определенных заболеваний и обеспечения безопасности участников образовательного процесса и тех лиц, которые представляют угрозу для окружающих <*>.
--------------------------------
<*> См., например, Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 518 // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2873.
3. Право родителей на информацию. Согласно п. 2 комментируемой статьи поступающий и его родители (законные представители) имеют право на получение информации об образовательном учреждении и предстоящем образовательном процессе, в частности вправе знакомиться с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, которые регламентируют образовательный процесс.
Здесь нужно обратить особое внимание на права родителей, которые хотя и не являются непосредственными участниками образовательного процесса, тем не менее вносят решающий вклад в успешное освоение ребенком образовательных программ (в большей степени, конечно, общеобразовательных программ). На родителях (законных представителях) в соответствии с п. 2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации <*> лежит обязанность обеспечить получение их детьми основного общего образования.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
Опять-таки, термин "гражданин", используемый законодателем применительно к поступающему в образовательное учреждение представляется не совсем корректным ввиду вышеуказанного противоречия Конституции России. Вместо "гражданин" более уместным представляется термин "поступающий".
В 2000 году <*> перечень основных документов, с которыми администрация любого образовательного учреждения обязана ознакомить поступающего либо его родителей (законных представителей), был расширен. Помимо устава в этот перечень теперь входят: лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения. Под "другими документами", регламентирующими организацию образовательного процесса, прежде всего понимаются учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий, которые распространяются на обучающихся и, в случае приема в данное образовательное учреждение, будут распространяться на поступающего.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 20.07.2000 N 102-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3120.
Соблюдение права обучающегося, его законных представителей на информацию особенно важно в свете того, что в России практически не задействован институт письменного договора между обучающимся (его законным представителем) и образовательным учреждением, в котором можно было бы отразить существенные условия, относящиеся к образовательному процессу и результатам обучения <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее см.: Шкатулла В.И. Договор об образовании: значение и содержание // Журнал российского права. 2000. N 10.
4. Общие условия приема в учреждения профессионального образования. О приеме в учреждения начального профессионального образования, относящихся к общедоступным, уже было сказано. Что касается доступности и бесплатности среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, то при поступлении в соответствующие типы образовательных учреждений поступающий должен не просто подать заявление, а пройти конкурс или соревнование за право быть принятым в образовательное учреждение, обеспечивающее отбор наиболее подготовленных претендентов <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к Закону РФ "Об образовании" / Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. М.: Издательская группа "Юристъ", 1998 (комментарий к ст. 16 Закона об образовании).
Для реализации этой цели, во-первых, необходимо создать определенную обстановку, в которой проведение вступительных испытаний было бы полностью контролируемым, во-вторых, исключить избирательность действия условий конкурса, обращая особое внимание на недопустимость коррупции и непредвзятость экзаменаторов (которые в идеальном случае должны быть из разных учреждений и организаций), и, наконец, в-третьих, составить задания таким образом, чтобы в относительно короткое время экзаменатор смог выявить глубину знаний, навыков и оценить степень подготовленности и способности претендента. Доступ к процедуре прохождения вступительных испытаний на места, финансируемые за счет бюджетов, должен быть бесплатным.
Немаловажное значение имеет принятая система оценок и степень дифференциации оценок. Тенденции последнего времени показывают, что стандартная пятибалльная шкала в условиях жестких вступительных конкурсов сильно огрубляет результаты, ухудшает сопоставимость и зачастую при равенстве оценок, полученных на вступительных экзаменах, вынуждает приемные комиссии руководствоваться иными критериями, тогда как в действительности именно оценка должна лежать в основе главного критерия, по которому в ряду поступающих можно выделить наиболее способных и подготовленных.
До начала проведения вступительных испытаний, ежегодно или чаще, образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования образует приемную комиссию, которую возглавляет руководитель этого учреждения. Приемная комиссия обязана довести до всеобщего сведения:
- сроки подачи документов претендентами и проведения конкурса;
- контрольные цифры приема на места по различным специальностям, финансируемые за счет бюджета и места, полностью или частично финансируемые самими обучающимися (коммерческие места);
- содержание и форму вступительных испытаний по отдельным предметам, включая установление максимального времени, которое дается претенденту (абитуриенту) на подготовку;
- порядок, сроки подачи и рассмотрения апелляций.
В перечне документов, подаваемых заявителем приемной комиссии государственного образовательного учреждения, должны в обязательном порядке содержаться оригиналы документов, подтверждающих образовательный ценз абитуриента:
- для желающего осваивать образовательную программу среднего профессионального образования таким документом является аттестат об основном общем образовании либо аттестат о среднем (полном) общем образовании <*>;
--------------------------------
<*> См. Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования России от 09.12.2002 N 4304 // РГ. N 30. 15.02.2003.
- для освоения программы высшего профессионального образования <*> - документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, а также диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.
--------------------------------
<*> См. п. 2 Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 14.01.2003 N 50 // РГ. N 28. 13.02.2003.
Кроме того, на первый курс вуза, полномочия учредителя которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти, могут приниматься лица, имеющие диплом государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании, академическую справку установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании или диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании различных ступеней.
Дополнительно в перечень документов, которые абитуриент представляет приемной комиссии образовательного учреждения как среднего, так и высшего профессионального образования, вместе с заявлением, входят: документ, удостоверяющий личность, необходимое число фотографий, а также документы, подтверждающие права заявителя на льготы при поступлении, если он на них претендует.
В п. 3 комментируемой статьи закреплен перечень лиц, которые имеют право на внеконкурсное зачисление исключительно в государственные образовательные учреждения профессионального образования <*> и только в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. К ним относятся:
--------------------------------
<*> В связи со вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указанная норма больше не распространяется на муниципальные образовательные учреждения.
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
- граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.
В целях социальной защиты тех категорий лиц, которые более других нуждаются в государственной поддержке, Закон об образовании также предусматривает преимущественное право на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования граждан, уволенных с военной службы. При буквальном толковании преимущественное право означает, что при равенстве проходных баллов гражданина, уволенного с военной службы, и гражданина, не относящегося к данной категории, будет зачислен уволенный с военной службы. Очевидно, в данном случае для применения указанной специальной нормы в составе пакета документов, подаваемого заявителем приемной комиссии, должна быть копия приказа об увольнении.
Вышеназванные "особые" случаи поступления в среднее специальное или высшее учебное заведение включают прохождение вступительных испытаний, специальный порядок установлен только в отношении оценки результатов. Существуют также случаи, когда зачисление возможно вообще без прохождения вступительных испытаний.
В Законе об образовании указан один такой случай применительно к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, когда поступающим является победитель или призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников либо член сборной команды Российской Федерации, участвовавший в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированной в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом данная льгота действует только в том случае, если указанное лицо претендует на обучение по тому направлению подготовки (специальности), которое соответствует профилю олимпиады.
Льготы устанавливаются исключительно законами. Письмом Минобразования России от 17.04.2003 N 14-52-445ин/13 <*> были направлены Извлечения из законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих льготы по приему в государственные высшие учебные заведения. В связи с тем, что данное письмо не опубликовано, приведем его полностью.
--------------------------------
<*> Справочно-правовая система "".
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2003 г. N 14-52-445ин/13
Минобразование России направляет для использования в практической работе Извлечения из законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих льготы по приему в государственные и муниципальные высшие учебные заведения.
Заместитель Министра
Л.С.ГРЕБНЕВ
Приложение
ИЗВЛЕЧЕНИЯ
ИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ЛЬГОТЫ ПО ПРИЕМУ
В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
I. Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120, N 33, ст. 3348; 2001, N 1 (часть I), ст. 2, N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 7, ст. 631, N 12, ст. 1093; 2003, N 2, ст. 163)
Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.
Вернутся в раздел Комментарии к законам