Комментарии к законам

Статья 37. Лицензирование видов деятельности и сертификация продукции и услуг в области физической культуры и спорта. 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет лицензирование видов деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.



2. Лицензирование отдельных видов деятельности в области физической культуры и спорта могут осуществлять также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта проводит и осуществляет обязательную сертификацию продукции и услуг в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством.
Комментарий к статье 37
1. Основной целевой функцией системы лицензирования является обеспечение защиты человека от прямого, негативного воздействия на его физическое и духовное состояние со стороны предпринимателей, недопущение проникновения на рынок структур, ведущих незаконную, неквалифицированную и опасную для человека деятельность. К лицензируемым видам деятельности в соответствии с действующим законодательством относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензирование представляет собой форму государственного регулирования предпринимательской деятельности, заключающегося в установлении порядка, при котором осуществление отдельных видов деятельности возможно только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого органами исполнительной власти при соблюдении соискателем лицензии определенных правил.
Таким образом, лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Виды лицензируемой деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливаются только законом, а на Правительство Российской Федерации возложено утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, а также установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 комментируемой статьи установлено лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Осуществление лицензирования возложено на Госкомспорт России, а п. 2 - также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Однако на сегодняшний день данная статья в части, касающейся лицензирования, фактически утратила силу, поскольку Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федеральных законов от 13 марта 2002 г. N 28-ФЗ, 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) <*> лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг не предусмотрено, в отличие от ранее действовавшего законодательства. Лицензирование видов деятельности, не указанных в ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", прекращается со дня вступления в силу этого Федерального закона. В соответствии со ст. 17 введение лицензирования иных видов деятельности, не включенных в приведенный ст. 17 перечень, возможно только путем внесения дополнений в данный перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 4137.
Во исполнение Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 были утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. В соответствии с этим Постановлением за Госкомспортом России сохранилась только функция организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
2. Поскольку, как было показано в комментарии к п. 1, федеральным законодательством лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг не включено в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, то это требование распространяется и на лицензирование деятельности в области физической культуры и спорта, которая в соответствии с ранее действовавшим законодательством осуществлялась органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Так, Постановлением Правительства Москвы от 15 августа 1995 г. N 699 "О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории г. Москвы" <*> (в ред. Постановлений Правительства Москвы от 30 апреля 1996 г. N 388, от 25 июня 1996 г. N 551, распоряжения мэра от 16 декабря 1996 г. N 587/1-РМ, Постановлений Правительства Москвы от 3 июня 1997 г. N 416, от 12 августа 1997 г. N 589, от 9 сентября 1997 г. N 666, от 9 сентября 1997 г. N 668 (ред. 25.09.2001), распоряжения мэра Москвы от 31 декабря 1998 г. N 1333-РМ, Постановлений Правительства Москвы от 7 февраля 2001 г. N 92-РМ, от 6 марта 2001 г. N 223-ПП) утвержден разработанный на основе федеральных нормативных актов Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории г. Москвы органами исполнительной власти города. Из указанного Перечня исключено лицензирование физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а Постановление Правительства Москвы от 12 октября 1993 г. N 913 "О лицензировании физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности" признано утратившим силу.
--------------------------------
<*> Вестник Мэрии Москвы. N 16. Август 1995 г.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи на Госкомспорт России возложено проведение обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры и спорта. Сертификация представляет собой процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция (услуги) соответствует установленным требованиям.
Вопросы сертификации регламентированы Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (в ред. Федеральных законов от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ) <*> (с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П) <**>. В соответствии с этим Законом сертификация в Российской Федерации может иметь обязательный и добровольный характер. Установлено, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (в данном случае это п. 3 ст. 37 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 966.
<**> СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4822.
При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всю территорию Российской Федерации. Организация и проведение работ по обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры и спорта возложены на Госкомспорт, а отнесение той или иной продукции или услуг к подлежащей обязательной сертификации - компетенция Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" <1> (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24 мая 2000 г. N 403 <2>, от 3 января 2002 г. N 3 <3>, от 29 апреля 2002 г. N 287 <4>) утверждены Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. На основе этих Перечней Госстандарт Российской Федерации публикует номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899.
<2> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2317.
<3> СЗ РФ. 2002. N 1. Ч. II. Ст. 53.
<4> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1773.
Отдельные виды продукции и услуг в области физической культуры и спорта включены в номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов. Так, например, сюда отнесены спортивные товары, изделия для общей физической культуры, спорта и туризма; винтовки и ружья охотничьи и спортивные, патроны к ним, одежда, обувь и др.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Установлено важное условие, в соответствии с которым добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Требования обязательной сертификации в большей степени касаются промышленности, выпускающей соответствующую продукцию. Для участников физкультурно-спортивного движения установление обязательной сертификации товаров и услуг в области физической культуры и спорта означает определенную степень гарантии безопасности этих объектов, уменьшения травматизма и других неблагоприятных последствий.




Вернутся в раздел Комментарии к законам