На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно - розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.
Комментарий к статье 1
Деятельность частных детективных и охранных организаций и индивидуальных предпринимателей носит частноправовой характер. Отсутствие в Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" прямого указания на то, что основной целью создания и деятельности частных охранных и детективных организаций является извлечение прибыли, обусловливает настоятельную потребность в определении базовых понятий в данной сфере.
В определении частной детективной и охранной деятельности реализован один из основных принципов гражданского права - принцип эквивалентности отношений. Законодатель в ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" выделил возмездность в качестве существенного признака частной детективной и охранной деятельности.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ основная цель деятельности частных детективных и охранных организаций и предпринимателей - извлечение прибыли и распределение ее между участниками коммерческой организации. Но даже если исключить из рассмотрения основную цель коммерческих организаций, факт осуществления субъектами детективной и охранной деятельности защиты только тех лиц, которые способны оплатить эти услуги, является серьезным доводом против того, чтобы считать частную детективную и охранную деятельность правоохранительной.
Квалифицирующим признаком правоохранительной деятельности является ее объективный, обязательный для государственных органов характер. Правоохранительные органы обязаны в соответствии со своей компетенцией осуществлять правоохранительную деятельность вне зависимости от обращения лиц, права которых нарушены. Так, в ст. 10 Закона РФ "О милиции" отсутствует требование такого обращения в качестве условия исполнения милицией обязанностей по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений.
В деятельности детективных и охранных структур реализуется принцип диспозитивности, в соответствии с которым "граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права" (п. 1 ст. 9 ГК РФ). Для субъектов предпринимательства в отличие от правоохранительных органов не установлена обязанность по защите прав неопределенного круга лиц.
Легальным признаком этого вида предпринимательства являются договорные отношения между ее субъектом и заказчиком услуг. Только при наличии договора между клиентом и детективной или охранной организацией, индивидуальным предпринимателем возникают гражданско - правовые обязательства по охране прав конкретного клиента и только в объеме, предусмотренном договором. Организации и индивидуальные предприниматели своей волей и в своих интересах заключают договоры на оказание детективных и охранных услуг. Эта сфера предпринимательства не включена в перечень публичных видов деятельности, субъекты которой обязаны заключать публичный договор на ее осуществление по требованию каждого обратившегося лица (ст. 426 ГК РФ).
Также стоит обратить внимание на то, что административное право объясняет понятие "правоохранительные органы" как "систему органов государственной власти, главной задачей которых является осуществление непосредственно при помощи специальных форм и методов функций правоохранительного характера, обеспечение безопасности личности, общества, государства", а также относит к ним некоторые негосударственные органы и учреждения, но не частные детективные и охранные структуры.
Одной из причин противоположности научных взглядов является отсутствие дефинитивных норм, в обобщенном виде закрепляющих существенные признаки этих юридических понятий.
Понятие "правоохранительные органы" включает в себя следующие виды государственных органов: Генеральную прокуратуру РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу налоговой полиции РФ и Государственный таможенный комитет России.
Отсутствие определений терминов в нормативных актах говорит о рассмотрении понятий "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" как общепризнанных. Оба понятия соответствуют требованию доступности, предъявляемому к юридической терминологии. Они вошли в Конституцию РФ. В данном случае действующие нормативные акты не позволяют рассматривать частную детективную и охранную деятельность как правоохранительную.
Сторонники правоохранительного характера детективной и охранной деятельности не указывают на цель ее классифицирования и на то, решению каких теоретических и практических задач она должна способствовать. Тезис о правоохранительной сущности этого вида предпринимательства обоснован общностью задач, характера, форм и методов их деятельности, однако общность содержания деятельности частных охранно - детективных структур и правоохранительных органов условна и основана на больших допущениях. Очевидны отличительные признаки правоохранительных органов как органов исполнительной власти и признаки субъектов предпринимательства.
Детективные и охранные организации в отличие от создаваемых по решению государства правоохранительных органов могут быть учреждены или ликвидированы только при наличии свободного волеизъявления учредителей - физических и (или) юридических лиц. Невозможно существование правоохранительных органов и осуществление ими правоохранительной деятельности, являющейся функцией государства, в зависимости от желания учредителей создать предпринимательскую структуру для оказания услуг в охранной или детективной сфере или прекратить ее деятельность.
Обеспечение законности и общественной безопасности, охрана общественного порядка, защита прав и свобод человека и гражданина, борьба с преступностью являются конституционной обязанностью государства. Цель деятельности правоохранительных органов - обеспечение правопорядка в обществе и государстве.
Исполнение правоохранительными органами возложенных на них обязанностей носит публично - правовой характер и обеспечивает охрану прав граждан, интересов общества и государства. Так, например, Специальная президентская комиссия США по изучению частной службы безопасности считает, что в основе различия между государственными правоохранительными органами и частной службой безопасности лежит источник финансирования: государственный или частный. Реализация задач правоохранительной деятельности обеспечивается бюджетным финансированием правоохранительной деятельности. Однако приверженцы идеи правоохранительного характера частной детективной и охранной деятельности исключают из рассмотрения ее основную цель, ссылаясь на то, что данный вид деятельности осуществляется "в целях защиты законных прав и интересов клиентов".
На основании ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" обязательным условием для осуществления частной детективной и охранной деятельности является получение данными предприятиями специального разрешения (лицензии) органов внутренних дел.
В соответствии с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности" МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, управления внутренних дел краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации имеют право выдавать, продлевать срок действия и аннулировать лицензии на частную детективную и (или) охранную деятельность и осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений), их филиалов и охранно - сыскных подразделений на предприятиях, действующих на соответствующей территории Российской Федерации (приложение к Приказу МВД России от 22 августа 1992 г. N 292).
В частях 2 и 3 ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" указано, что "на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется". В нем также установлены запреты детективам и охранникам "выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов" (п. 2 ст. 7 и ст. 12), "осуществлять какие-либо оперативно - розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания" (ст. 1).
В данном случае законодатель имел в виду то, что частные детективы и охранники не могут быть наделены компетенцией в части осуществления функций властного характера по применению мер административного пресечения от имени государства. Должностные лица правоохранительных органов являются представителями государственной власти. Для решения законодательно определенных задач и в рамках установленной компетенции они наделены государственно - властными полномочиями и используют правовые средства, в частности меры правового принуждения. Так, ст. 14 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" предусматривает, что "сотрудник налоговой полиции при исполнении служебных обязанностей является представителем государственной власти". Только государственные правоохранительные органы вправе применять к виновному лицу юридические санкции, профилактические и превентивные меры государственного принуждения (штрафные, карательные санкции), привлекать его к уголовной или административной ответственности.
Цель этих нормативных положений - предотвращение заблуждений относительно правового статуса частных детективов и охранников и их прав и обязанностей.
Такой подход существует не только в российском законодательстве. Например, в ФРГ в инструкции частного охранника сказано, что он "не имеет полномочий полицейского, так как не является государственным служащим". Служебное удостоверение охранника заметно отличается от удостоверения полицейского.
Важной организационной характеристикой является единство правоохранительных органов, имеющих общий предмет ведения и наделенных соответствующей компетенцией. Принцип единства установлен, например, п. 1 ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации": "Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему органов". Свойство системности правоохранительных органов отмечено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность. Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Вернутся в раздел Комментарии к законам