Комментарии к законам

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.



Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Комментарий к статье 2
Положения ст. 2 комментируемого Закона устанавливают правовой режим имущества Банка России.
Анализ положений комментируемой статьи позволяет сделать следующие выводы:
1) имущество Банка России является федеральной собственностью, а не собственностью Банка России;
2) Банк России осуществляет правомочия владения, пользования и распоряжения указанным имуществом, т.е. мы имеем традиционную для русского гражданского права "триаду" правомочий, охватывающих в своей совокупности исчерпывающий перечень возможностей собственника;
3) встречающаяся в тексте комментируемой статьи два раза формула "имущество Банка России" позволяет говорить о принадлежности соответствующего имущества Центральному банку РФ;
4) изъятие и обременение обязательствами рассматриваемого имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, если до издания комментируемого Закона изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускались вообще, то теперь такая возможность допускается при условии, что это будет предусмотрено федеральным законом;
5) по общему правилу государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства. Исключение из этого правила может быть предусмотрено федеральными законами либо соответствующим актом Правительства РФ и (или) Банка России, предусматривающим принятие на себя таких обязательств.
Сделанные нами выводы позволяют утверждать, что имущество Банка России не отвечает признакам как имущества, принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, так и имущества, принадлежащего субъекту на праве оперативного управления. Собственностью Банка России оно также не является, так как указанное имущество - федеральная собственность.
Возникает непреодолимое на первый взгляд противоречие: Банк России не является собственником, но осуществляет все правомочия собственника.
Вместе с тем очевидно, что право Банка России в отношении закрепленного за ним имущества относится к категории вещных прав, так как фиксирует статику имущественных отношений, оно определяет имущественный статус Банка России, поскольку призвано оформить его имущественную базу для самостоятельного участия в государственных, межгосударственных, гражданских и иных правоотношениях как юридического лица - несобственника, что невозможно в обычном имущественном обороте в гражданско-правовом понимании этого термина.
В данном случае следует вспомнить, что "основаниями возникновения (приобретения) права собственности являются правопорождающие юридические факты, которые называются также титулами собственности. Титульное владение - это владение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом основании или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта" <*>.
--------------------------------
<*> Суханов Е. Приобретение и прекращение права собственности // Хозяйство и право. 1998. N 6. С. 3.
В рассматриваемом случае с Банком России таким юридическим фактом является издание Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Главной отличительной особенностью, характеризующей правомочия собственника в российском праве, является возможность самому, т.е. по своему усмотрению и без каких-либо ограничений, осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения, руководствуясь при этом исключительно собственными интересами.
Представляется очевидным утверждение, что Банк России вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с целями и в порядке, которые установлены в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Вот почему Банк России не является собственником принадлежащего ему имущества в классическом понимании категории "собственник".
Центральный банк РФ является титульным владельцем принадлежащего ему имущества, и специфическая особенность такого владения заключается в обязанности Банка России осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения указанным имуществом не в своих интересах, а в интересах общества и государства.
Определение имущественного статуса Банка России, помимо изложенного выше, предполагает правовой анализ формулы: уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
В чем смысл данного положения?
Любой юрист, не задумываясь, сошлется на п. "г" ст. 114 Конституции РФ, где закреплено, что управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ.
Следовательно, логично было бы предположить, что если имущество Банка России является федеральной собственностью, а управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ, то управление имуществом Банка России также может осуществлять Правительство РФ.
Данный вывод неверен, так как не учитывает положения ст. 75 Конституции РФ, где закреплено, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Ученые-правоведы, исследующие правоотношения, одним из субъектов которых выступает государство, трактуют вопрос о правосубъектности государства следующим образом: "Субъектом финансовой деятельности государства, что неоднократно подчеркивалось в науке, является государство в лице компетентных органов" <*>.
--------------------------------
<*> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 11.
Отсюда следует, что государство может выступать субъектом какой-либо деятельности исключительно в лице компетентных органов <*>. Более того, государство не существует и не может существовать вне его органов. Наличие системы органов - это единственно возможный способ существования государства.
--------------------------------
<*> В данном случае уместна аналогия с юридическими лицами. Так, по мнению Д.И. Мейера, "юридические лица признаются способными к гражданской деятельности, но гражданская деятельность невозможна без фактической стороны; между тем юридическое лицо само по себе только - отвлеченное понятие: нет у него ни рук, ни воли; и вот, признавая существование юридического лица, законодательство определяет известные органы, через которые действует юридическое лицо, так что действие, совершенное органом, считается действием самого юридического лица. Этот орган деятельности называется иногда также представителем юридического лица, но его можно назвать представителем только в том смысле, что он составляет физическую сторону, тело юридического лица, с которым орган совершенно сливается" (см.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 1997. С. 125).
Рассматриваемый вопрос, таким образом, трансформируется в сопоставление компетенции таких государственных органов, как Банк России и Правительство РФ. При этом в уже упоминавшейся формуле "защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти" акцент необходимо сделать на независимом осуществлении Центральным банком своей основной функции. Следовательно, государство как субъект, обязанный выполнять функцию защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты, представлено сегодня единственным государственным органом - Банком России, одной из конституирующих особенностей которого является его независимость.
Таким образом, формула "уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью" в совокупности с положением ч. 2 ст. 75 Конституции РФ означает, что осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения указанным имуществом является неотъемлемой частью компетенции Банка России, без чего он будет не в состоянии независимо выполнять свою основную функцию.
Исходя из изложенного правомерным представляется утверждение, что имущество Банка России является федеральной собственностью, управление которой не может осуществляться Правительством РФ в силу исключительности компетенции Банка России как органа государственной власти. Отличительной особенностью данной части федеральной собственности является то, что владение, пользование и распоряжение ею Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти, руководствуясь при этом не своими, а государственными и общественными интересами.
Положение комментируемой статьи о том, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, является важнейшим элементом его имущественного статуса, подчеркивающим его особое положение в системе органов государственной власти.
Банк России - единственный орган государственной власти, которому на законодательном уровне предписано осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. Именно поэтому в ст. 46 Закона предусмотрено, что Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе. В состав доходов Банка России в ст. 10 Закона включены:
- доходы от предусмотренных ст. 46 Закона банковских операций и сделок;
- доходы от участия в капиталах кредитных организаций.
Денежные средства, полученные в результате эмиссии наличных денег, в состав доходов Банка России не входят.




Вернутся в раздел Комментарии к законам