Комментарии к законам

Статья 378. Содержание надзорной жалобы или представления прокурора. 1. Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:



1) наименование суда, в который они адресуются;
2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
5) указание на решение, определение суда, которые обжалуются;
6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;
7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
2. В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.
3. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
4. В случае, если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда.
5. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором, указанным в части четвертой статьи 377 настоящего Кодекса.
6. К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
7. Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
8. В случае, если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Комментарий к статье 378
1. Комментируемая статья устанавливает общие требования к надзорной жалобе, которую подают лица, участвующие в деле, или другие лица, чьи права и интересы нарушены судебными постановлениями, а также к представлению, с которым вправе обращаться лишь указанные в законе должностные лица прокуратуры РФ. К таким лицам, в частности, отнесены Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота). Иные должностные лица не наделены полномочиями обращения в суд с представлением о пересмотре судебного постановления в порядке надзора.
2. Часть 1 комментируемой статьи перечисляет обязательные реквизиты надзорной жалобы и представления прокурора. Из перечисленных реквизитов складывается структура надзорной жалобы и представления, которая состоит из вводной, описательной, мотивировочной и заключительной частей. Надо сказать, что в законодательном порядке содержание и реквизиты надзорной жалобы определены впервые. Ранее лица, участвующие в деле, их представители также практиковали принесение надзорных жалоб, на основании рассмотрения которых соответствующие должностные лица прокуратуры и суда решали вопрос об истребовании дела или об отказе в этом. Поэтому можно говорить, что в настоящее время законодательно закреплена сложившаяся практика.
3. Вводная часть надзорной жалобы и представления прокурора должна включать следующую информацию:
1) наименование суда, в который они адресуются. Это суды (вернее, их структурные подразделения), наделенные функцией пересмотра судебных постановлений в порядке надзора:
- президиумы верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
- президиум окружного (флотского) военного суда;
- Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Президиум Верховного Суда РФ;
2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле. Наименование лица означает для физического лица указание фамилии, имени, отчества, для юридического лица - точное название, соответствующее его учредительным документам. Поскольку правом на обращение в суд с надзорной жалобой наделены не только лица, участвующие в деле, но и другие лица, чьи права и интересы нарушены судебным постановлением, то эти субъекты (как физические, так и юридические лица) вправе обратиться в суд. Так как данные субъекты не занимали какое бы то ни было процессуальное положение в деле, в надзорной жалобе может быть указано на то, что они не являются лицами, участвующими в деле, но их интересы нарушены судебным постановлением. В силу единства прокуратуры не требуется указание фамилии, имени, отчества конкретного прокурора, подающего представление. Должно быть указано лишь, прокурор какой республики, области, автономной области, какого края, города федерального значения, автономного округа подает соответствующее представление. Это может быть Генеральный прокурор РФ, кто-либо из его заместителей.
4. Описательная часть надзорной жалобы и представления прокурора включает в себя информацию о предшествующих рассмотрениях дел и о лицах, участвующих в деле:
1) наименования других лиц, участвующих в деле, их места жительства или места нахождения. По новому ГПК суд надзорной инстанции извещает всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте пересмотра судебного постановления в надзорном порядке, по этой причине суд должен располагать сведениями о лицах, участвующих в деле, и о местах их жительства или нахождения;
2) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанциям, и содержание принятых ими решений. До пересмотра судебного постановления в надзорном порядке дело может пройти рассмотрение не только по первой, но и по второй и даже по надзорной инстанциям. По этой причине к моменту пересмотра дела по нему могут быть как решения, определения суда первой инстанции, так и определения второй и надзорной инстанций;
3) указание на решение, определение суда, которые обжалуются. Поскольку по одному делу возможно существование нескольких судебных постановлений, то в надзорной жалобе, представлении надлежит указать на то, какое именно решение, определение обжалуется.
После описания состоявшихся решений по делу, указания на то, какое судебное постановление обжалуется, необходимо привести аргументацию необходимости пересмотра дела в порядке надзора, что отражается в мотивировочной части надзорной жалобы и представления прокурора. ГПК РФ требует указать на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона, поскольку именно существенное нарушение закона служит основанием для положительного решения вопроса об истребовании дела.
Понятие "существенное нарушение закона" носит оценочный характер и является новацией в определении оснований пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. ГПК РФ не содержит дефинитивной нормы, определяющей, что же является существенным нарушением закона.
5. Заключительная часть надзорной жалобы и представления прокурора содержит просьбу лица, подающего жалобу или представление. Просьба названных лиц основывается на той цели, ради которой подается жалоба или представление, - истребование дела судом и передача дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления в надзорном порядке (ч. 2 ст. 381, ч. 2 ст. 382 ГПК РФ). Характер ходатайства перед судом надзорной инстанции предопределен содержанием полномочий суда в соответствии со ст. 390 ГПК.
Если надзорная жалоба подается представителем, то необходимо приложение к ней надлежаще оформленной доверенности. В силу ст. 54 ГПК РФ обжалование отнесено к специальным полномочиям. Следовательно, в доверенности должно быть указано на право представителя обжаловать судебные постановления, в т.ч. в порядке надзора.
6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает особое правило о требованиях к мотивировочной части надзорной жалобы и представления прокурора при обжаловании определения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных в порядке надзора. В соответствии с ч. 3 ст. 377 ГПК РФ жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики. По этой причине как в надзорной жалобе, так и в представлении прокурора должно содержаться указание на то, в чем выразилось нарушение единства судебной практики, а также доказательства наличия данного нарушения. В противном случае нет оснований для подачи надзорной жалобы или представления. Как отмечалось выше, нарушение единства судебной практики - категория оценочная. Такие нарушения могут быть связаны с нарушением постановлений Пленума Верховного Суда РФ, совместных постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, линии судебной практики, сформировавшейся в определениях Президиума Верховного Суда РФ, и пр.
Часть 3 комментируемой статьи содержит еще одно дополнительное требование к мотивировочной части надзорной жалобы, обусловленное спецификой субъекта, обращающегося в суд. Надзорная жалоба в силу ст. 376 ГПК РФ может быть подана не только лицами, участвующими в деле, но и иными лицами, чьи права и интересы были нарушены вынесенным судебным постановлением. К таким лицам могут быть отнесены те, кто не был привлечен к рассмотрению дела, но чьи права были ущемлены судебным постановлением. Это может касаться, например, лиц, которые должны были быть привлечены в качестве соответчиков, но не были привлечены, а суд возложил на них обязанности своим судебным постановлением, и т.д. Для того чтобы определить, что данное лицо в действительности имело право на принесение надзорной жалобы, а также для разрешения вопроса о необходимости пересмотра дела в надзорном порядке, в мотивировочной части жалобы должно быть указано, какие права и интересы были нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. Одновременно важно отметить, что указанное лицо не привлекалось к участию в гражданском процессе, следовательно, не обладает статусом лица, участвующего в деле.
7. Часть 4 комментируемой статьи вводит дополнительное требование к описательной части надзорной жалобы и представления прокурора на тот случай, если ранее данные процессуальные документы подавались в надзорную инстанцию: необходимо указать на принятое решение суда. Согласно п. 4 ч. 1 настоящей статьи надзорная жалоба или представление прокурора должны включать указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанциям, и содержание принятых ими решений. Таким образом, требование ч. 4 является развитием названного положения: если ранее было обращение о пересмотре судебного постановления в порядке надзора, то суд, рассматривавший надзорную жалобу или протест прокурора, мог затребовать дела, отказать в этом и в итоге прийти к выводу о необходимости пересмотра судебного акта или к отказу в таком пересмотре. Любой вывод, к которому пришел суд, важен для суда, принимающего к своему рассмотрению надзорную жалобу или представление прокурора. Именно по этой причине ч. 4 ст. 378 требует указания на решение суда, если ранее надзорная жалоба или представление прокурора подавались в надзорную инстанцию.
8. Часть 5 комментируемой статьи содержит общее требование к заключительной части надзорной жалобы и представления прокурора о необходимости их подписания лицом, подающим соответствующий документ. Здесь же предусмотрен и частный случай, когда надзорная жалоба подается представителем. Как известно, представитель вправе участвовать в рассмотрении дела на любой стадии гражданского процесса, в частности, ему предоставлено право обжалования судебных постановлений. Обжалование судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора не является исключением из общего правила. Поскольку данное полномочие отнесено к разряду специальных, то об уполномочивании представителя на обжалование судебного постановления в порядке надзора должно быть сделано специальное указание в доверенности. В случае подписания надзорной жалобы представителем к жалобе должны также прилагаться доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. Поскольку ГПК РФ различает виды представительства, постольку полномочия представителя удостоверяются различными документами. По общему правилу, когда имеет место договорное представительство (например, в деле участвует адвокат), полномочия адвоката удостоверяются доверенностью.
9. Доверенность, выдаваемая гражданам, может быть удостоверена в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, жилищно - эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующей воинской части, соединения, учреждения, военно - учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащим, работникам этих части, соединения, учреждения, военно - учебного заведения или членам их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальниками соответствующих мест лишения свободы.
Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица и скрепляется печатью этой организации.
К законным представителям в силу действующего законодательства относятся родители, усыновители и опекуны, попечители. Права и обязанности законных представителей определены семейным законодательством. Их полномочия удостоверяются документами, которые подтверждают родственные отношения и удостоверяют личность: свидетельством о рождении ребенка и паспортом, - если представителем выступает родитель, для опекунов, попечителей - опекунскими или попечительскими удостоверениями. Если в качестве законного представителя действует усыновитель, то его полномочия определяются свидетельством о государственной регистрации акта усыновления (ст. 125 СК РФ) или свидетельством о рождении ребенка в случае вынесения судебного решения о записи усыновителей в качестве родителей ребенка в книге записей актов гражданского состояния (ст. 136 СК РФ).
По общему правилу право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Однако для обжалования судебных постановлений необходимо наличие доверенности, в которой должно быть отражено полномочие на принесение надзорной жалобы.
Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде (см. комментарий к ст. 53 ГПК РФ). Однако данное правило относится непосредственно к уполномочиванию представителя на ведение дела в процессе судебного разбирательства, и вряд ли есть основания распространять данное правило на систему обжалования судебных актов.
Полномочия представителя организации подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение (это может быть удостоверение, копия приказа о назначении на должность и пр.).
10. Если прокурор приносит в суд представление, то оно должно быть подписано им. При этом должны быть соблюдены требования ст. 377 ГПК РФ, определяющей, какие должностные лица прокуратуры уполномочены на принесение представлений. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации вправе обращаться: 1) Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд надзорной инстанции; 2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиумы верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Надзорные жалобы и представления прокурора должны содержать обязательные документы в качестве приложений. В силу ч. 6, 7, 8 комментируемой статьи к надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются: 1) заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу; 2) копии надзорной жалобы или представления прокурора по числу лиц, участвующих в деле; 3) если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Согласно Закону о госпошлине если надзорная жалоба подана на судебное постановление, которое не было обжаловано в кассационном порядке, то заявитель должен уплатить государственную пошлину, предоставив в суд квитанцию об уплате. Размер государственной пошлины составляет 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений неимущественного характера, а при подаче надзорной жалобы на судебное постановление имущественного характера государственная пошлина составляет 50% от размера государственной пошлины, исчисляемой от суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле (п. 1 ст. 4 Закона). Прокурор, обращаясь к суду с представлением на судебное постановление, вступившее в законную силу, освобождается от уплаты государственной пошлины. Аналогичным образом действует ст. 89 ГПК РФ, устанавливающая случаи освобождения от уплаты государственной пошлины (см. комментарий к гл. 7 ГПК РФ).




Вернутся в раздел Комментарии к законам