Училища олимпийского резерва создаются на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России и могут находиться в ведении федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и (или) Олимпийского комитета России.
Школы высшего спортивного мастерства и центры олимпийской подготовки создаются на основании решений соответственно федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России с учетом предложений федераций по различным видам спорта по представлениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
2. Государство создает условия для укрепления существующей материально-технической базы и создания новой материально-технической базы спортивных школ и училищ олимпийского резерва в целях решения стоящих перед ними задач обучения. Такая база включает в себя:
1) основную спортивную учебно-тренировочную базу по профилю спортивной школы или училища олимпийского резерва (учебный стадион с беговыми дорожками и футбольным полем, спортивные залы или крытый каток и другие);
2) плавательный бассейн, спортивные залы, летний спортивно-оздоровительный лагерь, типовой набор спортивных инвентаря и оборудования - для спортивных школ и училищ олимпийского резерва, общежитие со столовой - для училищ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта;
3) бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а также для учащихся училищ олимпийского резерва;
4) бесплатную спортивную форму и обувь для детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Финансирование находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления спортивных школ и училищ олимпийского резерва, в том числе финансирование их участия во всероссийских соревнованиях, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и других не запрещенных законом источников. Финансирование иных спортивных школ и училищ олимпийского резерва осуществляется их учредителями в соответствии с законодательством.
Комментарий к статье 9
1. Статьей 5 комментируемого Закона спортивные школы и училища отнесены к субъектам физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации. Это могут быть детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, центры олимпийской подготовки, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства.
Все они осуществляют свою деятельность в области физкультуры и спорта, но цели и задачи, стоящие перед ними, имеют отличия, и, что представляется существенным с правовой точки зрения, различается круг потенциальных учредителей.
Спортивные школы имеют статус учреждений дополнительного образования и создаются в порядке, определенном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*>. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
органы государственной власти, органы местного самоуправления;
отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" уточняет приведенный перечень. В соответствии со ст. 9 спортивные школы создаются не всеми органами государственной власти, а только органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Так, например, Правительство Москвы Постановлением от 27 марта 2001 г. N 300-ПП "О создании государственных образовательных учреждений по зимним видам спорта Москомспорта" <*> приняло решение о создании государственных образовательных учреждений по зимним видам спорта, поручив выступить от лица Правительства Москвы учредителем создаваемых учреждений Комитету по физической культуре и спорту Правительства Москвы.
--------------------------------
<*> Вестник Мэрии Москвы. N 15. Апрель 2001 г.
Как правило, спортивные школы создаются как учреждения. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Согласно разъяснению Минобразования России <*> от 24 марта 1997 г. N 12 школы дополнительного образования детей могут создаваться в виде детско-юношеских спортивных школ и спортивно-технических школ, в том числе школ олимпийского резерва. При этом основной уклон в деятельности таких организаций делается на организацию занятий определенным видом спорта. Организация образовательного процесса в названных школах регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
--------------------------------
<*> Вестник образования. N 8. 1997.
В отличие от спортивных школ, круг учредителей которых практически не ограничен, училища олимпийского резерва создаются на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и могут находиться в ведении Госкомспорта России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России. Все они создаются и функционируют в форме учреждений. Характерно, что органы местного самоуправления не наделены правомочиями по созданию училищ олимпийского резерва.
Школы высшего спортивного мастерства и центры олимпийской подготовки могут быть созданы в соответствии с решениями федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, c решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России.
Так, например, в целях создания условий для подготовки перспективных спортсменов по игровым видам спорта Постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2001 г. N 476-ПП "О создании государственного образовательного учреждения г. Москвы "Школа высшего спортивного мастерства по игровым видам спорта "Измайлово" <*> создано государственное образовательное учреждение г. Москвы "Школа высшего спортивного мастерства по игровым видам спорта "Измайлово" (ШВСМ "Измайлово"). От лица Правительства Москвы учредителем ШВСМ "Измайлово" выступил Комитет по физической культуре и спорту.
--------------------------------
<*> Вестник Мэрии Москвы. N 22. Июнь 2001 г.
2. Пункт второй статьи фактически повторяет нормы ст. 4, определяющей меры государственной поддержки физической культуры и спорта, но конкретизируя эту задачу применительно к спортивным школам и училищам олимпийского резерва.
Государство принимает на себя вопросы укрепления существующей материально-технической базы и создания новой материально-технической базы спортивных школ и училищ олимпийского резерва. Материальная база трактуется весьма широко и включает в себя как объекты, относимые к основным фондам, так и бесплатное питание и бесплатную спортивную форму. Представляется исключительно важным приведенное в статье перечисление того, что включает в себя материально-техническая база. Перечень этот носит исчерпывающий характер, но объем материально - технической базы различается в зависимости от субъектов физкультурного (физкультурно-спортивного) движения, в чьем ведении она находится, и включает в себя две составляющие. Первая составляющая - это основа материально-технической базы, которая должна быть у каждой спортивной школы и училища олимпийского резерва. На вторую могут рассчитывать только отдельные категории субъектов физкультурного (физкультурно-спортивного) движения.
Так, независимо от вида субъектов материально-техническая база должна включать в себя основную спортивную учебно-тренировочную базу по профилю спортивной школы или училища. Это могут быть: учебный стадион с беговыми дорожками и футбольным полем, спортивные залы, крытый каток, плавательный бассейн, летний спортивно-оздоровительный лагерь, типовой набор спортивного инвентаря и оборудования.
Для училищ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства дополнительно к основной составляющей материально-технической базы предусмотрены общежитие со столовой в соответствии с нормативами, утвержденными Госкомспортом России.
В состав материально-технической базы включены также бесплатное питание и бесплатные спортивная форма и обувь. Бесплатным питанием обеспечиваются учащиеся спортивных школ, проходящие подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а также учащиеся училищ олимпийского резерва. На бесплатную спортивную форму и обувь могут рассчитывать дети из малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Возникает вопрос: в какой степени положения п. 2 относительно состава материально-технической базы спортивных школ и училищ олимпийского резерва и создания государством условий для ее укрепления распространяются на негосударственные спортивные школы? Какой-либо оговорки относительно сферы действия установленной нормы данный пункт не содержит. Если применительно к государственным спортивным школам и училищам олимпийского резерва сомнений не возникает, то в отношении негосударственных спортивных школ полной ясности нет. Что касается состава их материально-технической базы, то он должен быть аналогичен составу материально-технической базы государственных спортивных школ. Но должно ли государство нести расходы по "укреплению существующей и созданию новой материально-технической базы" негосударственных спортивных школ? Ответ на этот вопрос дан в п. 3 комментируемой статьи, который регламентирует вопросы финансирования.
3. Источники финансирования спортивных школ и училищ олимпийского резерва, степень участия в этом государственного бюджета зависят от того, кто является их учредителем, на чьи средства и в какой форме собственности созданы спортивные структуры.
Финансирование находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления спортивных школ и училищ олимпийского резерва осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Так, в отношении источников финансирования упомянутой ранее ШВСМ "Измайлово" Правительство Москвы Постановлением от 29 мая 2001 г. N 476-ПП установило, что финансирование осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете г. Москвы на содержание учреждений образования, подведомственных Москомспорту.
Направления финансирования прежде всего включают в себя те составляющие материально-технической базы, которые определены в п. 2 ст. 9 комментируемого Федерального закона, однако в п. 3 особо оговорено и еще одно направление - финансирование участия во всероссийских соревнованиях. Таким образом, Федеральный закон обязывает финансировать из средств соответствующих бюджетов только участие в соревнованиях всероссийского уровня. Если статус соревнований иной, то возможность его бюджетного финансирования будет определяться уполномоченными органами соответствующего уровня в соответствии с действующими правовыми нормами.
В Москве порядок и условия финансирования, в том числе спортивных школ и училищ олимпийского резерва, определены Законом г. Москвы от 26 июня 1996 г. N 20 "О физической культуре и спорте" <*>. Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 этого Закона подготовка сборных команд г. Москвы к выступлениям на всероссийских и международных соревнованиях осуществляется за счет средств городского бюджета. Ассигнования на финансирование физической культуры и спорта, включая финансирование спортивных школ и училищ олимпийского резерва, созданных властями Москвы, указываются в бюджете г. Москвы отдельной строкой в объеме до 1% бюджета г. Москвы. При этом поступления средств из внебюджетных источников не являются основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие физической культуры и спорта.
--------------------------------
<*> Ведомости Московской Думы. 1996. N 6. С. 26.
Наряду с бюджетным финансированием п. 3 ст. 9 разрешает использовать для содержания спортивных школ и училищ олимпийского резерва иные не запрещенные законом источники финансирования. Рассмотрим состав этих источников на примере Москвы. Законом г. Москвы от 26 июня 1996 г. N 20 "О физической культуре и спорте" (ст. 10) установлены возможные источники финансирования физической культуры и спорта в г. Москве. Ими являются: бюджет города; средства Фонда развития физической культуры и спорта Москвы; средства внебюджетных фондов развития административных округов и районов города; средства от хозяйственной деятельности спортивных сооружений; часть средств от всех направляемых в бюджет г. Москвы видов налогов, взыскиваемых с физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, оказывающих населению физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, с предприятий, выпускающих продукцию и товары спортивного назначения, с организаторов физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, получающих доходы от продажи прав на телевизионную трансляцию указанных мероприятий и размещение рекламы во время их проведения; а также часть направляемых в бюджет г. Москвы средств от проведения всех видов спортивных лотерей в размере, ежегодно определяемом Московской городской Думой при утверждении бюджета; добровольные взносы учреждений, организаций, предприятий и их объединений, физических лиц и другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Таким образом, исчерпывающего перечня источников финансирования и поддержки физкультуры и спорта, включая содержание спортивных школ и училищ олимпийского резерва, законодательством не установлено, и основной критерий их использования - отсутствие запрета в действующем законодательстве. Помимо выделения финансовых средств финансирование возможно и путем передачи материальных ресурсов. Так, например, Постановлением Правительства Москвы от 17 сентября 1996 г. N 791 в оперативное управление экспериментальной школе высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта "Воробьевы горы" Мосгорспорткомитета для организации спортивной работы с детьми, подростками и молодежью переданы соответствующие спортивные сооружения.
В случае если учредителями спортивных школ и училищ являются иные, кроме государственных органов и органов местного самоуправления, лица, финансирование этих спортивных школ и училищ в соответствии с п. 3 осуществляется их учредителями в соответствии с законодательством.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 9. Спортивные школы и училища олимпийского резерва. 1. Спортивные школы как учреждения дополнительного образования создаются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профсоюзными организациями и другими организациями, а также гражданами.
Вернутся в раздел Комментарии к законам