Комментарии к законам

Статья 4. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта. 1. Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает:



1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;
2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;
4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;
8) организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.
2. Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов (далее - спорт высших достижений) и создает для этого благоприятные условия посредством:
1) увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;
2) строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
3) выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;
4) стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;
5) поощрения меценатства и благотворительности.
3. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.
5. Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта и региональных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийский комитет России.
Комментарий к статье 4
1. Как любая социальная сфера, физкультура и спорт не могут существовать и развиваться без поддержки со стороны государства. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" закрепил положение о том, что государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное и физкультурно-спортивное движение, олимпийское движение России. Государственная поддержка осуществляется по определенным направлениям, которые закреплены в ст. 4 комментируемого Закона и включают в себя восемь позиций.
Первое наиболее значимое направление - ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета. Ежегодно в Федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год предусматриваются суммы, направляемые на финансирование расходов в сфере физической культуры и спорта. Средства идут на финансирование части расходов на содержание спортивных команд, проведение мероприятий в сфере физической культуры и спорта, строительство новых и реконструкцию действующих спортивных сооружений. Таким образом, финансирование мероприятий - лишь часть расходов федерального бюджета в области физической культуры и спорта. В большей степени иные, перечисленные в ст. 4, меры государственной поддержки также осуществляются на основе бюджетного финансирования. Так, например, содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, означает прежде всего финансовое обеспечение их функционирования, реконструкции, проведения текущего ремонта, модернизации и т.п. за счет средств федерального бюджета.
Тем не менее выделение в самостоятельный пункт такой меры государственной поддержки, как финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, представляется исключительно важным. Не секрет, что российские спортивные общества и организации ограничены в финансовых средствах, и без финансовой поддержки государства было бы трудно проводить спортивные мероприятия, готовить спортсменов к участию в международных спортивных соревнованиях, участвовать в них. Разумеется, не все спортивные мероприятия могут рассчитывать на государственную поддержку, поэтому в качестве приоритетных Закон указывает Олимпийские игры и другие международные соревнования.
Из восьми установленных ст. 4 мер государственной поддержки четыре предполагают "создание условий" для определенных направлений деятельности в сфере физкультуры и спорта. Что представляет собой "создание условий", Закон не уточняет. Однако очевидно, что "создание условий" не означает обязательного финансирования из средств федерального бюджета предусмотренных направлений, в зависимости от характера которых и определяется содержание "условий".
Так, создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг может включать в себя выделение земельных участков под физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, обязанность предусматривать в планах застройки соответствующие спортивные объекты, обеспечение их средствами коммуникации и коммунальными услугами, поощрение строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, предоставление льгот по уплате тех или иных платежей и др.
Указанная мера государственной поддержки подкрепляется нормами п. 3 и 4 ст. 33 Закона, в соответствии с которыми не допускается строительство новых государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов без физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также ликвидация имеющихся сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пока на данной территории не будут созданы равнозначные сооружения.
Нормативы обеспеченности жилых районов основными физкультурно-спортивными сооружениями определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта на основе градостроительных норм.
Такая мера государственной поддержки, как создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий, предполагает иные формы реализации. Это предоставление налоговых льгот и кредитов, формирование государственных информационных ресурсов в области физической культуры и спорта, обеспечение их доступности и открытости, заказы на проведение научно-исследовательских и технических разработок и создание новых технологий, передача результатов указанных работ в промышленность и др.
Создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы может включать в себя формирование целевых программ, в том числе по развитию физкультуры и спорта, с учетом необходимости создания новых спортивных школ, спортивно-оздоровительных лагерей и других спортивных объектов, поощрение такого рода деятельности, выделение необходимых помещений и территорий, организационно-методическую помощь, установление льгот по налоговым и коммунальным платежам, подготовку квалифицированных кадров для работы в указанных организациях, передачу в аренду или в безвозмездное пользование необходимого оборудования и др.
В отдельную группу мер государственной поддержки выделено создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка. Это подчеркивает значимость для общества в целом такой проблемы, как укрепление здоровья населения, которое начинается с укрепления здоровья матери и ребенка. Наряду с указанными ранее направлениями меры государственный поддержки могут выражаться в формировании специальных групп для занятий физической культурой и спортом, разработке специальных методик по работе с указанными группами населения, в организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций.
Особо следует остановиться на отнесении законодателем к мерам государственной поддержки организации лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники.
Лицензирование вряд ли можно рассматривать как меру государственной поддержки. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*> к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Иными словами, лицензирование - это в первую очередь усиленный контроль государственных органов за соответствующими видами деятельности, осуществление которых может представлять опасность для индивида и общества в целом.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3430.
До принятия указанного Федерального закона деятельность в области физической культуры и спорта подлежала лицензированию, однако в настоящее время лицензирование в этой сфере отменено (подробнее см. комментарий к ст. 37 комментируемого Закона).
Обязательную сертификацию спортивных изделий и техники также трудно отнести к мерам государственной поддержки. Как и лицензирование, сертификация - это контроль за соответствием товаров и услуг установленным требованиям, направленным в первую очередь на обеспечение безопасности товаров и услуг. Сертификация в нашей стране существует добровольная и обязательная, порядок ее проведения установлен Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" <*> (подробнее см. комментарий к ст. 37 комментируемого Закона).
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 966.
Государство принимает на себя также обязательство по поддержке внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. Это положение вызывает определенные сомнения. В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и др.) внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные, финансовые и кредитные операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). И основной принцип осуществления внешнеэкономической деятельности - равенство всех ее участников, недопустимость установления индивидуальных льгот.
Кроме того, физкультурно-спортивные организации являются, как правило, некоммерческими и не занимаются перечисленными видами деятельности. Вероятно, законодатель имел в виду поддержку государством международных связей физкультурно-спортивных организаций, что действительно необходимо.
2. Второй пункт комментируемой статьи определяет цели, ради достижения которых государство поддерживает развитие спорта. Как видим, из двух объектов, составляющих предмет настоящего Закона, цели государственной поддержки определены только для спорта, развитие которого поддерживается в целях достижения высших спортивных результатов (спорт высших достижений). Такие социально значимые цели, характерные для физической культуры и массового спорта, как укрепление и поддержание здоровья населения, физической активности, перед спортом высших достижений не ставятся. На первом месте здесь - спортивный результат.
Определены и направления, по которым государство поддерживает развитие спорта высших достижений. Они очень близки по сути тем направлениям государственной поддержки, которые установлены п. 1 комментируемой статьи применительно к развитию физической культуры и спорта в целом, но имеют более узкую направленность. Так, в п. 2 также идет речь об увеличении количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва и укреплении их материально-технической базы, однако рассчитывать на государственную поддержку они могут в случае, если осуществляют деятельность по подготовке спортсменов высокого класса (согласно определению, данному в ст. 2 комментируемого Закона, спортсмен высокого класса - это спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных спортивных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже звания "Мастер спорта России" согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации).
Строительство и реконструкция спортивных объектов - также общая мера государственной поддержки, однако применительно к спорту высших достижений государственная поддержка выражается в строительстве новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта. Сюда же отнесены строительство и модернизация учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта. К образовательным учреждениям среднего профессионального, высшего профессионального образования в данном случае относятся те, которые осуществляют подготовку специалистов по специальностям в области физической культуры и спорта.
В отличие от общего положения о финансировании мероприятий в области физической культуры и спорта, п. 2 ст. 4 предусматривает конкретный объект финансирования: выделение ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений. Тем самым определяется целевая направленность выделяемых средств и обеспечиваются финансированием научные разработки, потребность в которых в настоящей экономической ситуации не может быть обеспечена без поддержки государства. Такие научные разработки, тематика которых определяется на основе существующих проблем спорта высших достижений, проводятся научными организациями в рамках государственного заказа и включаются в целевые программы в области физкультуры и спорта.
Государство считает необходимым стимулировать деятельность физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях. Формы стимулирования законодательно не определены, но исходя из практики следует сделать вывод о том, что применяются как моральные, так и материальные стимулы. Такие моральные стимулы, как почетные грамоты, дипломы, присвоение званий и др., могут сопровождаться и материальными стимулами, которые носят разнообразный характер: от безвозмездной передачи спортивных сооружений и оборудования до предоставления помещений, выделения территорий, финансирования части расходов.
Государство не может полностью обеспечить материальные и финансовые потребности развития физкультуры и спорта, однако оно может создать условия, при которых не безразличные к спорту юридические и физические лица могли бы добровольно принять участие в поддержке физкультуры и спорта. Для этого законодатель провозгласил поощрение меценатства и благотворительности.
3. Вовлечение широких масс в занятия физкультурой и спортом, формирование здорового образа жизни невозможно без пропаганды физической культуры и спорта. В качестве одного из направлений поддержки развития физкультуры и спорта государство обеспечивает пропаганду физкультурно-спортивного и олимпийского движения России, физической культуры и спорта в целом. Осуществляют пропаганду различные государственные органы и организации, органы местного самоуправления в первую очередь через средства массовой информации, но возможны и другие формы, в частности проведение занятий, включение соответствующих тем в учебные программы и др. Так, Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 января 2001 г. N 58 <*>, на Комитет в качестве одной из основных функций возложена пропаганда физической культуры, спорта и спортивного туризма в средствах массовой информации, участие в обеспечении издания массовой, научно-популярной и учебной литературы, выпуска телепрограмм, видео- и киноматериалов по спортивной тематике. Аналогичные функции по пропаганде выполняют органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 5. Ст. 405.
Статьей 22 комментируемого Закона на государственные службы по телевидению и радиовещанию возложена обязанность, а негосударственным телевизионным и радиокомпаниям рекомендовано предусматривать трансляцию спортивных программ, в том числе ежедневных передач оздоровительной направленности (утренняя, производственная гимнастика), обеспечивать высокий уровень образовательных теле- и радиопрограмм, кинофильмов, электронных и компьютерных игр, других материалов, стимулирующих интерес зрителей и слушателей к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, дающих необходимые знания в данной области, формирующих потребность граждан в активном, здоровом образе жизни.
В пропаганде физической культуры и спорта участвуют и общественные организации, в первую очередь физкультурно-спортивные объединения, которым предоставляется возможность использовать в этих целях государственные средства массовой информации.
4. Меры государственной поддержки физкультуры и спорта, особенно те из них, которые требуют финансирования из соответствующих бюджетов, формируются в виде комплекса мероприятий, включаемых в программы развития физической культуры и спорта, а также в другие целевые программы социальной направленности. Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на социальные и экономические процессы. Порядок их разработки определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 <*>. В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 28. Ч. I. Ст. 2669.
отбор проблем для программной разработки;
принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
экспертиза и оценка целевой программы;
утверждение целевой программы;
управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица. Применительно к программам развития физической культуры и спорта это могут быть федерации по различным видам спорта, физкультурно-спортивные организации, в том числе Олимпийский комитет России, другие заинтересованные субъекты.
Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:
значимость проблемы;
невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации, направления структурной и научно-технической политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, а также международные договоренности.
Программы в зависимости от уровня утверждаются уполномоченными органами. Для федеральных программ - это Правительство Российской Федерации, которое на основе представленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика.
В пункте 4 ст. 4 наряду с субъектами, которым оказывается государственная поддержка, указаны и спортивные сооружения, что является неточным. Самим спортивным сооружениям оказывать поддержку невозможно, однако они всегда находятся на балансе какой-либо организации, которой и может быть оказана целевая поддержка при условии включения этого мероприятия в соответствующую программу.
5. Пункт 5 ст. 4 определяет источники финансирования федеральных программ развития физической культуры и спорта и региональных программ развития физической культуры и спорта. Расходы производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других предусмотренных Законом источников.
В соответствии с упомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (а развитие физической культуры и спорта относится именно к таким проблемам), осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления.
Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов субъектов Российской Федерации; средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и др.
Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
Помимо указанных источников финансирования программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Для целевого финансирования программ из федерального бюджета в очередном году Правительству Российской Федерации представляются предложения по перечню федеральных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, и объемам их финансирования.
Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.
В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат. При утверждении объемов финансирования целевых программ Правительство Российской Федерации может вносить Федеральному Собранию предложение о защищенности расходов целевых программ в федеральном бюджете.
По утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным целевым программам государственным заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, выделенные на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх, направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму) и Олимпийский комитет России.
Глава II. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Вернутся в раздел Комментарии к законам