2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Комментарий к статье 795
1. Комментируемая статья в п. 1 вводит новую норму транспортного права, направленную на повышение ответственности транспортных организаций за обслуживание пассажиров. Причем содержание статьи шире ее наименования: в ней установлена ответственность перевозчика не только за задержку отправления, но и за опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения.
2. Ответственность перевозчика предусмотрена в форме уплаты штрафа, размер которого устанавливают транспортные уставы и кодексы. Железная дорога за задержку отправления или опоздание поезда на станцию назначения (кроме пригородного сообщения) уплачивает пассажиру штраф в размере 3% от стоимости проезда за каждый час задержки, но не более стоимости проезда (ст. 130 ТУЖД). Аналогичная ответственность предусмотрена за задержку отправления судна или прибытия его с опозданием на внутреннем водном транспорте (за исключением перевозок по пригородным и внутригородским маршрутам) (п. 2 ст. 116 КВВТ). Размер ответственности морского перевозчика за это нарушение ограничен 50% платы за проезд пассажира (ст. 196 КТМ). За просрочку доставки пассажира в пункт назначения ВК (ст. 120) предусмотрел уплату штрафа в размере 25% МРОТ за каждый час опоздания, но не более 50% провозной платы. Однако ВК, вопреки ст. 795 ГК, не устанавливает ответственности за задержку отправления. Действующим УАТ не предусмотрена ответственность автомобильного перевозчика за нарушения, предусмотренные ст. 795 ГК. Практическая реализация правил п. 1 комментируемой статьи требует внесения соответствующих дополнений в ВК и УАТ.
3. Ответственность перевозчика в силу п. 1 наступает при наличии его вины, которая предполагается. Перевозчик вправе свою ответственность оспорить, доказывая, что задержка или опоздание транспортных средств вызваны обстоятельствами, от него не зависящими.
4. Пассажир в случае задержки отправления транспортного средства вправе отказаться от перевозки, а перевозчик обязан вернуть провозную плату (п. 2 комментируемой статьи, а также ст. 92 ТУЖД, ст. 100 КВВТ, п. 2 ст. 183 КТМ). УАТ связывает право пассажира отказаться от поездки и потребовать возврата платы с опозданием отправления автобуса против расписания более чем на один час (п. "а" ст. 82 УАТ).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира. 1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Вернутся в раздел Комментарии к законам