Комментарии к законам

Статья 36. Налогообложение в области физической культуры и спорта. 1. Физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.



Отчисления организаций, спонсоров на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указанных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с законодательством.
2. Не включаются в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц:
1) стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
2) премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований и на основании постановлений Правительства Российской Федерации, на чемпионатах и кубках Российской Федерации - от организаторов указанных спортивных соревнований.
Комментарий к статье 36
Исключительно актуальная по названию статья по своей сути является отсылочной. И это единственно возможное решение в связи с тем, что налоговое законодательство кодифицируется, и все федеральные налоги, в том числе и льготы, должны найти себе место именно в Налоговом кодексе РФ.
Статья состоит из двух пунктов, первый из которых определяет направления предоставления льгот по налогам в отношении юридических лиц, а второй - в отношении физических лиц. Интересна формулировка п. 1 и 2. Если в п. 1 об освобождении от обложения налогом юридических лиц речь идет только как о потенциальной возможности, то в п. 2 прямо указываются суммы, не включаемые в совокупный облагаемый доход физических лиц.
В соответствии со ст. 217 части второй Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) наряду с другими доходами доходы физических лиц, связанные с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.
Кроме того, не облагаются налогом на доходы физических лиц призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами за призовые места на следующих спортивных соревнованиях:
Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов;
чемпионатах, первенствах и кубках Российской Федерации от официальных организаторов.
Если доходы не превышают 2000 рублей и представляют собой стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, то они также освобождаются от обложения налогом.
Сюда же можно отнести и выплаты, производимые профсоюзными комитетами, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий.
Для юридических лиц важны доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль. В соответствии со ст. 251 (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) при определении налоговой базы не учитываются в числе прочих следующие доходы:
целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.
Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов: на оплату занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, а также других аналогичных расходов, произведенных в пользу работников (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ).
Помимо сказанного установлен ряд льгот более общего характера, которые также могут быть использованы организациями, действующими в сфере физической культуры и спорта.
Субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы по налогам в части, поступающей в соответствующие бюджеты.




Вернутся в раздел Комментарии к законам