Комментарии к законам

Статья 33. Строительство и содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. 1. Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения подразделяются на сооружения федерального, регионального и местного значения и могут принадлежать соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, физкультурно-спортивным организациям, иным организациям, а также физическим лицам.



Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения могут принадлежать физическим лицам, если такие сооружения построены или приобретены за счет собственных средств указанных лиц.
Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, созданные органами государственной власти (в том числе спортивные сооружения, обеспечивающие централизованную подготовку сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и находящиеся в федеральной собственности), и занимаемые ими земельные участки приватизации не подлежат.
Отнесение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений к сооружениям, используемым для организации физкультурно-массовой и спортивной работы с гражданами, предоставление льгот по вопросам налогообложения и иным платежам проводятся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлениям соответствующих физкультурно-спортивных организаций в установленном законодательством порядке.
2. Государство принимает участие в финансировании строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, привлекает к их созданию и содержанию на условиях договоров и кооперации иные организации.
3. Не допускается строительство новых государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов без физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также ликвидация имеющихся сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пока на данной территории не будут созданы равнозначные сооружения.
4. Нормативы обеспеченности жилых районов основными физкультурно-спортивными сооружениями определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта на основе градостроительных норм.
5. Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства граждан, в том числе ремонт таких сооружений, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляются в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления.
Указанные мероприятия могут финансироваться также за счет внебюджетных фондов развития районов и городов, добровольных взносов организаций, не имеющих своих спортивных сооружений, физических лиц и других не запрещенных законом источников.
6. За государственными и муниципальными образовательными учреждениями среднего профессионального, высшего профессионального образования и научными организациями в области физической культуры и спорта, школами высшего спортивного мастерства, центрами олимпийской подготовки, училищами олимпийского резерва, детско-юношескими и другими спортивными школами закрепляются на праве оперативного управления здания, спортивные сооружения, имущество, оборудование и другое необходимое имущество социального, культурного, иного назначения, закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование за ними и владельцами физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений выделенные им земельные участки в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распространять на физкультурно-спортивные организации, спортивные школы всех типов, училища олимпийского резерва, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта, спортивные сооружения и предприятия спортивной промышленности независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности тарифы на отпуск сетевого газа, электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в порядке, предусмотренном для отпуска указанных ресурсов населению, тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, которые устанавливаются для бюджетных организаций.
8. Спортивные сооружения разрешается использовать только по прямому назначению - в целях, связанных с проведением культурных и иных спортивно-зрелищных мероприятий. Средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых при осуществлении основной деятельности в области физической культуры и спорта, расходуются организациями, на балансе которых они находятся, исключительно на покрытие затрат, связанных с организацией и проведением занятий в спортивных школах и физкультурно-оздоровительных группах, содержанием, ремонтом и развитием материально-технической базы таких физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
9. Спортивные сооружения федерального значения, построенные за счет бюджета или иных не запрещенных законом источников в целях подготовки сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта, могут быть закреплены в оперативное управление за федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийским комитетом России как органами, выполняющими государственные функции по подготовке сборных команд Российской Федерации к международным спортивным соревнованиям и получающими на эти цели средства за счет федерального бюджета. Решение о закреплении таких сооружений в оперативное управление принимается Правительством Российской Федерации.
10. Для спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи устанавливаются льготные условия их содержания. Перечень таких баз устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта совместно с Олимпийским комитетом России.
Спортивные базы, являющиеся национальными олимпийскими центрами, находящиеся в федеральной собственности и закрепленные в оперативное управление за федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийским комитетом России, содержатся за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.
11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут регулировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проводить в региональных, муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.
Комментарий к статье 33
1. Пунктом 1 определяется, в чьей собственности могут находиться различные физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения. По сути, речь идет именно о собственности, хотя это прямо и не указано. Названные сооружения не вполне корректно определены как сооружения федерального, регионального и местного значения. Правовой режим этих объектов определяется и зависит от того, на чьи средства, за чей счет были созданы указанные сооружения, кому переданы, на чьем балансе они находятся. Соответственно физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности.
В частной собственности, включая собственность граждан, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения могут находиться, если они построены или приобретены за счет этих лиц.
Пункт содержит исключительно важное положение, в соответствии с которым физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, находящиеся в федеральной собственности, и занимаемые ими участки земли не могут подлежать приватизации при условии, что они используются для проведения централизованных мероприятий по подготовкам сборных. Тем самым обеспечивается сохранение базы для централизованной подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта. Если же спортивные сооружения не используются в указанных целях, то их приватизация возможна.
Вопросы о том, кто и на каких условиях может пользоваться физкультурно-оздоровительными, спортивными и спортивно-техническими сооружениями, решаются в зависимости от принадлежности этих объектов уполномоченными на то органами и организациями. Если государство не принимало участия в финансировании строительства, содержании указанных объектов, то оно не может и претендовать на установление режима и порядка их функционирования.
Вопрос о предоставлении льгот по налогообложению решен в статье без согласования с налоговым законодательством. Исполнительные органы власти не уполномочены самостоятельно решать вопросы о предоставлении льгот, если эти льготы не установлены законодательством. Кроме того, льготы могут касаться лишь той части доходов, которая поступает в соответствующий бюджет.
На уровне федерального законодательства, например, установлена льгота по единому социальному налогу (взносу). В соответствии со ст. 239 Налогового кодекса РФ <*> от уплаты налога в том числе освобождаются учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
Таким образом, для получения льготы необходимо, во-первых, соответствие целей установленным законом, а во-вторых, собственность на имущество должна принадлежать общественным организациям инвалидов.
2. Государство участвует в определенных случаях в финансировании строительства физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Для этого, как правило, необходимо, чтобы соответствующий объект был включен в целевую программу федерального, регионального или местного уровня. Однако возможны и разовые финансовые перечисления на поддержку строительства или реконструкции конкретного объекта.
Государство оказывает поддержку, как правило, при соблюдении определенных условий. Так, Московская городская Дума в Постановлении <*> от 27 июня 2001 г. N 92 установила, что по объектам, включенным в программу и не принадлежащим на праве собственности городу Москве, налоговые льготы предоставляются после заключения с Москомспортом договоров по оказанию на безвозмездной основе услуг для нужд города или выделению доли города в объекте инвестиций.
--------------------------------
<*> Ведомости Московской городской Думы. 2001. N 7. Ст. 119.
3. Для обеспечения прав граждан на здоровый образ жизни, на занятия физической культурой и спортом не допускается строительство новых государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов без физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Не допускается также ликвидация имеющихся сооружений без постройки равнозначных по заменяемости сооружений. Это требование Закона реализуется при утверждении типовых проектов образовательных учреждений. На коммерческие образовательные учреждения данное требование не распространяется, но, как правило, они сами заинтересованы в создании условий для занятий физической культурой и спортом.
4. На эти же цели направлено и требование п. 4, в соответствии с которым исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации должны определять нормативы обеспеченности жилых районов физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями. Поскольку соответствующие решения принимаются на уровне субъектов Российской Федерации, то реальная обеспеченность в различных регионах может существенно различаться.
5. Пункт содержит отсылочную норму с перечислением вопросов, которые должны решаться органами местного самоуправления. К этим вопросам относятся:
содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства граждан, включая ремонт;
организация массовых спортивных мероприятий;
оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков.
Данное требование справедливо в случае принадлежности физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений органам местного самоуправления либо в случае организации этими органами спортивной работы с населением с использованием не принадлежащих им сооружений на других правовых основаниях. В других случаях данная норма применяться не может. Действительно, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, если эти работники находятся в трудовых отношениях с коммерческими структурами, имеющими те или иные вещные права на спортивные сооружения, должна определяться не правовыми актами органов местного самоуправления, а сторонами трудового соглашения.
Указанные в п. 5 мероприятия могут финансироваться также за счет внебюджетных фондов развития районов и городов, добровольных взносов организаций, не имеющих своих спортивных сооружений, физических лиц и других не запрещенных законом источников. Данная норма позволяет решать проблемы финансирования не только за счет бюджетных средств, но и других источников, что позволяет расширить круг проводимых с населением мероприятий по спортивно-оздоровительной работе.
6. Определяются принадлежность и имущественные права на здания, спортивные сооружения, имущество, оборудование и другое необходимое имущество социального, культурного, иного назначения, которые используются государственными и муниципальными образовательными учреждениями среднего профессионального, высшего профессионального образования и научными организациями в области физической культуры и спорта, школами высшего спортивного мастерства, центрами олимпийской подготовки, училищами олимпийского резерва, детско-юношескими и другими спортивными школами.
Установлено, что данные объекты закрепляются на праве оперативного управления. Следует уточнить, что и в данном случае речь может идти только о государственных и муниципальных структурах; к негосударственным субъектам могут быть применены и иные формы и основания предоставления спортивного имущества.
7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено важное для поддержки физической культуры и спорта право распространять на субъектов физкультурно-спортивной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности тарифы на отпуск сетевого газа, электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в порядке, предусмотренном для отпуска указанных ресурсов населению, тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, которые устанавливаются для бюджетных организаций. Таким образом снижаются издержки по содержанию спортивных сооружений и их нормальному функционированию. Указанное право особенно важно в связи с постоянным ростом цен и тарифов на энергоресурсы и другие услуги инфраструктуры. Следует, однако, уточнить, что реально пользоваться этим правом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут при определенной степени достаточности своих бюджетов.
Перечислены организации, в отношении которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут принимать подобные решения. Это физкультурно-спортивные организации, спортивные школы всех типов, училища олимпийского резерва, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта, спортивные сооружения и предприятия спортивной промышленности. Указанный перечень вызывает определенные сомнения, поскольку в него включены не только субъекты, которым могут быть предоставлены льготы, но и объекты, принадлежащие этим субъектам. Представляется, что под спортивными сооружениями в данном случае подразумевались организации, которым эти сооружения принадлежат (на праве собственности, аренды, иных вещных правах).
8. Пункт 8 изначально содержит противоречие: в первой фразе утверждается, что спортивные сооружения разрешается использовать только по прямому назначению - для проведения культурных и спортивно-зрелищных мероприятий. Следующая фраза определяет направления средств, полученных от сдачи в аренду указанных сооружений, при этом цели аренды не оговариваются. Не секрет, что значительная часть стадионов превратилась в рынки и с принятием указанной нормы в этом плане ничего не изменилось. Таким образом, данная норма "не работает", в частности, потому, что не установлена ответственность за ее нарушение.
9. Норма, установленная п. 9, позволяет закрепить в оперативное управление за федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Госкомспорт России) и Олимпийским комитетом России спортивные сооружения федерального значения, построенные за счет бюджета или иных не запрещенных законом источников в целях подготовки сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта. Норма сформулирована недостаточно четко, что может затруднить правильное определение указанных спортивных сооружений. Не указано, о каком бюджете идет речь. Представляется, что это может быть федеральный бюджет, бюджет Российской Федерации до распада Советского Союза, а также определенная часть союзного бюджета. Решение о закреплении таких сооружений в оперативное управление принимается Правительством Российской Федерации.
10. Для спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, Закон предусматривает льготные условия содержания. Что имеется в виду под льготными условиями содержания, определено п. 7 комментируемой статьи. Это установление тарифов на отпуск сетевого газа, электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в порядке, предусмотренном для отпуска указанных ресурсов населению, размеры тарифов за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, которые устанавливаются для бюджетных организаций. Однако если в п. 7 возможность установления таких тарифов была предоставлена органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то в отношении спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации, решение принимает Госкомспорт России, который совместно с Олимпийским комитетом утверждает перечень баз, пользующихся указанными льготами.
11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделены правом решения вопросов ценообразования в спортивной сфере. Они вправе регулировать цены на:
посещение спортивных соревнований;
аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности;
абонементы гражданам за пользование такими сооружениями.
Разрешено также проводить в спортивных сооружениях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, занятия бесплатно или на льготных условиях для определенных групп граждан, нуждающихся в поддержке. К ним относятся: дети дошкольного возраста, дети малообеспеченных и многодетных семей, обучающиеся в образовательных учреждениях, пенсионеры, инвалиды.
Любые расходы требуют определения источников их покрытия. Если соответствующие спортивные мероприятия проводятся бесплатно или оплачиваются частично на основании решений уполномоченных органов власти, то должны быть установлены источники покрытия произведенных физкультурно-спортивными организациями расходов. В связи с этим установлено, что в случае необходимости должна быть предусмотрена компенсация соответствующим спортивным сооружениям за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или других не запрещенных законом источников. Разумеется, речь не может идти о компенсации "соответствующим спортивным сооружениям", компенсация производится тем субъектам, которые понесли соответствующие расходы.




Вернутся в раздел Комментарии к законам