Комментарии к законам

Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает принятие Федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Ясно, что реально обеспечить конституционный принцип равноправия субъектов Российской Федерации (ст. 5) возможно лишь при условии одинакового статуса всех субъектов Российской Федерации, даже если их названия и будут различаться. Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" сохранил разностатусность субъектов Российской Федерации. Однако при укрупнении субъектов Российской Федерации, достижении ими самодостаточности и повышении экономического потенциала разностатусность может стать серьезным дестабилизирующим фактором, мешающим укреплению исполнительной вертикали власти и угрожающим государственному единству России. Укрупнение субъектов Российской Федерации было бы продуктивно сочетать с поэтапным созданием симметричной федерации с субъектами одинакового правового статуса. Одним из возможных вариантов является принятие Федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.. Изменение субъектного состава Российской Федерации непосредственно затронет представительство в Совете Федерации Федерального Собрания. Учитывая добровольный характер объединения субъектов Российской Федерации, когда одни субъекты выразят желание создать крупный и густонаселенный регион, а другие, небольшие по территории и малонаселенные субъекты, захотят остаться самостоятельными, диспропорции в представительстве населения различных регионов в Совете Федерации, которые и сегодня имеют место, могут существенно увеличиться. Выход из этого положения видится в численном неравенстве представительства членов Совета Федерации от различных субъектов Федерации, исходя из численности их населения, что имеет место во многих зарубежных федерациях, а также прямой выборности членов Совета Федерации либо хотя бы смешанного принципа комплектования.



В целом, учитывая возможное развитие тенденции к объединению субъектов Российской Федерации, было бы целесообразно определить пределы укрупнения субъектов Российской Федерации. Исходя из ныне действующего законодательства, чисто гипотетически можно создать один субъект под названием Российская Федерация. Конечно, это лишь допущение, но и создание десяти-двенадцати субъектов Федерации, как неоднократно предлагалось в литературе, или семи субъектов Федерации - по числу федеральных округов, также не выглядит оптимальным. Возможный сепаратизм семи крупных экономически самодостаточных субъектов Федерации, которые еще совпадают с границами военных округов, может стать практически непреодолимой проблемой для федерального центра. Не следует забывать и о внешнеполитических факторах, в частности об уже упоминавшихся притязаниях ряда государств на части территории Российской Федерации и различных сценариях геополитических проектов. Российское государство должно принять все необходимые меры для избежания повторения опыта распада СССР.
Таким образом, учитывая значимость процесса объединения субъектов Российской Федерации и широкий интерес к нему во многих субъектах Федерации, федеральному центру необходимо выработать четкую концепцию правового обеспечения развития федеративных отношений в Российской Федерации, в которой было бы определено желательное направление образования в Российской Федерации новых субъектов, способствующее оптимизации федеративного устройства России.
Журнал российского права, 2005, N 11




Вернутся в раздел Комментарии к законам