2. Университет - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
3. Академия - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
4. Институт - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.
6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
Комментарий к статье 9
1. В настоящее время в России все вузы являются юридическими лицами, что следует из п. 1 ст. 8 комментируемого Закона, и, как и прочие правосубъектные лица, обладают правом на имя (наименование). Правосубъектность этих лиц специфична, что связано как со спецификой той отрасли законодательства, которая регулирует их деятельность, так и с особыми социально-государственными задачами, возложенными на вузы. Когда наряду с гражданско-правовым законодательством существует и специальное правовое регулирование статуса юридического лица, то в таком случае всегда устанавливается, что его наименование должно отражать не только организационно-правовую форму данного субъекта, но и являться маркером, указателем, сигнализирующим всем о том, что правосубъектность такого юридического лица определяется не только и даже не столько общими нормами гражданского законодательства, сколько специальными, в данном случае, нормами законодательства об образовании.
Многочисленные поправки в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в том числе внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, комментируемую статью не затронули. Установлено, что в России все вузы относятся к одному из трех видов - "университет", "академия" либо "институт". Определения представляют собой перечисление нескольких существенных признаков.
2. Университеты. Вне зависимости от вида все вузы реализуют образовательные программы высшего профессионального образования. Однако университеты реализуют образовательные программы по широкому спектру направлений подготовки. Сравнительная многопрофильность университета по сравнению с прочими вузами отмечена не только в определении законодателя, но и во многих лингвистических определениях этого понятия. На эту особенность указывал еще В. Даль: "Университет (от лат. universitas - совокупность, всеобщность) - высшая школа, учебное заведенье первой степени, по всем отраслям науки" <*>.
--------------------------------
<*> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 4: Р - V. Оформл. "Диамант". СПб.: ТОО "Диамант", 1996. С. 498.
Программы послевузовского профессионального образования также вправе реализовывать все вузы, но и тут по числу направлений подготовки университеты стоят на первом месте. В отличие от институтов, реализация послевузовских образовательных программ университетами и академиями обязательна для предоставления и (или) сохранения этим учебным заведениям такого статуса.
Второй законодательно установленный признак университета напрямую связан с первым. Реализуя образовательные программы высшего профессионального образования, университет осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников. При этом из стен университета выходят работники-профессионалы высшей квалификации и, что особо подчеркивается законодателем, научные и научно-педагогические работники.
Третий критерий заключается в том, что вузы в России наряду с подготовкой специалистов являются научно-исследовательскими центрами. Особенности университета заключаются в том, что (1) в нем одновременно должны проводиться и фундаментальные и прикладные научные исследования и (2) такие исследования должны выполняться по широкому спектру наук. Хотя невозможно не отметить достаточную условность прилагательного "широкий", поскольку в законе нигде не указана даже приблизительная количественная характеристика-эквивалент, на которую можно было бы ориентироваться.
Четвертая и последняя характеристика присуща только университетам и академиям и заключается в том, что эти вузы являются ведущими научными и методическими центрами в областях (в случае с академиями - в области) своей деятельности. В целом это означает, что в случае, если в одной и той же области научной деятельности исследования ведутся работниками сразу нескольких вузов, к примеру университета и института, то во избежание неэффективного выполнения "двойной" работы, а также для согласованности исследовательской работы сотрудники института должны взаимодействовать с научными кадрами университета и даже, более того, руководствоваться научно-методическими разработками университетских работников.
3. Академии. Слово "академия" греческого происхождения. В качестве обозначения высшей школы это название было введено в IV веке до н.э. Платоном. Платон читал лекции в роще Академа в пригороде Афин, названной так в честь героя древнегреческого эпоса. Основанная Платоном Академия первоначально представляла собой учебное братство, в котором знания не только передавались, но и преумножались. В средние века академиями стали называть многие высшие учебные заведения Западной Европы.
По своему назначению академия близка университету. Основное отличие точно подмечено В. Далем: "...В университете равно преподаются все науки; в академиях, более частно, одна отрасль их" <*>. Тот же разграничивающий критерий положен в основу современного понимания основного отличия: академии готовят высококвалифицированных работников для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Важно отметить, что здесь акцент делается именно на научно-педагогической деятельности выпускников академии. Если для университета одинаково важно готовить и профессионалов-практиков, и ученых-преподавателей высшей квалификации, то в случае с академией этот баланс смещается в сторону подготовки научно-педагогических кадров.
--------------------------------
<*> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 1: А - З. Оформл. "Диамант". СПб.: ТОО "Диамант", 1996. С. 9.
В связи с этим третий признак академии состоит в сравнительно узкой направленности научно-исследовательской деятельности ее работников. Как и работники университета, работники академии должны выполнять и фундаментальные, и прикладные исследования, однако в какой-либо определенной области науки или культуры. Соответственно, в области своей деятельности академия должна являться ведущим научным и методическим центром.
4. Институты. Как высшее учебное заведение институт <*> (от лат. institutum - учреждение, установление) тоже реализует образовательные программы высшего профессионального образования. Однако при этом институту не обязательно реализовывать образовательные программы послевузовского профессионального образования.
--------------------------------
<*> Этот термин может обозначать исключительно научно-исследовательское учреждение, не являющееся вузом.
Второй признак ограничивает область деятельности института определенной областью профессиональной деятельности. По второму признаку институт близок академии, но, в отличие от последней, призван осуществлять подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации исключительно работников-практиков, но не подготовку научных и научно-педагогических кадров.
В институте так же, как и в академиях, и в университетах должны проводиться научные исследования. Однако есть два существенных отличия: (1) в институте могут не вестись либо фундаментальные, либо прикладные исследования (но по смыслу абз. 4 п. 4 ст. 9 комментируемого Закона институт не вправе не вести вообще никаких научных исследований!) и (2) институт не является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности, то есть научно-исследовательская работа должна проводиться с учетом разработок исследователей университетов и академий в соответствующей отрасли науки.
5. Одна из основных целей законодательно установленной видовой классификации вузов - дифференцировать критерии аккредитации. Данные критерии утверждаются аккредитационным органом (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки) согласно Приказу Минобразования России от 29 июня 2000 г. N 1965 "Об утверждении перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида высшего учебного заведения" <*> и сильно различаются в зависимости от того, каким аккредитационным статусом обладает (при первичной аккредитации и переаккредитации - на какой статус претендует) высшее учебное заведение. Трем видам вузов соответствуют три аккредитационных статуса: "университет", "академия", "институт" - и три набора критериев аккредитации.
--------------------------------
<*> Официальные документы в образовании. N 16. 2000.
Установление государственного аккредитационного статуса - добровольная процедура только для негосударственных вузов. Неаккредитованные вузы не могут выдавать дипломы государственного образца, не имеют свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения. Для государственных и тех негосударственных вузов, которые желают выдавать выпускникам дипломы государственного образца, установление аккредитационного статуса - процедура обязательная и периодически повторяющаяся, регламентирована Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 <*>. В соответствии с п. 2 указанного Положения целью аккредитации вуза является установление (подтверждение на очередной срок) его аккредитационного статуса по типу, который в данном случае всегда одинаков и указывается как "высшее учебное заведение", и виду.
--------------------------------
<*> Российская газета. N 255. 31.12.1999.
Очевидно, что от того, к какому из трех видов принадлежит вуз, зависят не только критерии аккредитации (если вуз аккредитуется), но и, в конечном итоге, набор образовательных программ, которые реализуются в данном образовательном учреждении. В связи с этим вид вуза необходимо обязательно включать в его наименование, что и требует п. 5 комментируемой статьи. Это вызвано и чисто практическими потребностями, например, удобства поиска по каталогам вузов определенного профиля.
6. В отличие от государственной аккредитации, которой обладают не все вузы, статус вуза (государственный либо негосударственный) определяется всегда при создании и выдаче вузу лицензии на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования на территории России. В статус любого вуза обязательно входят сведения о его организационно-правовой форме, включая отражение факта наличия или отсутствия государственной аккредитации, а также указание одного из трех видов, к которому принадлежит данное высшее учебное заведение. Все указанные элементы статуса в обязательном порядке должны быть включены в его официальное наименование.
Указанные три вида вузов не отражают полный спектр исторически сложившихся и употребляемых наименований высших учебных заведений. Помимо университетов, академий и институтов существуют консерватории (например, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского), высшие училища, высшие школы. Так, консерватория (от ит. conservatorio - сохраняю) - это высшее музыкальное учебное заведение, готовящее специалистов в области музыкального искусства. В последнее время можно встретить еще одно наименование вуза - колледж. Это название пришло из англосаксонских стран, где "колледжем" могут называться не только вузы, но и средние специальные учебные заведения.
Специальное наименование может отражать и область деятельности вуза, например "Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана". Так или иначе, если наименование вуза содержит специальное название учебного заведения, отличное от одного из трех законодательно установленных видов, то в наименовании наряду с основным названием должен указываться и вид вуза. Например, "Государственный университет - Высшая школа экономики". В некоторых случаях можно встретить симбиоз двух видов в одном наименовании вуза, например "Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (МГИМО - Университет)", что отражает стремление некоторых высших учебных заведений сохранить старое, более известное и узнаваемое наименование, однако не вполне соответствует желанию законодателя унифицировать наименования высших учебных заведений.
Несмотря на "множественность" наименований вузов, в случае, если в наименовании вуза употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие, в том числе вышеупомянутые названия), то, согласно п. 6 комментируемой статьи, наряду с ним необходимо указывать один из трех видов высшего учебного заведения.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений. 1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
Вернутся в раздел Комментарии к законам