Комментарии к законам

Статья 2.2 КоАП РФ устанавливает, что административное правонарушение признается совершенным:. - умышленно - если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;



- по неосторожности - если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
4. Давность привлечения к ответственности
за совершение правонарушения
Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены в ст. 4.5 КоАП РФ. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из изложенного сроки давности привлечения к ответственности составляют:
- за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.3 - 15.9 и 15.11, - один год;
- за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.22, - один год;
- за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6 и 19.7, - два месяца.
Согласно положениям ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
5. Должностные лица и органы,
осуществляющие производство по делам о правонарушениях.
Порядок производства
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, которое рассматривается в настоящей главе, считается возбужденным с момента:
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.
Административное расследование в соответствии с п. 1 ст. 28.7 КоАП РФ проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области налогов и сборов осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола гражданину, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, указаны в ст. 28.3 КоАП РФ. Исходя из положений указанной статьи протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:
- о правонарушениях, предусмотренных ст. 15.3 - 15.9, 15.11 Кодекса, - согласно п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица налоговых органов; ч. 5 ст. 28.3 Кодекса устанавливает полномочия должностных лиц государственных внебюджетных фондов составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.3, 15.4, ч. 1 ст. 15.6, ч. 1 ст. 15.7, ст. 15.8; согласно п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8 и 15.9, также уполномочены составлять должностные лица таможенных органов;
- о правонарушениях, предусмотренных ст. 16.22 Кодекса, - согласно ч. 1 ст. 23.8 и ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов;
- о правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6 и 19.7 Кодекса, - согласно п. 5, 6 и 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица (соответственно) налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов (право составлять протоколы о перечисленных правонарушениях предоставлено должностным лицам довольно широкого круга органов исполнительной власти, однако это не относится к осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах).
Как определено в п. 7 ст. 101 и п. 13 ст. 101.1 НК РФ, по выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица (в том числе налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций) подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что предоставление должностным лицам государственных внебюджетных фондов права составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.3, 15.4, ч. 1 ст. 15.6, ч. 1 ст. 15.7, ст. 15.8 КоАП РФ, не вполне согласуется с положением ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (см. разд. "Общие положения о налоговой ответственности" гл. I). Напомним, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном НК РФ. О составе государственных внебюджетных фондов РФ см. разд. "Общие положения о налоговой ответственности" гл. I.
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, за следующими исключениями:
- в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения;
- в случае проведения административного расследования протокол составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ (срок проведения расследования не может превышать один месяц, в исключительных случаях срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца).
В соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
6. Должностные лица и органы,
рассматривающие дела о правонарушениях
Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, указаны в гл. 23 КоАП РФ. Согласно положениям указанной главы дела об административных правонарушениях рассматривают:
- о правонарушениях, предусмотренных ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ, - в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 23.1 Кодекса судьи районных судов, если производство по делу осуществляется в форме административного расследования, и мировые судьи в остальных случаях;
- о правонарушении, предусмотренном ст. 16.22 КоАП РФ, - в соответствии со ст. 23.8 Кодекса от имени таможенных органов руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (т.е. ГТК РФ), и его заместители, начальники региональных таможенных управлений и их заместители, начальники таможен и их заместители, начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;
- о правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6 и 19.7 КоАП РФ, - в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 23.1 Кодекса судьи районных судов, если производство по делу осуществляется в форме административного расследования, и мировые судьи в остальных случаях.
Административные правонарушения в области налогов и сборов связаны с неисполнением (ненадлежащим исполнением) организациями обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Ответственность непосредственно организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей установлена в соответствующих статьях гл. 16 и 18 НК РФ. Статьи 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ (за исключением отдельных положений ч. 1 ст. 15.6) предусматривают административную ответственность руководителей и других работников организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение этими организациями обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.




Вернутся в раздел Комментарии к законам