1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
5. К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
Комментарий к статье 9
1. Образовательная программа представляет собой перечень требований (предметов, навыков, знаний, объема учебной нагрузки и т.д.), которые необходимо соблюсти для получения образования определенного уровня. Эти требования полностью основаны на государственном образовательном стандарте соответствующего уровня и не могут быть мягче, чем предусмотренные стандартом.
За 9 лет существования комментируемая статья не претерпела никаких изменений. В Российской Федерации существует 2 вида образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. В зависимости от вида существенным образом различаются структура и содержание образовательной программы, требования к организации учебного процесса, типы учреждений, которые реализуют образовательную программу данного уровня, государственные и локальные органы, ответственные за реализацию образовательной программы и многое другое.
Независимо от вида все образовательные программы в России подразделяются на основные и дополнительные. Главное отличие состоит в том, что у дополнительных образовательных программ нет стандартов. Задачей этих программ, как правило, является более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности.
Содержание образовательной программы того или иного уровня зависит не только от адресата данной программы (возраста обучающегося, его психического развития, состояния здоровья), но и от государственной образовательной политики, которая во многом отражает уровень социально-экономического развития общества и государства. Содержание профессиональных программ в большей степени, чем общеобразовательных, зависит от такого фактора, как спрос на рынке труда на специалистов определенного профиля. Указанное различие определяется разницей в предназначении общеобразовательных и профессиональных программ.
2. Общеобразовательные программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Предполагается, что овладев общеобразовательной программой в полном объеме, человек будет способен самостоятельно жить в обществе и в состоянии сделать осознанный выбор профессиональной образовательной программы.
Преемственность между образовательными программами разного вида и уровня обеспечивает институт образовательного ценза (уровня образования). Это не означает, что у каждой образовательной программы есть "нижняя" граница. Государственные образовательные стандарты соответствующего уровня определяют обязательный минимум содержания каждой основной образовательной либо основной профессиональной образовательной программы.
Подобно государственным образовательным стандартам образовательная программа состоит из 3 компонентов. Первый, федеральный компонент, является фундаментом образовательного пространства России и включается во все образовательные программы данного уровня. Например, любая основная общеобразовательная программа, реализуемая в России, предполагает изучение русского языка, литературы, математики, химии, физики.
Для успешного освоения основной образовательной программы, как общеобразовательной, так и профессиональной, обучающийся обязан в полном объеме изучить все обязательные предметы, которые составляют ядро соответствующей программы.
Однако процесс обучения ограничивается нормативным сроком и, если обучающийся в него не укладывается, он считается неуспевающим и рассматривается как нуждающийся в специальной (коррективной) образовательной программе. Определенные Законом об образовании или типовым положением об образовательном учреждении нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях должны распространяться и на негосударственные образовательные учреждения, хотя в Законе об образовании прямо на это не указывается, - есть только общее положение, закрепленное в абз. 3 п. 3 ст. 12 Закона, о том, что действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории России независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 9. Образовательные программы. 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
Вернутся в раздел Комментарии к законам