2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Комментарий к статье 797
1. Комментируемая статья сохранила ранее установленный транспортным правом Российской Федерации претензионный порядок досудебного урегулирования споров до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза.
ТУЖД (ст. 135) предусматривает обязательное предъявление претензий в связи с перевозками грузобагажа, а КТМ (ст. 403) - только при перевозке груза в каботаже.
В ст. 797 не предусмотрено обязательное предъявление к перевозчику претензий, вытекающих из перевозки пассажира и багажа. Предъявление претензии является правом (но не обязанностью) пассажира и реализуется по его усмотрению (см., например, ст. 136 ТУЖД). Однако КВВТ (ст. 161), вопреки ст. 797 ГК, установил обязательное предъявление претензии в связи с перевозкой пассажира и багажа внутренним водным транспортом. Полагаем, что исходя из п. 2 ст. 3 ГК должна применяться норма ст. 797.
Претензия должна предъявляться не только в отношении основной суммы требования, но и о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, если заявитель считает, что перевозчик обязан их уплатить в связи с неоплатой основной суммы (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1).
2. Порядок предъявления претензий к перевозчику предусмотрен соответствующими транспортными уставами и кодексами. В основном он един на всех видах транспорта. Предусмотрены перечни лиц, имеющих право на их предъявление, документов, которыми заявитель должен обосновать свою претензию; транспортная организация, к которой претензия предъявляется (ст. 135, 137, 138 ТУЖД; ст. 124, 125 ВК; ст. 161, 162 КВВТ; ст. 403 - 405 КТМ; ст. 159 - 162 УАТ).
Транспортные уставы и кодексы (за исключением п. 1 ст. 404 КТМ) не предусматривают право страховщика предъявить претензию перевозчику в случае выплаты страхового возмещения грузоотправителю (грузополучателю) в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств по перевозке груза. Однако такое право возникает у страховщика в силу ст. 387, 965 ГК (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1). Аналогичные правила действуют и в судах общей юрисдикции.
3. Комментируемая статья не устанавливает срока предъявления претензий к перевозчику, он предусматривается транспортными уставами и кодексами. ТУЖД (ст. 139), УАТ (ст. 163) устанавливают этот срок в отношении грузов - 6 месяцев, штрафов - 45 дней. К водным перевозчикам претензию можно заявить в течение срока исковой давности (ст. 161 КВВТ, ст. 406 КТМ), причем на морском транспорте на время рассмотрения претензии течение давности приостанавливается (п. 2 ст. 407 КТМ). К воздушному перевозчику претензии должны заявляться в течение 6 месяцев (ст. 126, 127 ВК).
Закон не предусматривает право суда восстанавливать пропущенный клиентом претензионный срок. Однако перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока на ее предъявление, если признает уважительной причину пропуска (ст. 139 ТУЖД, ст. 126 ВК).
В транспортных уставах и кодексах определен начальный момент, с которого исчисляется претензионный срок: он зависит от вида транспорта и основания предъявления претензии.
4. В п. 2 комментируемой статьи содержится единое для всех перевозчиков правило в отношении срока рассмотрения претензий, который по грузам составляет 30 дней независимо от содержания претензии и вида перевозки. К этому сроку следует добавлять время, необходимое для доставки адресату почтовой корреспонденции. О результатах рассмотрения претензии перевозчик обязан уведомить заявителя, а в случае ее отклонения или частичного удовлетворения - указать основания принятого решения (ст. 140 ТУЖД, ст. 128 ВК, ст. 163 КВВТ, ст. 407 КТМ, ст. 164 УАТ).
Перевозчик вправе не рассматривать претензию по существу и возвратить ее заявителю в случае нарушения им претензионного порядка. Но если заявитель вторично в пределах срока исковой давности предъявил претензию в установленном порядке, то перевозчик обязан ее рассмотреть (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1). Заявитель вправе оспорить в суде правомерность отказа перевозчика рассматривать претензию в связи с нарушением претензионного порядка. Суд принимает иск заявителя и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в заседании (п. 10 указанного Постановления).
5. В исковом заявлении истец обязан указать сведения о соблюдении им претензионного порядка и приложить к нему документы, подтверждающие соблюдение истцом этого порядка (подп. 8 п. 2 ст. 125, п. 7 ст. 126 АПК). Если арбитражный суд при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству установит, что оно подано с нарушением этих требований, то он выносит определение об оставлении заявления без движения (п. 1 ст. 128 АПК). В случае обнаружения несоблюдения претензионного порядка после принятия искового заявления к производству арбитражный суд оставляет его без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК).
6. Согласно п. 3 комментируемой статьи срок исковой давности по требованиям из перевозки грузов составляет один год. Возможность введения сокращенного срока по сравнению с общим сроком исковой давности предусмотрена ст. 197 ГК. Годичный срок давности должен применяться по всем требованиям, вытекающим из перевозки грузов (несохранность, просрочка в доставке, расчеты по провозным платежам и т.п.), а также к требованиям перевозчика к грузовладельцам. Иски к перевозчику могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа в течение срока, установленного на ее рассмотрение (ст. 141 ТУЖД, ст. 128 ВК, ст. 164 КВВТ, ст. 165 УАТ).
Определение начального момента исчисления срока давности комментируемая статья относит к транспортным уставам и кодексам. На железнодорожном, водном транспорте срок исковой давности исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 141 ТУЖД, ст. 164 КВВТ, ст. 408 КТМ). На воздушном транспорте исчисление этого срока начинается на следующий день после получения ответа перевозчика об отказе или частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки (п. 2 ст. 128 ВК).
7. Требования, вытекающие из перевозки пассажира и багажа, могут предъявляться в течение трехгодичного общего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК.
8. На практике встречаются случаи, когда перевозчик признал претензию, но не перечислил заявителю признанную сумму, что дает право заявителю обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании соответствующей суммы (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1). Полагаем, что срок исковой давности по такому иску составляет 3 года.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов. 1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Вернутся в раздел Комментарии к законам