2. Порядок образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Общероссийскими могут быть признаны объединения (федерации, союзы, ассоциации), которые по сложности культивируемых видов спорта и другим особенностям не имеют возможности действовать более чем на 50 процентах территории Российской Федерации.
Перечень таких объединений определяется федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта совместно с Олимпийским комитетом России.
3. Основные задачи, функции, структура, вопросы членства, избрания органов управления, хозяйственной деятельности, финансирования, социальной защиты спортсменов и работников физической культуры и спорта, учреждение своей символики предусматриваются уставами физкультурно-спортивных объединений.
В руководящие органы общероссийских физкультурно-спортивных объединений избираются граждане Российской Федерации.
Физкультурно-спортивные объединения могут вступать в международные спортивные объединения (федерации, союзы, ассоциации), приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу международных объединений, если такие права и обязанности не противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права.
4. Чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие официальные спортивные соревнования Российской Федерации, а также международные спортивные соревнования на территории Российской Федерации, мероприятия по подготовке к участию в международных спортивных соревнованиях и участию в них сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, предусмотренные единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, имеют право проводить общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийским комитетом России.
Порядок аккредитации устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. В Российской Федерации создаются физкультурно-спортивные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности - физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические клубы и коллективы физической культуры - в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со своими уставами спортивные клубы и коллективы физической культуры организуют физкультурно-оздоровительную работу с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами, осуществляют подготовку спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации.
6. Физкультурно-спортивные объединения, являющиеся исполнителями отдельных разделов федеральных программ развития физической культуры и спорта, имеют право получать финансовую и иную государственную поддержку за счет средств, предусмотренных для этих целей федеральным бюджетом, и на основе договоров со специально уполномоченным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Финансирование физкультурно-спортивных объединений, в том числе спортивных клубов и коллективов физической культуры, может также осуществляться посредством финансовой поддержки со стороны организаций и спонсоров (в соответствии с их уставами), пожертвований граждан, а также за счет части доходов от проведения спортивных лотерей, соревнований, осуществления предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом источников.
Комментарий к статье 8
1. Статья дает общую характеристику правового положения физкультурно-спортивных объединений и физкультурно-спортивных организаций. Определение, данное в ст. 2, характеризует физкультурно-спортивное объединение как общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Это определение указывает на существенную для правового статуса черту физкультурно-спортивных объединений: они могут создаваться только как некоммерческие. Иными словами, физкультурно-спортивное объединение не может в качестве основной своей цели иметь цель извлечения прибыли. Действительно, цель физкультурно-спортивных объединений, определенная в Законе, предполагает развитие физической культуры и спорта, что, однако, прямо не исключает возможность извлечения прибыли.
Особо подчеркнуто, что физкультурно-спортивные объединения могут создаваться с участием государства. Так, Указом Президента от 21 февраля 1996 г. N 241 "О некоторых мерах поддержки Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо" в целях повышения эффективности деятельности Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо" по организации служебной и физической подготовки личного состава правоохранительных органов и военнослужащих, развития физической культуры и спорта было поддержано предложение МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, а также Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо" о создании в установленном порядке общественно-государственного спортивного объединения "Динамо".
Другим Указом от 4 декабря 1996 г. N 1619 "О мерах по обеспечению деятельности общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" <*> в целях обеспечения его деятельности Правительству Российской Федерации поручено обеспечить закрепление за общественно-государственным объединением "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" имущества, созданного за счет государственного финансирования и ранее переданного в пользование Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо". Кроме того, поскольку в процессе перестройки и приватизации нередко нарушались права и законные интересы, Правительству Российской Федерации поручено также при необходимости обеспечивать в установленном порядке возврат общественно-государственному объединению "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" незаконно отчужденных решениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации спортивных объектов и центров.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 50. Ст. 5637.
Установленное ст. 8 положение о том, что физкультурно-спортивные объединения могут создаваться с участием государства, вызывает сомнения в его законности. Дело в том, что ст. 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" среди требований, предъявляемых к учредителям, членам и участникам общественных объединений (а физкультурно-спортивные объединения, как мы уже выяснили, это общественные объединения), установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
Тем не менее в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О физкультуре и спорте в Российской Федерации" к физкультурно-спортивным объединениям относятся три группы субъектов: физкультурно-спортивные общества профессиональных союзов, физкультурно-спортивные общества органов государственной власти, федерации (союзы и ассоциации) по различным видам спорта.
2. Порядок образования, регистрации, реорганизации и ликвидации физкультурно-спортивных объединений определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях", в соответствии со ст. 7 которого (в редакции Федерального закона от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ) общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.
Таким образом, то различие, которое проводится Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" между физкультурно-спортивным объединением и физкультурно-спортивной организацией, в трактовке Федерального закона "Об общественных объединениях" в определенной степени стирается. В соответствии с этим Законом в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. При этом под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Физкультурно-спортивные объединения наделены особенностью в части признания их общероссийскими. В соответствии с п. 2 ст. 8 общероссийскими могут быть признаны объединения (федерации, союзы, ассоциации), которые по сложности культивируемых видов спорта и другим особенностям не имеют возможности действовать более чем на 50% территории Российской Федерации. Перечень общероссийских физкультурно-спортивных объединений определяется Госкомспортом России. Такой перечень утвержден Приказом <*> от 3 сентября 1999 г. N 78 и по своему характеру является открытым.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 41. Ноябрь 1999 г.
Установлена очень важная норма - вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. При анализе комментируемого Закона можно прийти к выводу о том, что эта определяющая норма в целом ряде статей не учитывается Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
3. Все основные вопросы деятельности физкультурно-спортивных объединений предусматриваются их уставами. Устав общественного объединения должен предусматривать:
название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
4. Пункт 4 определяет те физкультурно-спортивные объединения, которые имеют право проводить чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие официальные спортивные соревнования Российской Федерации, а также международные спортивные соревнования на территории Российской Федерации и другие мероприятия, предусмотренные единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. К ним относятся общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, аккредитованные Госкомспортом России и Олимпийским комитетом России.
5. Часть 5 статьи посвящена физкультурно-спортивным организациям Российской Федерации, которые, в отличие от физкультурно-спортивных объединений, могут создаваться и функционировать в любых организационно-правовых формах и формах собственности, предусмотренных действующим законодательством. Здесь может применяться и Федеральный закон "Об общественных объединениях", и Гражданский кодекс РФ, устанавливающий все возможные организационно-правовые формы для коммерческих структур.
6. В последнем пункте решается важный вопрос об источниках финансирования деятельности физкультурно-спортивных объединений. Это могут быть средства государственного бюджета соответствующего уровня (как правило, в случае участия в выполнении программ), средства от пожертвований и благотворительности и другие источники, не запрещенные законом.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 8. Физкультурно-спортивные объединения и физкультурно-спортивные организации. 1. В Российской Федерации создаются и действуют физкультурно-спортивные объединения, в том числе с участием государства. К ним относятся физкультурно-спортивные общества профессиональных союзов, физкультурно-спортивные общества органов государственной власти, федерации (союзы и ассоциации) по различным видам спорта (в том числе их структурные подразделения профессионального спорта).
Вернутся в раздел Комментарии к законам