Комментарии к законам

Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения. 1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.



2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".
3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года;
для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.
5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.
Положение об экстернате утверждается федеральным государственным органом управления образованием.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
Комментарий к статье 6
1. В пункте 1 комментируемой статьи закреплена возможность реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования двумя способами:
1) непрерывно;
2) по ступеням, к которым законодатель относит:
а) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";
б) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист" <*>;
--------------------------------
<*> Термин "дипломированный специалист" не означает, что лица, получившие квалификации "бакалавр" или "магистр", не являются дипломированными специалистами в обычном понимании этого слова. Данный термин должен рассматриваться как словосочетание, указывающее исключительно на разновидность квалификации (степень).
в) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) <*> "магистр".
--------------------------------
<*> Использование при определении квалификаций "бакалавр" и "магистр" понятия "степень" подчеркивает преобладающую академическую направленность перечисленных квалификаций.
В первом случае образовательные программы не разделяются на ступени, а осваиваются непрерывно с учетом взаимосвязи соответствующих уровней и ступеней образования.
Второй случай предусматривает последовательный переход с одной ступени высшего профессионального образования на другую: бакалавр - дипломированный специалист; бакалавр - дипломированный специалист - магистр; бакалавр - магистр; дипломированный специалист - магистр.
Закрепление в Законе двух способов освоения образовательных программ - непрерывного и "по ступеням" - лишает смысла установление счетной последовательности (нумерации) ступеней высшего профессионального образования. Так, например, для лица, осваивавшего образовательные программы непрерывно, ступень "дипломированный специалист" может быть первой, а для того, кто шел по схеме "бакалавр - дипломированный специалист", она будет уже второй и т.п.
Многоуровневая система высшего образования была введена в Российской Федерации с 1992 - 1993 учебного года. До этого в Российской Федерации, как и ранее в СССР, все выпускники высших учебных заведений получали квалификацию специалиста, выраженную через профессионально ориентированные термины ("инженер", "экономист", "учитель", "химик" и т.п.).
Постановлением Комитета по высшей школе Минобрнауки России от 13 марта 1992 г. N 13 было утверждено Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования, которое ввело три уровня высшего образования:
первый - неполное высшее образование (два года обучения; общенаучный характер подготовки);
второй - базовое высшее образование (еще два года обучения; профессионально ориентированный характер подготовки);
третий уровень имел две модификации:
а) дополнительно один год профессиональной подготовки, ведущей к квалификации "специалист";
б) дополнительно два года профессиональной подготовки, ведущей к квалификации "магистр".
Лица, завершившие базовое высшее образование, получали квалификацию "бакалавр". Действовавшая до этого традиционная модель подготовки российских специалистов сохранялась и вела без промежуточных этапов к квалификации "специалист".
Такая структура высшего профессионального образования с небольшими уточнениями была утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21 января 2005 года N 36).
Использовавшееся в упомянутых подзаконных актах понятие "уровень высшего профессионального образования" в комментируемом Законе было заменено на понятие "ступень высшего профессионального образования".
2. Законодатель вводит понятие "неполное высшее профессиональное образование".
Неполным высшим профессиональным образованием признается образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Успешное прохождение промежуточной аттестации означает, что студент может подтвердить факт полного выполнения программы двух лет обучения, предусмотренной учебным планом очного обучения данного вуза, через предоставление соответствующих зачетных ведомостей.
Двухлетнее обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования не отнесено к ступеням высшего образования. Однако при этом Закон допускает, что успешное прохождение промежуточной аттестации в течение первых двух лет обучения подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Так как диплом о неполном высшем образовании не устанавливает квалификации, он по общему правилу не выдается лицам, продолжающим обучение после окончания второго курса. Если же студент по каким-либо причинам прерывает обучение на третьем и последующих курсах, то ему выдается диплом о неполном высшем профессиональном образовании и академическая справка установленного образца, где фиксируются только результаты обучения сверх указанных в соответствующем дипломе.
Форма (образец) диплома о неполном высшем образовании утверждена Постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 года N 9 (приложение 7) <*>.
--------------------------------
<*> Российские вести. 11.07.1996.
До окончания второго курса лицам, не завершившим обучение, выдается только академическая справка, форма которой утверждена вышеупомянутым Постановлением Госкомвуза России (приложение 6).
3. Различия в квалификациях предполагают и разные сроки освоения соответствующих образовательных программ. В комментируемом Законе устанавливаются минимальные сроки их освоения:
а) для получения квалификации (степени) "бакалавр" - не менее четырех лет;
б) для получения квалификации "дипломированный специалист" - не менее пяти лет (за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами);
в) для получения квалификации (степени) "магистр" - не менее шести лет.
Конкретные сроки освоения программ предусматриваются государственными образовательными стандартами.
4. Нормы, закрепленные в пунктах 5 и 6 комментируемой статьи, уточняют порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение бесплатного высшего профессионального образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 комментируемого Закона "гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые".
При этом согласно пункту 5 статьи 6 комментируемого Закона лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. При этом получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования. Иными словами, когда речь идет о получении высшего образования различных ступеней, то каждая из ступеней не считается вторым высшим образованием (п. 6 ст. 6 комментируемого Закона).
Лица, имеющие диплом магистра или дипломированного специалиста, при дальнейшем обучении в рамках уровня высшего профессионального образования не имеют права на бесплатное обучение, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных законодательством об образовании.
5. Пункт 7 комментируемой статьи имеет особое значение для практики применения норм, связанных с образовательным цензом, при регулировании трудовых отношений и отношений, возникающих в сфере государственной и муниципальной службы.
Для занятия лицом в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему необходимо предоставить документ, подтверждающий факт освоения данным лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию (дипломы негосударственного образца таким статусом не наделены). Виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней, определены в статье 7 комментируемого Закона.
Таким образом, диплом о высшем образовании, выданный российским вузом, получившим государственную аккредитацию, устанавливает не только наличие у его владельца определенного образования, но и предоставляет ему возможность приступить без дополнительной подготовки к определенным видам профессиональной деятельности.
Особый порядок законодатель устанавливает для лиц, претендующих на занятие должностей в сфере медицины и фармацевтики.
Лицам, освоившим образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, для занятия указанных должностей необходимо пройти интернатуру - первичную годичную послевузовскую подготовку, подтверждаемую удостоверениями установленного образца. Таким образом, для начала профессиональной деятельности в медицине и фармацевтике, наряду с дипломом о соответствующем образовании, необходимо представить также удостоверение о прохождении интернатуры.
Отметим, что законодатель в комментируемой статье не устанавливает связь между наличием диплома о высшем образовании и занятием должностей в негосударственных организациях и учреждениях.
Появление многоуровневой структуры высшего образования, а также то обстоятельство, что длительность освоения образовательной программы, ведущей к квалификации (степени) бакалавра, меньше, чем сроки обучения по действовавшим ранее программам высшего профессионального образования, очень часто на практике вызывают неясность в профессиональном статусе бакалавров.
Несмотря на то что частью 2 пункта 7 статьи 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" четко подтверждается принадлежность квалификации "бакалавр" понятию "высшее профессиональное образование", на практике постоянно возникают спорные ситуации, приводящие к "дискриминации" бакалавриата. Бакалавриат стали представлять как начальную ступень высшего образования, как неполноценное, незавершенное высшее образование.
В связи с этим руководство Минобразования России не раз было вынуждено давать соответствующие разъяснения.
В качестве примера приведем позицию Минобразования России, изложенную в письме Минобразования России от 1 сентября 2003 г. N 14-52-1018ин/15 <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень Минобразования РФ. N 11. 2003.
В связи с поступающими запросами об обоснованности разъяснений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о том, что степень бакалавра юриспруденции является лишь первой ступенью высшего юридического образования, которая не дает права на занятие должности судьи, Минобразования России разъяснило следующее.
Статья 119 Конституции РФ определяет, что судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Указанное положение воспроизведено в статье 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, согласно которой судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией Российской Федерации. Названный Закон не содержит каких-либо условий, относящихся к ступени высшего юридического образования гражданина.
Согласно статье 7 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ завершение высшего профессионального образования удостоверяется дипломом бакалавра, дипломом специалиста с высшим профессиональным образованием, дипломом магистра. Кроме того, абзац второй пункта 7 статьи 6 указанного Закона устанавливает, что квалификация (степень) "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Согласно записи в дипломе о присуждении гражданину степени бакалавра юриспруденции такой диплом дает ему право профессиональной деятельности в соответствии с уровнем образования и квалификацией. Следовательно, считает Минобразование России, не усматривается препятствий для назначения на должность судьи лица, которому присвоена степень бакалавра юриспруденции и соответствующего требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ и иными законодательными актами Российской Федерации.
6. Комментируемая статья в пункте 8 конкретизирует принцип свободы выбора формы получения высшего профессионального образования, закрепленный в части 1 пункта 5 статьи 2 комментируемого Закона. В соответствии с упомянутой нормой гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).
Законом РФ "Об образовании" (статья 10) предусматривается, что "с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования".
Форма получения образования представляет собой способ организации учебного процесса. Возможность получать образование в различных формах является важной гарантией конституционного права на образование. Многообразие форм получения образования позволяет личности осваивать образовательные программы с учетом ее потребностей и возможностей, позволяет преодолеть различного рода сложности на пути к получению образования, которые могут быть связаны с возрастом человека, его материальным положением, состоянием здоровья, занятостью и т.д.
Законодатель предусматривает, что основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися в следующих формах, у каждой из которых есть особый способ организации деятельности гражданина по освоению образовательных программ:
- очной;
- очно-заочной (вечерней);
- заочной;
- в форме экстерната.
Допускается смешанная форма получения образования, предполагающая сочетание нескольких из вышеперечисленных форм, в том числе соединение обучения по очной форме с работой на предприятии, в учреждении, организации.
При этом для всех форм получения образования в пределах конкретной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
Основным критерием разграничения этих трех форм получения образования в высшем учебном заведении является установленное соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося, которое обусловливает различия не только в объемах аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, но и отличия в организации методического обеспечения образовательного процесса, количестве планируемых консультаций, проведении производственных и иных практик, предусмотренных учебным планом, и т.д.
При очной форме получения образования на аудиторную работу должно приходится, как правило, не менее 50% общего объема часов, предусмотренных для освоения образовательной программы, при очно-заочной (вечерней) форме - не менее 20%, а при заочной - не менее 10%.
В зависимости от формы обучения различаются сроки освоения образовательной программы высшего и послевузовского профессионального образования. Так, срок освоения образовательной программы высшего и послевузовского профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с государственным образовательным стандартом; а сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования могут увеличиваться на срок до одного года по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения Ученого совета вуза.
Экстернату как форме получения высшего профессионального образования посвящен пункт 9 комментируемой статьи (см. соответствующий комментарий).
Пунктом 8 комментируемой статьи за Правительством РФ закрепляется право устанавливать перечень направлений подготовки (специальностей), по которым не допускается получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната.
Данное полномочие Правительство РФ реализовало, приняв Постановление от 22 ноября 1997 года N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5556.
7. Пункт 9 комментируемой статьи целиком посвящен экстернату как одной из форм получения высшего профессионального образования.
Под экстернатом в комментируемом Законе понимается самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.
Законодательные нормы об экстернате нашли свое развитие в Положении об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденном Приказом Минобразования России от 14 октября 1997 года N 2033 "Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 23. 1997.
Право на открытие экстерната предоставляется учредителю вуза по согласованию с федеральным органом управления высшим профессиональным образованием (в данном случае с федеральным агентством по образованию). Обязательным условием для разрешения является наличие у вуза:
- решения ученого совета по реализации данной формы подготовки по соответствующему направлению или специальности;
- государственной аккредитации по направлению или специальности, заявляемой вузом.
Правом получения высшего образования через экстернат пользуются лица, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего или не ниже среднего профессионального.
Прием и зачисление лиц, поступающих на экстернат, осуществляются в соответствии с установленным порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации. При этом сроки приема документов у поступающих и вступительных испытаний определяются самим вузом.
Лицу, поступившему в государственное, муниципальное высшее учебное заведение, кроме студенческого билета и зачетной книжки установленного образца выдается аттестационный план. В процессе обучения ему также бесплатно выдаются примерные программы дисциплин, задания на курсовую работу, курсовой проект, реферат, контрольную работу, производственную и преддипломную практику, дипломный проект, перечень лабораторных работ и другая учебно-методическая документация, необходимая для освоения выбранной основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Аттестация студентов, поступивших на экстернат, подразделяется на текущую и итоговую.
Текущая аттестация включает следующие виды:
- прием экзаменов и зачетов по дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности;
- рецензирование контрольных и курсовых работ, курсовых проектов, рефератов, отчетов по производственной и преддипломной практикам;
- прием лабораторных, контрольных, курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике.
Итоговая аттестация включает:
- государственный экзамен;
- защиту дипломного проекта (работы).
Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах. При этом текущая аттестация в рамках одной дисциплины проводится в одном учебном заведении.
К текущей аттестации в рамках получения высшего образования впервые студент, осваивающий основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, допускается распоряжением ректора (проректора) вуза или декана факультета, где будет проводиться аттестация.
Сроки проведения текущей аттестации устанавливаются по соглашению между вузом и студентом.
В течение года количество экзаменов для студентов, осваивающих основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, устанавливается не более 20 (п. 41 Типового положения о вузе).
Допуск к аттестации студента, получающего второе высшее профессиональное образование в форме экстерната, осуществляется по распоряжению ректора (проректора) на основе заключенного договора.
Ректор (проректор) вуза решает вопрос о перезачете курсов, сданных студентом в ранее оконченном аккредитованном высшем учебном заведении, при условии полного соответствия требованиям, установленным к данным дисциплинам учебным планом. Основаниями для перезачета ранее сданных одноименных дисциплин должны быть приложение к диплому о высшем профессиональном образовании государственного образца (академическая справка, аттестационная ведомость, в случае прохождения текущей аттестации в другом вузе), заявление студента с резолюцией на нем заведующих соответствующих кафедр о возможности перезачета.
Прием экзаменов у студентов, осваивающих основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, по дисциплине проводится комиссией из трех человек, назначаемой распоряжением декана факультета, состоящей из штатных профессоров и доцентов.
Оценка знаний (результат текущей аттестации) выставляется членами комиссии за их подписями в специальной аттестационной ведомости. Ведомость визируется заведующим кафедрой. Положительные оценки проставляются затем председателем комиссии в зачетную книжку.
Срок действия аттестационной ведомости не может превышать установленного государственным образовательным стандартом срока освоения данной основной образовательной программы высшего профессионального образования более чем на 5 лет.
Итоговая аттестация проводится государственной аттестационной комиссией в сроки, установленные для выпускников вуза, в котором студент допускается к итоговой государственной аттестации.
К ней студент, осваивающий основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, допускается по завершении всего комплекса текущей аттестации, т.е. при условии наличия в его деле не утративших срока действия аттестационных ведомостей, выданных только в вузе (вузах), имеющем государственную аккредитацию по всем дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности.
Помимо аттестации по желанию студента, осваивающего основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, вузом может быть оказана студенту любая образовательная услуга, выходящая за рамки, предусмотренные его аттестационным планом. Условия оказания услуг, предоставляемых вузом, устанавливаются договором между студентом и вузом; студентом, предприятием (организацией) и вузом; студентом, благотворителем и вузом.
Студент, успешно прошедший текущую и итоговую аттестации в форме экстерната, получает диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения (на соответствующей ступени образования). Диплом выдается вузом, допустившим его к итоговой аттестации.




Вернутся в раздел Комментарии к законам