2. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Комментарий к статье 854
1. Согласие владельца счета на списание средств является основанием для совершения банком этой расходной операции. Списание средств без его согласия является исключением и допускается только в трех случаях, перечисленных в п. 2 комментируемой статьи.
2. По решению суда банк может списать сумму долга без согласия должника на основании исполнительного листа.
2.1. Юридические лица - взыскатели должны представить в обслуживающий банк инкассовое поручение (пп. 8.3, 12.1, 12.2 ч. I Положения о безналичных расчетах).
Указанное правило иногда оспаривается на практике, поскольку ст. 6 Закона об исполнительном производстве, во-первых, позволяет взыскателю обратиться непосредственно в банк должника, а не в свой банк, и, во-вторых, не предусматривает необходимости оформления инкассового поручения. Отсюда делается вывод, что Положение о безналичных расчетах противоречит ст. 6 Закона об исполнительном производстве.
Представляется, что указанные нормативные акты не вступают в коллизию, поскольку у них разная сфера действия. Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов службами судебных приставов. Положение о безналичных расчетах определяет только порядок безналичных расчетов. Вместе с тем очевидно, что исполнение исполнительных документов через банки должно осуществляться путем безналичных расчетов. В этом случае инкассовое поручение необходимо, т.к. является стандартизированной формой письменного волеизъявления клиента на получение суммы долга в принудительном порядке. Его отсутствие лишает банк права осуществить указанную операцию.
Положение о безналичных расчетах содержит механизм исполнения исполнительных документов через банк взыскателя. Однако оно не регулирует исполнение исполнительных документов через банк должника. В этом случае заполнение инкассового поручения может оказаться недостаточным, поскольку банк должника не в состоянии проверить полномочия лиц, составивших такое поручение. Поэтому следует признать наличие пробельности законодательства о безналичных расчетах, которая на сегодняшний день может быть восполнена только путем заключения договора поручения между банком должника и взыскателем.
Судебная практика по указанной проблеме неустойчива (см. Определение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2002 N А40-594/02ИП-6; Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2002 N 10103/01; решение Верховного Суда РФ от 21.05.99 N ГКПИ 99-364).
2.2. Взыскание средств с бюджетных счетов на основании исполнительных листов судебных органов имеет особенности (см., например, ст. 239, 286 - 288 Бюджетного кодекса).
Порядок взыскания средств различен и зависит от правового режима бюджетного счета должника:
а) взыскание средств со счетов бюджетных организаций, открытых в органах федерального казначейства, за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в бесспорном порядке. Оно производится органами Федерального казначейства в добровольном порядке (ст. 127 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" - СЗ РФ, 2001, N 53, ст. 5030).
Порядок исполнения решений судов в этом случае определяется Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143 (СЗ РФ, 2001, N 10, ст. 959), а также Правилами организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утв. Приказом Минфина России от 15.05.2001 N 36н (Финансовая газета, 2001, N 22).
Указанными нормативными актами определено, что исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству получателя средств федерального бюджета вместе с решением суда должен быть предъявлен взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств. Исполнение решения суда осуществляется на основании платежного поручения органа федерального казначейства. Данный порядок предусматривает возможность частичного исполнения решений судов в случаях недостаточности денежных средств у бюджетополучателя. В случае если орган федерального казначейства возвратил исполнительный лист взыскателю на основании п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143, с отметкой о невозможности исполнения ввиду отсутствия на лицевых счетах должника денежных средств и наличия у должника счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, взыскатель имеет право предъявить данный исполнительный лист в учреждение ЦБР, в кредитную организацию или в службу судебных приставов;
б) взыскание с Минфина России сумм в возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации также не может осуществляться в бесспорном порядке со счета федерального бюджета.
В соответствии со ст. 128 Закона N 194-ФЗ исполнительные листы судебных органов должны направляться в Минфин России.
Выплата гражданину или юридическому лицу средств для возмещения вреда осуществляется на основании их письменного заявления через указанные ими счета в банке или иной кредитной организации (см. Приказ Минфина России от 23.11.98 N 236 "О совершенствовании организации работы по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов" (Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету, 1999, N 1);
в) если взыскание долга производится со счета бюджетной организации, финансируемой из федерального бюджета, со счета, открытого ею в нарушение бюджетного законодательства в кредитной организации или в РКЦ (ГРКЦ) ЦБР, то исполнение исполнительного документа осуществляется в общем порядке путем бесспорного списания средств со счета должника. На этот счет не распространяется действие ст. 239 Бюджетного кодекса и Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143;
г) порядок взыскания средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов должен определяться соответствующими органами исполнительной власти (письмо Минфина России на запрос ЦБР от 19.12.2001 N 3-12-11/20).
3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи списание денежных средств без согласия владельца счета может осуществляться также в случаях, предусмотренных в законе. В соответствии со ст. 3 ГК к гражданскому законодательству Российской Федерации относятся только ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Следовательно, после вступления в силу второй части ГК (1 марта 1996 г.) нормы о бесспорном (безакцептном) списании средств могут содержаться только в федеральных законах.
Вводным законом (ст. 4) установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй ГК законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй ГК. Изданные до введения в действие части второй ГК нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Разъясняя приведенные выше нормы в информационном письме Президиума ВАС РФ от 01.10.96 N 8 "О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента" (Вестник ВАС РФ, 1996, N 12), ВАС РФ сделал следующий вывод: когда указанными нормативными актами, в т.ч. постановлениями Верховного Совета РФ, носящими нормативный характер, а также постановлениями Правительства РФ, принятыми в пределах полномочий, данных Правительству РФ в законе либо указе Президента РФ, установлен безакцептный порядок списания денежных средств, они подлежат применению впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу.
3.1. На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации предусмотрено около 30 случаев, когда средства со счета плательщика могут списываться в бесспорном (безакцептном) порядке без решения суда. Эта проблема неоднократно рассматривалась Конституционным Судом РФ применительно к отдельным конкретным случаям.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" (СЗ РФ, 1997, N 1, ст. 197) и Определением Конституционного Суда РФ от 06.11.97 N 111-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Архангельской области о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 50, ст. 5710) взыскание органами налоговой полиции и налоговыми инспекциями в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам, а также пени в случае задержки уплаты налога в бесспорном порядке признано не противоречащим Конституции.
С другой стороны, бесспорное списание теми же органами с налогоплательщиков - юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) без их согласия признается не соответствующим Конституции (ч. 3 ст. 35, ст. 45 и ч. 1 и 2 ст. 46). Одновременно в Определении Конституционного Суда РФ от 06.11.97 N 111-О был сделан вывод, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц указанных сумм без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом принимается решение о производстве взыскания.
Дальнейшим развитием рассматриваемой позиции является точка зрения Конституционного Суда РФ, изложенная в его Определении от 06.07.2001 N 131-О "По жалобе Сберегательного банка Российской Федерации и ОАО "Красноярскэнерго" на нарушение конституционных прав и свобод положением статьи 124 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" (СЗ РФ, 2001, N 32, ст. 3408). Конституционный суд РФ распространил на безакцептное списание средств в случаях, установленных законом, ранее сделанный вывод о невозможности бесспорного списания штрафа. В п. 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ указано, что положение ст. 124 ТУЖД о безакцептном порядке взыскания с грузополучателей сумм штрафов, предусмотренных его ст. 121, постольку, поскольку оно служит основанием для безакцептного взыскания сумм штрафов при несогласии грузополучателей с их уплатой, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами. Такой вывод означает, что платежные требования железных дорог, оплачиваемые в соответствии со ст. 124 ТУЖД в безакцептном порядке и выставленные к счетам грузополучателей, не могут исполняться банками без согласия клиентов и должны передаваться последним для акцепта.
3.2. На практике возник вопрос: какой документ обязана представлять в банк налоговая инспекция для списания со счета налогоплательщика сумм недоимки и пени - одно инкассовое поручение либо к нему должно быть одновременно приложено соответствующее решение налогового органа.
По мнению налоговых органов, таким документом должно быть инкассовое поручение, т.к. оно подпадает под действие п. 5 ст. 7 Закона об исполнительном производстве. К числу исполнительных документов указанным пунктом отнесены оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов.
Представляется, однако, что изложенная точка зрения является необоснованной. Она не учитывает, что инкассовое поручение налоговых органов не может соответствовать требованиям ст. 8 Закона об исполнительном производстве, предъявляемым к исполнительным документам. В частности, инкассовое поручение не может содержать такие обязательные сведения, как резолютивная часть решения налогового органа о взыскании с налогоплательщика соответствующих сумм и его адрес, поскольку формуляр поручения не рассчитан для заполнения указанных сведений. Аналогичной точки зрения придерживаются Департамент судебных приставов Минюста России (письмо с ответом на конкретный запрос от 29.05.2002. N 06-2468) и Управление МНС России по Республике Татарстан (письмо с ответом на конкретный запрос от 24.05.02 N 14-01-03/6760).
4. Бесспорное или безакцептное списание средств со счета клиента банка в случаях, предусмотренных договором с его контрагентом, регулируется п. 2 ст. 854 и п. 2 ст. 847 ГК. Безакцептное (бесспорное) списание допускается в случаях, установленных договором между владельцем счета и банком (п. 2 ст. 854) и договором владельца счета со своими контрагентами (п. 2 ст. 847 ГК). Несмотря на редакционную разницу, п. 2 ст. 847 ГК и п. 2 ст. 854 регулируют один и тот же случай. Владелец счета заключает договор со своим контрагентом (основной договор) и предоставляет ему право списать с принадлежащего ему счета соответствующую сумму денег, не получая при этом его согласия непосредственно перед совершением указанной операции. Затем он ставит в известность обслуживающий банк о праве, предоставленном указанному контрагенту. В соответствии с пп. 11.2 и 12.2 ч. I Положения о безналичных расчетах списание средств без согласия владельца счета в случаях, предусмотренных основным договором, может осуществляться как на основании платежных требований, оплачиваемых в безакцептном порядке (безакцептное списание средств), так и на основании инкассовых поручений (бесспорное списание средств).
Между п. 2 ст. 847 ГК и п. 2 ст. 854 существует противоречие. В соответствии с п. 2 ст. 847 ГК клиент вправе дать банку распоряжение (односторонняя сделка) принимать к исполнению требования третьих лиц о списании средств со своего счета в безакцептном (бесспорном) порядке. В соответствии с п. 2 ст. 854 для этого необходим договор между банком и владельцем счета.
Указанное противоречие может быть устранено на основании п. 11.2 ч. I Положения о безналичных расчетах. Обязанность банка выполнять распоряжение третьих лиц о безакцептном списании средств со счета клиента должна основываться на договоре банковского счета (дополнительном соглашении к нему) (п. 2 ст. 854), а конкретные сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименований товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания) могут доводиться до сведения банка односторонним распоряжением клиента (письмом) (п. 2 ст. 847 ГК), направленным во исполнение договора банковского счета.
5. Бесспорное (безакцептное) списание средств со счета плательщика следует отличать от исправления ошибочных записей на счете (сторнирование). При сторнировании не происходит дебетования счета (списания средств). Однако ранее, когда средства получателя поступали по фальшивым авизо, предпринимались попытки представить фактическое списание денег со счета без согласия его владельца как операцию по сторнированию. Вероятно, для исключения в дальнейшем подобной ситуации ЦБР разграничил эти бухгалтерские операции в пп. 3.4.1 и 3.4.2 ч. III "Организация работы по ведению бухгалтерского учета" Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.
В соответствии с п. 3.4.1 указанного нормативного акта ошибки в записях, выявленные до заключения баланса и бухгалтерского журнала (т.е. до конца текущего дня), могут исправляться путем сторнирования (обратным сторном) ошибочной записи и проводки новой правильной записи. Согласия клиента для этого не требуется: списание средств с его счета не осуществляется и о произведенной ошибочной записи он в выписке по счету не информируется.
Если же ошибочные записи выявлены после составления баланса и поэтому могут исправляться только путем списания средств со счетов, то в соответствии с п. 3.4.2 указанного нормативного акта банк обязан получить письменное согласие клиента, если иное не предусмотрено договором счета.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 854. Основания списания денежных средств со счета. 1. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Вернутся в раздел Комментарии к законам