Целями технического регулирования и контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
2. В состав мер технического регулирования и контроля (надзора) в электроэнергетике входит принятие технических регламентов, а также осуществление органами государственной власти и подведомственными им учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании контроля (надзора) за их соблюдением.
Технические регламенты принимаются по вопросам:
технической и технологической безопасности в электроэнергетике;
качества электрической и тепловой энергии;
установления нормативов резерва энергетических мощностей;
устройства электрических и тепловых установок;
деятельности субъектов электроэнергетики, связанной с эксплуатацией электрического и теплового оборудования, в том числе с соблюдением техники безопасности при его эксплуатации;
обеспечения ядерной и радиационной безопасности в сфере атомной энергетики.
Комментарий к статье 28
1. В целях обеспечения надежного и безопасного функционирования электроэнергетики, а также предотвращения возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии, в электроэнергетике осуществляются меры технического регулирования и контроля (надзора), к которым относятся:
1) принятие технических регламентов по вопросам:
а) технической и технологической безопасности в электроэнергетике;
б) качества электрической и тепловой энергии;
в) установления нормативов резерва энергетических мощностей;
г) устройства электрических и тепловых установок;
д) деятельности субъектов электроэнергетики, связанной с эксплуатацией электрического и теплового оборудования, в том числе с соблюдением техники безопасности при его эксплуатации;
е) обеспечения ядерной и радиационной безопасности в сфере атомной энергетики;
2) осуществление органами государственной власти и подведомственными им учреждениями контроля (надзора) за их соблюдением.
2. Основополагающим нормативным правовым актом в области технического регулирования выступает Закон о техническом регулировании.
Указанным Федеральным законом определены следующие принципы технического регулирования:
1) применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
2) соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
3) независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
4) единые система и правила аккредитации;
5) единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
6) единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
7) недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
8) недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
9) недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
10) недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Технический регламент принимается федеральным законом. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. При этом о разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, технический регламент без его публичного обсуждения может издать Президент РФ.
Кроме того, предусматривается возможность принятия технических регламентов международными договорами, подлежащими ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте. Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до его рассмотрения на заседании Правительства РФ. Со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.
3. В силу норм Закона о техническом регулировании к органам государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов относятся:
1) федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" осуществление контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти возлагается на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти (органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации), уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы государственного контроля (надзора) вправе:
1) требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
2) осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
4) принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
5) приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
6) привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
7) принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.
4. В соответствии со ст. 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу данного Закона и впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 28. Техническое регулирование и контроль (надзор) в электроэнергетике. 1. Техническое регулирование в электроэнергетике осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и настоящим Федеральным законом.
Вернутся в раздел Комментарии к законам