Комментарии к законам

Статья 24. Профессиональный спорт. 1. Организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта. Она может состоять из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональных спортивных клубов, а также спортивных команд и спортсменов-профессионалов, заключающих контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями.



2. Для представительства и защиты своих прав и законных интересов спортсмены-профессионалы, тренеры могут в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" объединяться в профессиональные союзы.
3. Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.
Комментарий к статье 24
Комментируемая статья не содержит определения профессионального спорта. Эта дефиниция вынесена в глоссарий комментируемого Закона. Спортом признается составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Профессиональный спорт определяется как предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.
Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Основной целью предпринимательской деятельности служит извлечение прибыли.
Следовательно, законодатель считает, что профессиональный спорт - это соревновательная деятельность субъекта, направленная на удовлетворение его материальных интересов путем извлечения прибыли от участия в соревнованиях и от деятельности, связанной с таким участием. Упомянутый в определении профессионального спорта интерес зрителей отличен от интересов субъектов соревновательной деятельности.
Признание коммерческого характера профессионального спорта отражает реальное состояние спортивной отрасли и укоренившихся в ней отношений. Впервые в российском законодательстве профессиональный спорт был провозглашен коммерческой деятельностью в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. N 4868-1. В период формирования новых экономических отношений чрезвычайно важное значение имел сам факт законодательного признания наличия предпринимательских отношений в спорте. Действующий закон почти полностью заимствовал определение профессионального спорта из предыдущего акта.
Однако определение профессионального спорта не содержит достаточной совокупности индивидуальных признаков, отграничивающих такое сложное явление, как профессиональный спорт, от других видов предпринимательской деятельности. Элемент соревнования и конкурентной борьбы присутствует в большинстве экономических отношений. Представляется, что наряду с указанными в законе характеристиками отличительной особенностью профессионального спорта является экономическая эффективность соревнования как зрелища и причинно-следственная связь между качеством спортивного зрелища и извлекаемой материальной выгодой.
1. Пункт 1 ст. 24 содержит описание организационной структуры профессионального спорта. При определении структуры законодатель применяет оборот "может состоять из". Предпринимательская деятельность, каковой признан профессиональный спорт, относится к гражданско-правовой сфере, где доминирует общедозволительный метод правового регулирования. Форма правового предписания "может состоять из" приемлема для сферы общего запрета, где законодатель своим дозволением делает исключение из этого запрета. В рассматриваемом случае свободные субъекты гражданского оборота (профессиональные спортсмены, юридические лица и их объединения) могут избрать любые способы взаимодействия и структурироваться по своей воле исходя из экономической целесообразности. Участники профессионального спортивного процесса вправе строить свои отношения на основании договоров, учреждая предприятия различных организационно-правовых форм, объединяясь в союзы, ассоциации, а также действуя самостоятельно.
В статье перечислены некоторые организационно-правовые формы, в которых действуют субъекты организационной структуры профессионального спорта, а именно:
профессиональные спортивные лиги, ассоциации и союзы, входящие в официально признанные федерации по какому-либо виду спорта;
спортивные команды и спортсмены-профессионалы, заключившие контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями.
Указанные организационно-правовые формы не согласованы с нормами действующего законодательства, определяющими организационно-правовые формы юридических лиц. Субъекты профессионального спорта могут существовать в любых допустимых формах некоммерческих или коммерческих организаций, в том числе в виде хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов и в других формах.
Российскому законодательству не известна такая разновидность юридического лица, как лига (слово лига происходит от латинского ligare - связывать).
В спортивном обиходе лигами называются группы спортсменов или клубов. К примеру, "Российская футбольная Премьер-лига" существует в форме некоммерческого партнерства; "Профессиональная футбольная лига" представляет собою ассоциацию юридических лиц - футбольных клубов; "Премьер-лига Англии" учреждена как акционерное общество. Термин "лига", как видно из приведенных примеров, служит элементом наименования, и его использование в норме закона неоправданно. Провозглашение какого-либо объединения лигой само по себе не влечет никаких последствий для определения юридического статуса и правоспособности этого лица.
Неопределенность сохраняется при анализе словосочетания "официально признанная федерация по виду спорта". Как и в случае с лигами, российское гражданское законодательство не знает такой организационно - правовой формы юридического лица, как федерация. В СССР спортивные федерации создавались в форме общественных объединений. Термин "федерация" был заимствован из международной спортивной лексики. Например, крупнейшая в мире спортивная федерация FIFA по форме является ассоциацией, созданной по законодательству Швейцарии.
Федеральный закон "О физической культуре и спорте" содержит определенные противоречия в части определения формы федераций. Так, в ст. 5 и 8 Федерального закона упоминается о федерациях по различным видам спорта.
В статье 5 раскрываются формы федераций - "ассоциации и союзы".
В статье 8 понятие "федерация" не охватывает понятия ассоциации и союза, а находится с ними в одном перечне в качестве самостоятельного члена - "федерации, союзы, ассоциации".
Из текста той же статьи следует, что федерация - разновидность физкультурно-спортивного объединения, следовательно, она является общественным объединением.
Принимая во внимание правовую природу общественных объединений, следует прийти к выводу о том, что деятельность федераций по видам спорта в сфере спорта профессионального должна быть ограничена в той мере, в какой законом ограничивается возможность осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями. Прибыль от коммерческой деятельности федерации должна направляться на реализацию уставных целей, а сама деятельность в сфере профессионального спорта не может быть основной деятельностью федерации.
Употребляемое в статье выражение "входящих в официально признанную федерацию" не раскрывает существа юридической связи с федерацией. В силу особенностей организационно-правовой формы федераций коммерческая организация не может приобретать членство в федерации. "Войти" в федерацию можно путем заключения договора либо признания правил вида спорта, культивируемого федерацией или иным допустимым способом. Однако "вхождение" в федерацию не может служить условием реализации права на осуществление профессиональной спортивной деятельности.
Законодательство о спорте не устанавливает запретов на деятельность двух или более федераций, ассоциаций, союзов или других объединений, культивирующих один вид спорта. Не существует правовых препятствий для создания нескольких объединений юридических и (или) физических лиц, которые будут обладать равными правомочиями. В некоторых видах спорта, например в боксе, хоккее, волейболе, на международной арене действуют одновременно несколько конкурирующих объединений. Представляется, что поощрение конкуренции на уровне спортивных объединений создаст благоприятную среду для развития профессионального спорта.
На практике спортивные федерации, превратно толкуя несовершенные нормы Федерального закона "О физической культуре и спорте", зачастую пытаются монополизировать право проведения соревнований и приобрести разрешительную функцию.
Относительно официального признания федерации следует заметить, что правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации этого лица и не требует дополнительной процедуры "официального признания". Всякое надлежащим образом зарегистрированное общественное объединение, в том числе федерация, официально признано публичной властью в силу факта государственной регистрации.
2. Пункт 2 комментируемой статьи дублирует содержание конституционных норм о праве граждан на объединение в профессиональные союзы.
3. Пункт 3 ст. 24 устанавливает, что деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством. При толковании содержания этого пункта обнаруживается противоречие с положениями закона о предпринимательском характере профессионального спорта. Деятельность спортсменов-профессионалов, т.е. предпринимательская деятельность, регулируется гражданским законодательством в силу прямого указания п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, спортсмены-профессионалы могут приобретать статус гражданина-предпринимателя и действовать на основании гражданско-правовых договоров.
Наложив вето на комментируемый закон, Президент Российской Федерации в своем письме от 11 февраля 1999 г. N 173-Пр указывает: "В соответствии с абзацем тринадцатым статьи 2 Федерального закона профессиональный спорт определяется как предпринимательская деятельность, поэтому деятельность спортсменов-профессионалов не может регулироваться трудовым законодательством Российской Федерации, как это установлено в п. 3 ст. 24 Федерального закона".
Учитывая, что это противоречие не устранено, следует признать за спортсменом право выбора между гражданско-правовыми и трудовыми отношениями.
Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется не только трудовым законодательством, но и нормами той отрасли права, к предмету регулирования которой отнесены те или иные отношения, возникающие при осуществлении спортсменом его основной деятельности.
Нормами права могут быть восприняты социальные нормы, выраженные в уставах международных и российских физкультурно-спортивных организаций. Корпоративные правила спортивных организаций могут также служить источниками права как обычаи делового оборота и применяться по правилам применения обычаев делового оборота, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Корпоративные нормы спортивных организаций носят обязательный характер лишь для членов этих организаций или для лиц, добровольно обременивших себя обязанностью следовать этим нормам. В любом случае нормы локальных актов спортивных организаций действуют лишь постольку, поскольку не противоречат нормам права.
В целом анализируемая статья содержит значительное число юридико-технических ошибок и в силу низкого качества изложения не создает эффективных правовых регуляторов общественных отношений в спорте.




Вернутся в раздел Комментарии к законам