2. Документы представляются плательщику в той форме, в которой они получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции.
3. Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.
Если документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.
4. Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.
5. Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку - эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.
Комментарий к статье 875
1. Значение производимой банком формальной проверки поступивших документов (п. 1 комментируемой статьи) значительно возрастает при бесспорном (безакцептном) списании средств, т.к. в этом случае ее не может сделать плательщик.
2. Характер формальной проверки, осуществляемой исполняющим банком, заключается в выполнении им следующих действий. Банк должен проверить правильность оформления поступивших документов, наличие реквизитов, ссылок на нормативные акты и т.п. Списание, произведенное на основании платежного документа, не подлежащего исполнению в связи с его неправильным оформлением (к примеру, при отсутствии в нем указания об основаниях взыскания), является нарушением действующих банковских правил и условий договора банковского счета. Не может быть исполнен, например, расчетный документ, если в нем указан плательщик, который в данном банке не обслуживается. По одному из дел, рассмотренных арбитражными судами, взыскатель попытался получить сумму денежного долга по исполнительному документу со счета структурной единицы должника, однако банк вернул взыскателю документы без исполнения со ссылкой на то, что должник, указанный плательщиком в инкассовых поручениях, не является клиентом банка. Суд сделал вывод, что действия банка обоснованны, поскольку оформленные истцом инкассовые поручения не отвечают банковским правилам, в них указан счет не самого плательщика, а его структурного подразделения. Из представленных банку платежных документов нельзя было установить, что владелец счета является структурным подразделением должника (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.03.99 N 2205/98).
Прием банком документов после истечения срока давности допускается только при наличии копии определения суда общей или специальной компетенции о восстановлении этого срока.
3. Необходимо, чтобы фактические данные, содержащиеся в документе, приложенном к инкассовому поручению, совпадали с данными самого инкассового поручения. Так, банк, производящий формальную проверку, обнаружил, что сумма денежного долга, указанная в исполнительном документе в иностранной валюте, отсутствовала в инкассовом поручении, которое было предъявлено к рублевому счету должника. При рассмотрении дела суд указал, что в инкассовом поручении неясно указана сумма, подлежащая взысканию в рублях, и, кроме того, исполнительный лист не содержит указания на пересчет денежных средств, присужденных судом взыскателю в иностранной валюте, в рубли по курсу ЦБР на день исполнения решения суда. Поэтому суд признал обоснованными действия банка, который возвратил исполнительный лист из-за неясности содержащихся в нем формулировок (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.05.2000 N 7360/99 - Вестник ВАС РФ, 2002, N 8).
Банк должен проверить, существует ли нормативный акт, на пункт или статью которого сослался взыскатель для обоснования своего права, предусматривает ли он бесспорное (безакцептное) списание средств со счетов плательщиков. Если возможно, банк должен проверить, имеются ли полномочия на бесспорное (безакцептное) списание средств у органа, предъявившего документы.
Банк, осуществляющий формальную проверку расчетных документов при акцептной форме расчетов, должен ограничиться проверкой правильности оформления поступивших документов.
4. Пунктом 2 ст. 875 ГК и п. 8.8 ч. I Положения о безналичных расчетах установлены на первый взгляд противоречивые последствия представления в исполняющий банк документов, оформленных в нарушение действующих правил.
В соответствии с п. 1 ст. 875 при отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения. Абзац 2 п. 8.8 ч. I Положения о безналичных расчетах устанавливает иное правило, согласно которому расчетные документы, оформленные с нарушением установленных правил, подлежат возврату с отметкой о причинах возврата. Аналогичное правило содержится в п. 1.7.4 разд. I ч. III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18.06.97 N 61, утв. ЦБР 18.06.97 N 02-263.
Таким образом, ГК обязывает банк сначала уведомить клиента о недостатках формы представленных им расчетных документов, и банк вправе вернуть их без исполнения только в случае, если эти недостатки не будут устранены. Банковские правила, напротив, обязывают банк сразу вернуть клиенту неправильно оформленные им расчетные документы. Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что отмеченная коллизия отсутствует.
Представляется, что в п. 8.8. ч. I Положения о безналичных расчетах и в п. 1.7.4 разд. I ч. III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях установлен общий порядок работы банка с вновь полученными расчетными документами: кредитная организация отказывает в приеме расчетных документов, если у нее возникли сомнения относительно наличия у лиц, подписавших эти документы, права распоряжаться счетом, либо при нарушении требований по оформлению расчетных документов. Вместе с тем п. 1 ст. 875 регулирует специальный случай, когда банк, принявший инкассовое поручение, обнаружил какие-либо противоречия между расчетным документом и приложением либо отсутствие приложения.
Таким образом, во всех случаях неправильного оформления инкассового поручения, не подпадающих под признаки п. 1 ст. 875, банк отказывает в приеме расчетных документов. Пункт 1 ст. 875 допускает возможность дооформления документов без их возвращения клиентам.
5. В п. 15 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной и инкассовой форм расчетов, указано, что исполняющий банк обязан принимать и исполнять платежные требования лишь при наличии соглашения об этом с владельцем счета. Следует учесть, что данное разъяснение касается применения прежнего законодательства о безналичных расчетах, в частности письма ЦБР от 30.06.94 N 98 "О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплении платежной дисциплины в народном хозяйстве" (Закон, 1997, N 1), которое в настоящее время утратило силу. В связи с утверждением Положения о безналичных расчетах, которое безусловно обязало банки осуществлять расчеты платежными требованиями, п. 15 указанного Обзора применению не подлежит.
6. Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом (т.е. с согласия), так и без акцепта плательщика - в случаях, предусмотренных законодательством (см. п. 2 ст. 854 и коммент. к ней).
Пунктом 10.1 ч. I Положения о безналичных расчетах предусмотрено, что срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. Однако он не может быть менее 5 рабочих дней. Оформляя платежное требование, кредитор (получатель средств) по основному договору указывает количество дней, установленных договором для акцепта. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считаются 5 рабочих дней.
Пункт 1 ст. 15 Закона об агропромышленном производстве предусматривает специальный срок для акцепта: по скоропортящимся товарам - до 5, по остальным - до 10 дней после поступления расчетных документов в банк плательщика, который и подлежит применению.
7. Банк не связан условиями основного договора между плательщиком и получателем средств. Поэтому, если в основном договоре будет указана одна продолжительность срока для акцепта (или такое условие будет отсутствовать), а в платежном требовании - другая, банки должны руководствоваться только данными полученных ими расчетных документов.
Срок исчисляется в рабочих днях. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не принимается. До получения акцепта плательщика либо наступления срока платежа платежные требования помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" (картотека N 1).
Учитывая ошибки прежнего нормативного регулирования, Положение о безналичных расчетах возложило на банк обязанность уведомлять плательщика о поступлении платежного требования. Пункт 10.2 ч. I Положения о безналичных расчетах предусматривает, что такое уведомление осуществляется путем передачи платежных требований плательщику исполняющим банком в порядке, предусмотренном договором банковского счета.
8. Вопрос о виде акцепта платежных требований долгое время оставался спорным. В теории банковского права существуют два вида акцепта платежных требований: последующий и предварительный. Последующий акцепт применялся только в советское время и был отменен как противоречащий рыночным отношениям. Предварительный акцепт предполагает, что согласие на платеж должно быть получено банком до списания средств со счета плательщика. Однако порядок получения такого согласия может быть различным. Соответственно, предварительный акцепт также подразделяется на виды. Во-первых, он может быть положительным. В этом случае согласие плательщика на списание средств с принадлежащего ему счета выражается путем совершения им определенных действий, свидетельствующих о согласии на списание платежа. Например, по прежнему законодательству о расчетах при желании заплатить плательщик ставил свою подпись на первом экземпляре платежного требования-поручения. Кроме того, плательщик может акцептовать платежное требование путем представления в банк заявления, составленного в произвольной форме и оформленного подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати. Во-вторых, предварительный акцепт может быть отрицательным. Он предполагает, что согласие плательщика на списание средств имеется, если в течение установленного для акцепта срока плательщик не представит в банк заявление об отказе от акцепта. Такой вид акцепта получил на практике название "акцепт в виде молчания" и был предусмотрен п. 10.10 ч. I Положения о безналичных расчетах.
Решением ВС РФ от 06.11.2001 N ГКПИ 01-1369 (Бюллетень ВС РФ, 2002, N 6) этот пункт был признан недействительным и не порождающим правовых последствий. Одновременно ВС РФ признал недопустимым списание средств со счета плательщика без ясно выраженного им согласия на совершение указанной операции. Исходя из этого можно считать, что впредь до получения от ЦБР официальных разъяснений платежные требования следует оплачивать в порядке предварительного положительного акцепта. Поэтому при неполучении банком письма плательщика с согласием на оплату платежного требования, оно считается неакцептованным и должно быть возвращено получателю средств.
9. Плательщик вправе отказаться от акцепта платежных требований также путем предъявления в банк заявления об отказе от акцепта по установленной форме по основаниям, предусмотренным в договоре, с обязательной ссылкой на его пункт и указанием мотива отказа (пп. 10.5 и 10.6 ч. I Положения о безналичных расчетах). В связи с указанным правилом возник вопрос: вправе ли клиент в письменном виде отказаться от оплаты платежного требования, ранее им акцептованного, если деньги со счета еще не списаны? Согласие клиента на списание средств с принадлежащего ему счета является односторонней сделкой, порождающей для обслуживающего банка обязанность списать средства и направить их получателю. Следовательно, для изменения или отмены этой сделки достаточно волеизъявления совершившего ее лица. Поэтому до тех пор, пока сумма платежного требования еще не списана с корреспондентского счета банка плательщика, плательщик вправе отменить свой акцепт.
10. Унифицированные правила по инкассо (ред. 1995 г., Публикация МТП N 522) предусматривают возможность инкассирования банками финансовых или коммерческих документов. Под финансовыми документами понимаются переводные векселя, простые векселя, чеки, платежные расписки или т.п. документы, используемые для получения платежа деньгами. Термин "коммерческие документы" означает счета-фактуры, отгрузочные документы, документы о праве собственности или т.п. документы или какие-либо документы, не являющиеся финансовыми документами.
В российских кредитных организациях ни коммерческие, ни финансовые документы практически не инкассируются (из-за неприспособленности законодательства о расчетах). Исключение составляют случаи, когда к платежным требованиям энергоснабжающих и др. подобных организаций прилагаются документы, содержащие показания соответствующих измерительных приборов. Их можно было бы рассматривать в качестве счета.
Вместе с тем норма, которая должна определять обязанности исполняющего банка при инкассо финансовых и коммерческих документов (долговые документы), существует - это п. 3 комментируемой статьи.
11. Срок для предъявления к акцепту или платежу простого или переводного векселя исчисляется по правилам, установленным ст. 21 - 23, 34 - 37, 72 - 74 Положения о переводном и простом векселе, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341 (Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР, 1937, N 52, ст. 221), и субсидиарно - ст. 190 - 194 ГК в части, не противоречащей Положению. При исчислении срока по другим денежным обязательствам следует руководствоваться ст. 190 - 194 ГК.
12. Акцептованные платежные требования, а также расчетные документы, оплачиваемые без согласия плательщика, должны быть списаны и перечислены получателю в сроки, установленные ст. 849 ГК.
Этот срок должен исчисляться начиная со дня получения банком письма плательщика о согласии на платеж.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (картотека N 2) с указанием даты помещения в картотеку.
13. Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.
В соответствии с п. 8.10 ч. I Положения о безналичных расчетах допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке N 2.
Право обязанного лица производить частичные выплаты по векселю предусмотрено ст. 39 Положения о переводном и простом векселе.
14. Суммы, списанные со счета плательщика (инкассированные суммы), исполняющий банк обязан немедленно перечислить в распоряжение банка-эмитента. Это означает, что исполняющий банк должен либо зачислить эти средства на корреспондентский счет банка-эмитента (при наличии прямых корреспондентских отношений), либо дать поручение ЦБР о переводе платежа на корреспондентский счет банка-эмитента в РКЦ для зачисления его на счет получателя. В этом случае ЦБР привлекается к выполнению операции по переводу денежных средств на основании ст. 313 ГК.
Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных им сумм причитающееся ему вознаграждение, возмещение издержек и расходов, если иной порядок указанных выплат не установлен договором или банковскими правилами. При наличии прямых корреспондентских отношений между банком-эмитентом и исполняющим банком они вправе по-иному решить вопрос о совершении рассматриваемых платежей. Например, они могут списываться исполняющим банком с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке.
Действующее законодательство не содержит механизма реализации этой нормы при отсутствии между банком-эмитентом и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. Кроме того, возникает проблема определения размера вознаграждения исполняющего банка. Ее можно решить, руководствуясь п. 3 ст. 424 ГК.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 875. Исполнение инкассового поручения. 1. При отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения.
Вернутся в раздел Комментарии к законам