Комментарии к законам

Статья 17. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности. 1. В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



2. Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Комментарий к статье 17
1. Субъекты инвестиционной деятельности несут гражданско-правовую, уголовную, административную и иные виды ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
2. В случае совершения гражданского правонарушения (в том числе нарушения условий договора или государственного контракта) виновная сторона обязана возместить потерпевшей стороне причиненные ей убытки, определяемые в соответствии со ст. 15 ГК РФ.
3. Уголовная ответственность субъектов инвестиционной деятельности в основном определяется в разделе VIII УК РФ. В частности, здесь рассматривается уголовная ответственность за следующие виды преступлений, которые в значительной степени могут быть связаны с инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений:
Статья 173 УК РФ - лжепредпринимательство, то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству;
Статья 174 УК РФ - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, т.е. совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом;
Статья 176 УК РФ - незаконное получение кредита, т.е. получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб;
Статья 185.1 УК РФ - злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, т.е. злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству;
Статья 193 УК РФ - невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, т.е. невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.
Уголовная ответственность в Российской Федерации предусмотрена и за другие преступления в сфере экономики.
4. Вопросы административной ответственности применительно к инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в большей степени отражены в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, гл. 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" и гл. 15 КоАП РФ "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг".
В частности, КоАП РФ установлена административная ответственность за следующие виды нарушений.
Статья 14.11 КоАП РФ - незаконное получение кредита, т.е. получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии.
Статья 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, т.е. использование бюджетных средств получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Статья 15.15 КоАП РФ - нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.
Статья 15.16 КоАП РФ - нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.
Статья 15.20 КоАП РФ - воспрепятствование эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом и др. статьи.
Субъекты инвестиционной деятельности несут также ответственность за налоговые правонарушения в соответствии с НК РФ.
5. Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном международными договорами и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (в дальнейшем - Центр). Его задача - предоставление структур для примирения и арбитража в связи с инвестиционными спорами между договаривающимися государствами и физическими или юридическими лицами других договаривающихся государств.
Центр включает в себя Административный совет и Секретариат и ведет список примирителей и список арбитров.
Центр обладает полной международной правосубъектностью и правоспособен:
заключать договоры;
приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом;
возбуждать судебное разбирательство.
Юрисдикция Центра распространяется на все непосредственно связанные с инвестициями правовые споры между договаривающимся государством (или любым подразделением или учреждением договаривающегося государства, указанным Центру этим государством) и физическим или юридическим лицом другого договаривающегося государства, которые стороны в письменной форме согласились передать Центру. Если обе стороны выразили свое согласие, ни одна из них не может отменить его в одностороннем порядке.
Согласие сторон на арбитраж на основании настоящей Конвенции считается, если не указано иное, согласием на такой арбитраж, исключающий любые иные средства правовой защиты. В качестве условия договаривающееся государство может потребовать своего согласия на арбитраж на основании настоящей Конвенции, чтобы прежде были исчерпаны все местные административные и судебные средства защиты.
Любое договаривающееся государство или любое физическое или юридическое лицо договаривающегося государства, желающее возбудить арбитражную процедуру, обращается с письменной просьбой об этом к Генеральному секретарю, который направляет ее копию другой стороне.
Просьба должна содержать информацию о предмете и сторонах спора, их согласии на арбитраж в соответствии с правилами процедуры возбуждения примирительной и арбитражной процедуры.
Генеральный секретарь регистрирует просьбу, если не сочтет на основе ее содержания, что спор выходит за рамки юрисдикции Центра. О регистрации или об отказе в регистрации он должен незамедлительно уведомить стороны.
Арбитражный суд формируется в кратчайший срок после регистрации просьбы.
Суд состоит из одного арбитра или любого нечетного числа арбитров, назначаемых по согласованию сторон. Если стороны не договорились о числе арбитров и порядке их назначения, Суд формируется в составе трех арбитров, по одному из которых назначает каждая из сторон, а третий, являющийся председателем Суда, назначается по соглашению сторон.
Если Суд не был сформирован в течение 90 дней после направления Генеральным секретарем уведомления о регистрации просьбы или в течение иного срока, согласованного сторонами, Председатель по просьбе любой из сторон и после самых подробных консультаций с обеими сторонами назначает арбитра или арбитров, которые еще не были назначены. Арбитры, назначенные Председателем, не должны быть гражданами договаривающегося государства, которое участвует в споре или физическое/юридическое лицо которого участвует в споре.
Большинство арбитров должны быть гражданами иных государств, нежели договаривающееся государство, являющееся стороной в споре, и договаривающееся государство, физическое или юридическое лицо которого является стороной в споре; при этом, однако, данное положение не применяется в случае, когда единственный арбитр или любой отдельный член Суда назначается по соглашению сторон.
Суд вправе самостоятельно решать вопрос о своей компетенции.
Любое возражение стороны в споре о том, что данный спор не подпадает под юрисдикцию Центра или по иным причинам находится вне компетенции Суда, должно быть рассмотрено Судом, определяющим, рассматривать ли такое возражение в качестве предварительного вопроса или в рамках решения спора по существу.
Суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые могут быть согласованы сторонами. При отсутствии такого соглашения Суд применяет право договаривающегося государства, являющегося стороной в споре (включая его нормы коллизионного права), и такие нормы международного права, которые могут быть применены.
За исключением случаев, когда стороны договорились об ином, Суд может, если сочтет необходимым, на любой стадии разбирательства:
предложить сторонам представить документы или иные доказательства;
посетить место, связанное со спором, и провести такое расследование, которое сочтет целесообразным.
Неявка стороны на заседание или непредставление ею объяснений по делу не считаются признанием утверждений другой стороны. Если сторона не является в заседание или не представляет своих объяснений по делу на любой стадии разбирательства, другая сторона может просить Суд рассмотреть переданные ему вопросы и вынести арбитражное решение. До вынесения решения Суд должен уведомить сторону, не явившуюся в заседание или не представившую свои объяснения по делу, и предоставить ей отсрочку, если он не придет к убеждению, что эта сторона не намерена участвовать в разбирательстве.
За исключением случаев, когда стороны договорились об ином, Суд по просьбе любой из сторон выносит решение относительно любых сопутствующих, или дополнительных, или встречных исков, вытекающих непосредственно из предмета спора, при условии, что в их отношении имеется согласие сторон или они каким-либо иным образом подпадают под юрисдикцию Центра.
За исключением случаев, когда стороны договорились об ином, Суд может, если, по его мнению, обстоятельства того требуют, рекомендовать любые предварительные меры защиты соответствующих прав любой из сторон.
Суд решает вопросы большинством голосов всех его членов.
Арбитражное решение Суда составляется в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами Суда. Оно должно касаться всех вопросов, переданных на рассмотрение Суда, и содержать соображения, на которых оно основано. Любой член Суда может приобщить к арбитражному решению свое личное мнение, независимо от того, расходится оно с мнением большинства или нет, либо заявление о своем несогласии.
Центр не публикует арбитражное решение без согласия сторон.
Генеральный секретарь безотлагательно направляет заверенные копии арбитражного решения сторонам. Арбитражное решение считается вынесенным в день направления его заверенных копий.
По просьбе любой из сторон, направленной в течение 45 дней, считая с даты вынесения арбитражного решения, Суд может после уведомления другой стороны принять решение по любому вопросу, который не был урегулирован в арбитражном решении, и должен исправить любые опечатки, арифметические или подобные ошибки в арбитражном решении. Такое решение Суда становится частью арбитражного решения и доводится до сведения сторон в том же порядке, что и арбитражное решение.
В случае возникновения спора между сторонами по поводу смысла или сферы действия арбитражного решения любая из сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря просить об истолковании этого решения.
Такая просьба передается, если это возможно, Суду, вынесшему арбитражное решение. Если это невозможно, формируется новый Суд в порядке, установленном настоящей Конвенцией. Когда, по мнению Суда, обстоятельства того требуют, он вправе приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения данной просьбы.
Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря просить о пересмотре арбитражного решения на основании выявления какого-либо факта, который существенно влияет на это решение, при условии, что в момент вынесения решения этот факт был неизвестен Суду и заявителю и что незнание его заявителем не было результатом небрежности.
Заявление подается в течение 90 дней после выявления такого факта и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.
Просьба передается, если это возможно, Суду, вынесшему арбитражное решение.
В требующих того обстоятельствах Суд вправе приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения просьбы. Если заявитель просит в своем заявлении приостановить исполнение арбитражного решения, исполнение временно приостанавливается до вынесения Судом решения по данной просьбе.
Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря просить об отмене арбитражного решения по одной или нескольким из нижеследующих причин:
Суд был сформирован ненадлежащим образом;
Суд явно превысил свои полномочия;
имела место коррупция какого-либо члена Суда;
сделано серьезное отступление от какого-либо существенного правила процедуры;
в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано.
Заявление подается в течение 120 дней начиная с даты вынесения арбитражного решения, за исключением случая, когда просьба об отмене основана на факте коррупции: такое заявление подается в течение 120 дней после выявления факта коррупции и, в любом случае, в течение 3 лет со дня вынесения арбитражного решения.
По получении просьбы Председатель незамедлительно назначает из числа лиц, включенных в список арбитров, Комитет ad hoc в составе трех человек. Никто из членов последнего не должен быть членом Суда, вынесшего арбитражное решение, иметь то же гражданство, что и любой член такого Суда, быть гражданином государства, являющегося стороной в споре, или государства, физическое или юридическое лицо которого является стороной в споре, быть внесен в список арбитров каким-либо из этих государств или быть лицом, действовавшим в качестве примирителя в споре. Комитет вправе отменить арбитражное решение или часть его.
В случае отмены арбитражного решения спор по просьбе любой из сторон передается в новый Суд, сформированный в установленном Конвенцией порядке.
Арбитражное решение является обязательным для сторон и не подлежит никакому обжалованию или иному исправлению, за исключением случаев, предусмотренных в данной Конвенции. Каждое договаривающееся государство должно признавать арбитражное решение, вынесенное согласно настоящей Конвенции, в качестве обязательного и выполнять финансовые обязательства, предусмотренные этим решением, в пределах своей территории, как если бы это было окончательным решением суда данного государства. Договаривающееся государство с федеративным устройством может исполнять арбитражное решение в своих федеральных судах или через их посредство и установить, чтобы это решение рассматривалось ими, как если бы оно было окончательным решением судов государств, образующих данную федерацию.
Сторона, ходатайствующая о признании или исполнении на территории договаривающегося государства, представляет в компетентный Суд или иной орган, уполномоченный данным государством, копию арбитражного решения, заверенную Генеральным секретарем. Каждое договаривающееся государство уведомляет последнего о назначении компетентного суда или иного органа для этой цели и о любом последующем изменении такого назначения.
Порядок исполнения арбитражного решения определяется законами об исполнении судебных решений, действующими в государстве, на территории которого такое исполнение испрашивается.
В российском законодательстве споры, связанные с инвестициями, разрешаются в арбитражном, гражданском процессуальном порядке, также в порядке конституционного судопроизводства.
6. В соответствии с новым АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают споры с участием организаций, являющихся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Дела, связанные с инвестициями, рассматриваются в порядке гражданского производства в судах общей юрисдикции, если одной из сторон спора является физическое лицо и если такое дело не подведомственно арбитражному суду.
7. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" Конституционный Суд РФ, в частности, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, актов субъектов РФ по инвестиционной деятельности.
8. Споры, связанные с инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений, могут быть рассмотрены также третейскими судами в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".
В соответствии с Законом о международном коммерческом арбитраже в последний по соглашению сторон могут передаваться:
споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;
споры между предприятиями с иностранными инвестициями и международными объединениями и организациями, созданными на территории Российской Федерации, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.
Третейский суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам. При отсутствии какого-либо указания сторон третейский суд применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.
Деятельность специализированного третейского суда предусмотрена Положением о международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1.
Международный коммерческий арбитражный суд является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом РФ о международном коммерческом арбитраже.
Торгово-промышленная палата РФ утверждает Регламент Международного коммерческого арбитражного суда, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов суда, оказывает иное содействие его деятельности.
Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.
Международный коммерческий арбитражный суд принимает к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров РФ.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" по соглашению сторон третейского разбирательства в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.
Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.
Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:
приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Оно может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение в отношении спора, находящегося на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.
Третейский суд принимает решение в соответствии с международным правом, законодательством РФ, условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.
Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.
9. По результатам анализа практики разрешения споров, связанных с инвестиционной деятельностью, Высшим Арбитражным Судом РФ были сделаны многие существенные выводы. В связи с этим информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 58 был утвержден Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов.
В данном Обзоре, например, указывается, что арбитражный суд прекращает производство по делу об инвестиционном споре, ответчиком по которому является иностранное государство, выступающее в качестве суверена. Но арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором выступает лицо, наделенное международными иммунитетами. Иммунитет не распространяется на коммерческую деятельность международной организации, не предусмотренную международными договорами (ее уставом и соглашением о штаб-квартире). Или, например, в случае обращения спорящих сторон в арбитражный суд он принимает к рассмотрению иск об исполнении договора с иностранным инвестором, содержащего третейскую запись. Арбитражный суд исполняет решение третейского суда при наличии явно выраженного волеизъявления о передаче частного спора в третейский суд.
В Обзоре практики споров по защите инвесторов также сделаны многие другие существенные выводы и заключения по инвестиционным спорам, в том числе в сферах налогового, таможенного и другого законодательства.




Вернутся в раздел Комментарии к законам