Срок действия доверенности и основания ее прекращения определяются по праву страны, где была выдана доверенность.
Комментарий к статье 1217
1. Настоящая статья содержит коллизионные нормы, определяющие право, применимое к обязательствам, возникающим из односторонних сделок. Известно, что к ним относятся сделки, для совершения которых достаточно выражения воли одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК), например, объявление конкурса, доверенность, завещание, представительство без поручения и др.
Особенность коллизионного регулирования прямо вытекает из природы односторонней сделки: поскольку односторонняя сделка характеризуется выражением воли одной стороны, то в качестве критерия для определения применимого права используется личный закон такого лица. К обязательствам из односторонней сделки применяется право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая принимает на себя обязательство по сделке. Двойная привязка: закон места жительства лица, принимающего на себя обязательство, и закон основного места деятельности лица, принимающего обязательство, - связана с участием в такого рода обязательствах двух видов субъектов. Для физического лица - закон места жительства, для юридического лица и физического лица, выступающего в качестве предпринимателя, - закон основного места деятельности.
2. Указанные две привязки, определяющие применимое право для односторонних обязательств, применяются тогда, когда "иное не вытекает из закона, условий или существа сделки либо из совокупности обстоятельств дела". Выражение "иное не вытекает из... условий или существа сделки либо из... обстоятельств дела" дает основание полагать, что применимым правом является, прежде всего, закон наиболее тесной связи (см. комментарий к ст. 1211). Если специфика содержания конкретной сделки (ее условий) или обстоятельств дела в целом свидетельствует, что односторонняя сделка более тесно связана не с государством, где лицо имеет место жительства или основное место деятельности, а с иным государством, то нужно применить право этого "иного" государства. Например, лицо, имеющее место жительства в России, выдает доверенность во Франции, которой доверяет французу совершение определенных действий во Франции. Ясно, что данная доверенность и ее исполнение почти полностью связаны с французским правопорядком, а место жительства лица, выдавшего доверенность, превращается в формальный момент, никоим образом не влияющий на содержание односторонней сделки. Поэтому согласно комментируемой статье следует применить право страны, с которой сделка наиболее тесно связана, - французское право.
Вторым ограничением применения личного закона лица, которое принимает на себя обязательство по односторонней сделке, является "иное, вытекающее из закона". Например, иное установлено во втором абзаце комментируемой статьи. Специальное коллизионное правило установлено для доверенности, но не для всех вопросов, связанных с доверенностью, а только для определения срока действия доверенности и оснований ее прекращения. Означенные вопросы должны рассматриваться по праву страны, где выдана доверенность, - lex loci actus.
Примером иного коллизионного регулирования, вытекающего из закона, являются односторонние обязательства, возникающие в рамках наследственных отношений. Такие односторонние сделки, как завещание, принятие наследства, регулируются наследственным статутом, который определяется в соответствии с коллизионными нормами, предусмотренными ст. 1224 ГК.
3. Для правильного применения комментируемой статьи важно определить круг вопросов, решаемых по праву, применимому к односторонним сделкам. Права и обязанности по односторонней сделке возникают у лица, совершившего сделку; они могут возникнуть и у третьих лиц, в интересах которых совершена сделка. Однако обязанности у третьих лиц по сделке возникают при условии наличия их согласия (соглашения с этими лицами) или в установленных законом случаях (ст. 155 ГК). Таким случаем, например, по российскому праву являются действия в чужом интересе без поручения. Возникновение обязанностей у лица, в интересах которого совершено действие, обусловлено уведомлением и его одобрением действия, совершенного в его интересе.
Исходя из особенностей правового регулирования совершения односторонних сделок формируется перечень вопросов, входящих в сферу действия права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим из таких сделок. Например, условия, определяющие действия лица, совершающего одностороннюю сделку; уведомление заинтересованного лица о них, одобрение заинтересованным лицом сделки; последствия невыполнения данных условий, возмещение убытков; возможность вознаграждения лица, действовавшего в чужом интересе, и др. Однако вопросы возмещения вреда, причиненного действиями в чужом интересе, регулируются статутом обязательства из причинения вреда (ст. 1219 ГК), что также является случаем иного коллизионного регулирования, вытекающего из закона. Что касается формы односторонних сделок, то она также не регулируется комментируемой статьей, а включена в сферу действия ст. 1209 ГК.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 1217. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим из односторонних сделок. К обязательствам, возникающим из односторонних сделок, если иное не вытекает из закона, условий или существа сделки либо совокупности обстоятельств дела, применяется право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, принимающей на себя обязательства по односторонней сделке.
Вернутся в раздел Комментарии к законам