Комментарий к статье 1196
1. Правило, содержащееся в ст. 1196, по смыслу соответствует действовавшей ранее норме п. 1 ст. 160 Основ 1991 г. Однако в отличие от нее новая коллизионная норма о гражданской правоспособности сформулирована отдельно от правила о приравнении иностранцев и лиц без гражданства в отношении пользования правоспособностью к российским гражданам. Закон разделяет эти вопросы, имеющие самостоятельное значение.
Применительно к гражданской правоспособности лица, т.е. его способности иметь гражданские права и нести обязанности, возникающей в момент его рождения и прекращающейся смертью (ст. 17), вопрос о подлежащем применению праве (коллизионный вопрос) может возникать в связи с существующими различиями в законодательстве отдельных государств. Так, если в России правоспособность гражданина возникает в момент рождения (ст. 17), то, например, в Испании ребенок считается рожденным и обладающим гражданской правоспособностью, если проживет 24 часа с момента отделения от материнского организма (ст. 30 ГК Испании 1889 г.). Если речь пойдет о правоспособности родившегося в России испанского гражданина, прожившего после рождения менее суток, будет иметь значение (в частности, при наследовании), право какой страны - России или Испании - будет определять его правоспособность.
Отсутствие в действовавшем ранее законодательстве России конкретной коллизионной нормы о правоспособности приводило к тому, что правоспособность иностранцев и лиц без гражданства практически всегда определялась по российскому закону на основании толкования упомянутого правила ст. 160 Основ 1991 г. о приравнении их к российским гражданам в отношении пользования правоспособностью.
ГК вслед за Моделью ГК для стран СНГ (п. 1 ст. 1205) формулирует специальное коллизионное двустороннее правило о правоспособности.
2. Как и в Модели ГК для стран СНГ, в ст. 1196 предусмотрена отсылка к личному закону. При выборе такого способа регулирования учитывалась тесная связь правоспособности с личностью человека. Принималось во внимание и то, что в иностранных государствах используется обычно именно такая отсылка. Например, согласно § 12 Закона Австрии 1978 г. "правоспособность... лица определяется по его личному закону". Аналогичны правила нового законодательства Италии, Германии, Румынии, Турции и др.
Рассматриваемое правило касается всех физических лиц, т.е. российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев. Понимание личного закона в отношении каждой из этих категорий определяется правилами ст. 1195.
В статье 1196 решаются коллизионные вопросы общей правоспособности лица, что не исключает установления для определенных видов гражданских отношений специальных коллизионных норм о правоспособности: о правоспособности предпринимателей (ст. 1201), об объявлении физического лица умершим, что означает конец правоспособности (ст. 1200).
3. Отсылка в ст. 1196 к личному закону физического лица, как он понимается в ст. 1195, не должна в силу ст. 7 ГК применяться, если международным договором Российской Федерации установлено иное.
Так, согласно ст. 24 Договора РФ с Венгрией о правовой помощи в редакции Протокола 1971 г. <*> правоспособность и дееспособность лица определяются законодательством государства, гражданином которого это лицо является. Такое определенное указание в Договоре только на гражданство лица исключает, в частности, применение п. 3 ст. 1195 к правоспособности венгерского гражданина, имеющего место жительства в России: в этом случае должно применяться законодательство страны его гражданства, т.е. венгерское, а не российское законодательство, как это предписано в п. 3 ст. 1195. При отсутствии в международном договоре коллизионной нормы о гражданской правоспособности (такой нормы нет в других договорах РФ о правовой помощи) отсылка в ст. 1196 к личному закону физического лица действует в полной мере.
--------------------------------
<*> Ведомости СССР. 1972. N 28. Ст. 245.
В связи со ст. 1196 следует иметь в виду договоры России с некоторыми странами СНГ (Туркменией, Киргизией, Арменией, Казахстаном) о правовом статусе граждан одного из договаривающихся государств, постоянно проживающих на территории другого договаривающегося государства. Например, согласно Договору РФ с Киргизией о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 13 октября 1995 г. <*> правоспособность и дееспособность гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, определяется законодательством страны проживания (ст. 10). Лицо считается постоянно проживающим на территории данного государства, если оно на основании документа, выданного этим государством, постоянно проживает на его территории и при этом не является лицом, постоянно проживающим на территории страны своего гражданства в соответствии с ее законодательством (ст. 1). Коллизионные нормы, содержащиеся в этом Договоре, имеют приоритет над соответствующими нормами договоров о правовой помощи между теми же государствами (ст. 13). Подчинение правоспособности лица законодательству страны проживания означает, что правоспособность гражданина Киргизии, постоянно проживающего в России, будет определяться, в соответствии с упомянутым договором, по российскому законодательству, а правоспособность российского гражданина, постоянно проживающего в Киргизии, - по законам Киргизии. Это правило по существу совпадает с правилом, содержащимся в п. 3 ст. 1195, однако лишь в отношении киргизских граждан, проживающих в России (норма в п. 3 ст. 1195, как отмечалось, - односторонняя). Надо обратить внимание и на то, что Договор с Киргизией принимает во внимание только "постоянное" проживание лица в соответствующей стране.
--------------------------------
<*> См.: БМД. 2001. N 5.
4. Наряду с коллизионной нормой о правоспособности в ст. 1196 сохранено и действовавшее ранее (ч. 1 ст. 160 Основ 1991 г.) положение о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Имеется в виду пользование такими гражданскими правами, как право иметь имущество на праве собственности, наследовать его, заниматься предпринимательской деятельностью, совершать любые не противоречащие закону сделки, иметь права авторов, другие имущественные и личные неимущественные права (ст. 18 ГК). К содержанию правоспособности относятся и гражданско - правовые обязанности.
Приравнение иностранных граждан и лиц без гражданства к собственным гражданам (предоставление так называемого национального режима) - основной правовой режим, определяющий в демократических государствах положение иностранцев и апатридов в стране пребывания. Это общепризнанный принцип. В отечественном законодательстве он выражен в общей форме в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, в ст. 4 нового Закона о правовом положении иностранных граждан, в ст. 2 ГК, согласно которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Данный принцип закреплен в п. 2 ст. 1205 Модели ГК для стран СНГ и в законодательстве этих стран. Принцип приравнения иностранцев к собственным гражданам применяется и в иностранных государствах. Он выражен, например, в законодательстве Венгрии, Вьетнама, Португалии и ряда других стран.
Предусмотрен этот принцип и в ряде международных договоров РФ: в двусторонних договорах России о правовой помощи, в Минской конвенции 1993 г. Так, п. 1 ст. 1 Минской конвенции предусматривает, что "граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны". Вопросы национального режима разрешены также в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. <*>, затронуты в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., которая вступила в силу для России 11 августа 1998 г. <**>, и в ряде других международных договоров.
--------------------------------
<*> См.: БМД. 2000. N 2. С. 51.
<**> См.: БМД. 1999. N 6. С. 3.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 1196. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица. Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.
Вернутся в раздел Комментарии к законам